30.2. Управление морским и речным транспортом
Морской и речной транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Эти виды транспорта не только выполняли задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т. п, но и всегда были прибыльными, поскольку вносили в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области экономики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэтому в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было достаточно динамичным. Особенно это касается периода независимости Украины, когда государство искало пути наиболее оптимальной системы управления этой сферой народного хозяйства.
Управление в сфере водного транспорта в настоящее время осуществляется по трем основным направлениям:
— управление государственным сектором отрасли морского и речного транспорта — предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государственные судоходные компании и т. п.);
— управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений («Госгидрография», ГП «Дельта-лоцман», лоцманские службы морских торговых портов, ГП «Морком», ГП «Морская аварийно-спасательная служба», Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков, предприятия морских и внутренних водных путей, научные учреждения и т. п.);
— организация надзорной деятельности в отрасли морского и речного транспорта (Госфлотинспекция, Регистр судоходства Украины, инспекции государственного портового надзора, Инспекция главного государственного регистратора флота).
Для эффективного функционирования экономического механизма отрасли и обеспечения выполнения международных обязательств Украины в сфере морского и речного транспорта деятельность в этих направлениях должна координироваться правительственным органом государственного управления.
С принятием Закона Украины «О транспорте» и указов Президента Украины от 15 декабря 1999 г. было определено, что правительственным органом государственного управления в области морского и речного транспорта является Государственный департамент морского и речного транспорта (Укрморречфлот), который действует в составе Минтранса и подчиняется ему. Укрморречфлот функционирует на основании положения о нем, утвержденного Постановлением КМУ от 30 марта 2000 г. Согласно этому акту его основными задачами являются:
— участие в рамках компетенции в реализации государственной политики в области морского и речного транспорта;
— обеспечение развития морского и речного транспорта с целью удовлетворения потребностей населения и общественного производства в морских и речных перевозках;
— осуществление государственного контроля по соблюдению субъектами хозяйствования, выполняющими перевозки пассажиров и грузов морским и речным транспортом, требований нормативно-правовых актов, стандартов и правил, которые регулируют перевозку пассажиров и грузов морским и речным транспортом;
— соблюдение требований законодательства относительно обеспечения безопасности мореплавания;
Укрморречфлот согласно возложенным на него задачам:
— обеспечивает проведение единой экономической, тарифной, социальной, научно-технической и инвестиционной политики в сфере морского и речного транспорта;
— организовывает разработку государственных научно-технических и иных программ и планов развития отрасли;
— оказывает содействие формированию рынка транспортных и транспортно-экспедиционных услуг, совершенствованию структуры управления отраслью, обеспечивает в установленном порядке государственную поддержку предприятий отрасли;
— принимает участие в формировании и реализации антимонопольной политики, как в целом, так и по соответствующим направлениям (демонополизация экономики, развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, применение антимонопольного законодательства).
Следует отметить значительные полномочия этого департамента относительно определения правил безопасности морского и речного судоходства, а также надзора за их выполнением. Так, он осуществляет государственный надзор в морских торговых и речных портах, территориальных водах Украины за соблюдением законодательства о судоходстве, а также соблюдением требований международных договоров Украины всеми морскими и речными судами независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и флага государства, под которым плавает судно; — организует проведение расследований причин аварий и катастроф на морском и речном транспорте, ведет учет этих аварий и аварийных событий, в частности по результатам сюрвеерских обследований судов, приборов и грузов; — организует и координирует, в границах своей компетенции, работу по проведению сертификации, классификации транспортных средств и технологического оборудования, технического надзора за их проектированием, строительством, эксплуатацией и утилизацией;
организовывает, координирует и контролирует работу по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в водах Украины;
обеспечивает разработку проектов нормативно-правовых актов по вопросам безопасности судоходства, перевозок пассажиров и грузов морским и речным транспортом, технологическому сохранению грузов (в том числе опасных); технической эксплуатации морских и речных судов, портовых комплексов, оборудования для судоремонтных заводов, акваторий и подходных каналов, навигационного оснащения, иных сооружений и оборудования, осуществляет контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов по указанным вопросам. Департамент выдает также в соответствии с законодательством субъектам предпринимательской деятельности лицензии на международные перевозки пассажиров и грузов морским и речным транспортом, на агентирование морского торгового флота, прекращает и запрещает в установленном порядке проведение работ в зоне действия навигационного оснащения, если такие работы препятствуют установленному режиму функционирования такого оснащения. Укрморречфлот возглавляет директор, которого назначает на должность и освобождает от должности Кабинет Министров Украины по представлению Министра транспорта. Директор Укрморречфлота имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра транспорта и по согласованию с директором Укрморречфлота. Распределение обязанностей между заместителями проводит директор Укрморречфлота. Вместе с тем существует ряд учреждений, созданных в отрасли постановлениями Кабинета Министров Украины и приказами Минтранса и подчиненных непосредственно Министерству транспорта. Среди них:
Главная государственная инспекция Украины по безопасности судоходства (Госфлотинспекция Украины). В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Кабмина от 30.12.1998 г. № 2098, — создана «для осуществления государственного надзора за безопасностью судоходства на морском и речном транспорте».
Госфлотинспекция согласно возложенным на нее задачам:
1) осуществляет контроль за выполнением требований международных договоров Украины и соблюдением законодательства Украины по безопасности судоходства в морских и речных портах, территориальном море и внутренних морских водах и на внутренних водных путях;
2) осуществляет контроль государства флага за выполнением международных договоров Украины по безопасности судоходства и предотвращению загрязнения окружающей среды судами, которые плавают под флагом Украины, независимо от форм собственности (за исключением флота рыбной промышленности);
3) осуществляет контроль государства порта за соответствием судов, которые заходят в порты Украины, независимо от их флага, действующим стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
4) проверяет готовность морских аварийно-спасательных служб,
в том числе Государственного морского спасательно-координационного центра и его структурных подразделений к ликвидации последствий аварий, катастроф и иных событий;
5) осуществляет контроль за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности норм законодательства и международных договоров Украины по вопросам безопасности судоходства;
6) принимает меры к выполнению международных норм и правил по вопросам безопасности судоходства, предотвращению загрязнения окружающей среды с судов;
7) контролирует организацию безопасной перевозки опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов;
8) принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с безопасностью судоходства, безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов, безопасной перевозкой грузов, регулированием и безопасностью движения в территориальном море, на внутренних водных путях, в том числе в акваториях морских и речных портов и терминалов, на судоходных путях международных транспортных коридоров, а также по вопросам технической эксплуатации и пожарной безопасности судов;
9) организует проведение расследований причин аварий и катастроф на морском и речном транспорте;
10) ведет учет аварий, катастроф, результатов расследований и обследований, принимает меры относительно устранения причин и предотвращения их повторения.
Госфлотинспекция имеет право:
1) беспрепятственно в любое время проверять предприятия, учреждения, организации относительно обеспечения ими безопасности судоходства;
2) отменять в установленном порядке указания должностных лиц, если они противоречат требованиям безопасности судоходства;
3) давать обязательные для выполнения должностными лицами предписания относительно устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства и контролировать их выполнение в установленные сроки;
4) запрещать эксплуатацию судов и выполнение работ, кото-рые создают угрозу жизни и здоровью людей, до устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства;
5) вносить предложения об отстранении от работы работников, действия которых могут повлечь катастрофы, аварии, события или создать угрозу их возникновения;
6) предъявлять предложения о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемым должностям;
7) бесплатно получать от министерств, иных центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций информацию, необходимую для осуществления надзора по обеспечению безопасности судоходства;
8) в установленном порядке останавливать суда или запрещать их движение на отдельных участках судоходных дорог.
Обособленным структурным подразделением Госфлотин-спекции является Государственная инспекция судоходного надзора (далее — инспекция), действующая на основании положения о ней (утверждено приказом Госфлотинспекции от 10 июня 1999 г. № 16).
Эта инспекция соответственно возложенным на нее задачам:
1) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований действующего законодательства Украины по вопросам безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды судами на внутренних водных путях и в речных портах Украины и маломерными судами — в территориальных морских водах и иных водоемах Украины общего пользования, независимо от формы собственности и принадлежности судна;
2) осуществляет выпуск судов в море;
3) выполняет лоцманское проведение по внутренним водным путям Украины;
4) проверяет готовность аварийно-спасательных подразделений к ликвидации последствий аварий, катастроф и иных чрезвычайных событий на внутренних водных путях и в речных портах Украины, координирует проведение таких работ в случае их возникновения;
5) осуществляет государственный контроль за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, требований действующего законодательства Украины по вопросам безопасности судоходства;
6) контролирует организацию безопасной перевозки опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов на внутренних водных путях Украины.
Инспекция имеет право:
1) беспрепятственно в любое время проверять суда, предприятия, учреждения, организации относительно обеспечения ими безопасности судоходства;
2) отменять в установленном порядке указания должностных лиц, если они противоречат требованиям безопасности судоходства;
3) давать обязательные для выполнения должностными лицами предписания относительно устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства и контролировать их выполнение в установленные сроки;
4) запрещать эксплуатацию судов и выполнение работ, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, до устранения нарушений требований нормативных актов по вопросам безопасности судоходства;
5) вносить предложения об отстранении от работы работников, действия которых могут повлечь катастрофы, аварии, аварийные события, или создать угрозу их возникновения;
6) в установленном порядке останавливать суда или запрещать их движение на отдельных участках судоходных путей;
7) направлять в необходимых случаях на медицинский осмотр судоводителей проверяемых судов для определения их способности управлять судами;
8) отстранять от управления судами лиц, действия которых угрожают безопасности судоходства, а при необходимости передавать судно для сохранения в пункты стоянок поднадзорных судов или специальных стоянок за счет судовладельца.
Инспекция главного государственного регистратора флота создана приказом Минтранса от 20.09.1997 № 369 во исполнение Постановления Кабмина от 26.09.1997 г. № 1069 «Об утверждений порядка ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины». В соответствии с Положением «является органом морского транспорта, входящим в сферу управления Министерства транспорта Украины», содержится за счет сборов, взимаемых за выполнение государственных функций. За счет сборов также возмещаются затраты на аренду помещений, на содержание единой государственной электронно-информационной системы регистрации судов в Украине и другие затраты, связанные с регистрацией, включая выдачу судовых документов.
Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков создана постановлением Кабмина от 31.01.2001 г. № 83 на основе государственного предприятия по аттестации и регистрации плавсостава Украины. В соответствии с Положением «является государственной организацией, основанной на государственной собственности, и принадлежит к сфере управления Министерства транспорта». Содержится за счет поступлений за выполнение государственных функций. Большей частью выполняет функции регистрационно-разрешительного учреждения.
Регистр судоходства Украины создан Постановлением Кабмина от 08.06.1998 г. № 814 «Об усовершенствовании технического, классификационого и судоходного надзора на морском и речном транспорте». Является национальным классификационным обществом, которое осуществляет технический надзор и проводит классификацию морских и речных судов. Основан на государственной собственности, принадлежит к сфере управления Минтранса и действует на правах государственного предприятия на основах хозрасчета.
Деятельность отрасли тесно связана с необходимостью международного сотрудничества, соблюдения норм международного морского права и обеспечения требований международных конвенций, в которых участвует Украина. Эта проблема обостряется в последнее время, в частности из-за усиления активности международного терроризма. С 1 июля 2004 года, согласно резолюции ИМО, введен в действие Международный кодекс охраны судов и портовых сооружений (ISPS), который предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей безопасность судов, пассажиров, грузов и портовых сооружений.
Особое место в системе организации морским и речным транспортом занимает капитан судна, поскольку судно является основным субъектом хозяйственной деятельности. Административно-правовой статус капитана судна зависит от назначения судна: морского торгового судна, судна каботажного плавания, судна пор-тофлота. Статус капитана морского торгового судна определяется как международным, так и национальным законодательством. Среди международных — Конвенция ООН по морскому праву (1982), Конвенция МОТ № 53 и другие международные акты, объединенные в документе «Основные направления для морского законодательства», в котором, в частности, отмечается, что:
а) капитан отвечает за сохранность судна и всего того, что находится на его борту;
б) капитан отвечает за управление судном в качестве эксплуатационной единицы;
с) капитан должен сохранять стандарты дисциплины и поведения, необходимые для соответствующего ведения дел; на борту судна капитан является конечным арбитром по всем вопросам дисциплины и т. д.
В нормативных актах Украины два документа определяют положение капитана.
Первый документ — это Устав службы на судах Министерства морского флота СССР. Согласно Постановлению Верховной Рады Украины «О временном действии на территории Украины актов общесоюзного законодательства», в той части, в которой они не противоречат законодательству Украины, Устав службы продолжает оставаться действительным для судов под украинским флагом и определяет организацию службы и основные обязанности лиц судового экипажа.
Статьи 60-125 определяют положение капитана как должностного лица, выполняющего по поручению государства определенные организационно-распорядительные функции, такие как задержание лица, угрожающего безопасности судна или людей, находящихся на нем; органов дознания; регистрация актов гражданского состояния — рождения и смерти людей; удостоверение завещаний.
Более подробно административные полномочия капитана определил Кодекс торгового мореплавания Украины. Поскольку, в соответствии со ст. 58 этого Кодекса, на него возложено не только управление судном, но и принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, предупреждения загрязнения морской среды, поддержания порядка на судне, предупреждения причинения какого-либо вреда судну, людям и грузу, находящимся на нем.
Во время аварийных морских происшествий с судном, а также в случае порчи, повреждения и потери груза или перевозимого багажа, причинения травм людям и иных случаев, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судовладельцу, капитан судна должен применить все необходимые меры по документальному оформлению этих случаев в порядке, установленном действующим законодательством Украины, а также провести предварительное расследование аварийного морского происшествия, независимо от его классифицирования.
Капитан судна имеет право на владение табельным огнестрельным оружием и применение его для обеспечения личной безопасности и безопасности людей и имущества, которые находятся на судне, в порядке и границах, установленных действующим законодательством Украины.
Распоряжение капитана судна, в пределах его полномочий, должны беспрекословно исполняться всеми лицами, находящимися на судне.
В случае невыполнения кем-нибудь из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана — он принимает относительно этих лиц необходимые меры.
Капитан судна имеет право применять меры поощрения и накладывать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа вплоть до отстранения от выполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Украины о труде.
Если действия лица, находящегося на судне, не содержат уголовно-наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или людей и имущества, находящихся на нем, капитан судна имеет право изолировать этих лиц в отдельном помещении. За незаконное содержание в отдельном помещении или иное превышение полномочий относительно поддержания порядка на судне капитан несет ответственность согласно действующему законодательству Украины.
Если все жизненные припасы, в том числе неснижаемый запас продовольствия, исчерпаны, с целью общего распределения капитан судна имеет право провести реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении лиц, находящихся на судне, и реквизицию груза, который находится на судне и может быть использован для питания. О реквизиции составляется акт. Стоимость реквизированного продовольствия и груза возмещается судовладельцем. Если во время рейса возникает неотложная необходимость в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания экипажа, в случае отсутствия возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, капитан судна имеет право продать часть порученного ему имущества, которое не является необходимым для продолжения плавания.
Капитан судна имеет право избрать тот способ приобретения денег для продолжения плавания, который является наименее убыточным для судовладельца и собственника груза.
Стоимость проданного груза должна быть возмещена его собственнику, за исключением случаев, когда вызванные этим убытки подпадают под признаки общей аварии или когда продажа была проведена только в интересах груза.
О каждом случае рождения ребенка, заключения брака на судне капитан обязан составить акт в присутствии двух свидетелей, а также сделать запись в судовом журнале.
Этот акт подлежит предоставлению органам регистрации актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении или о браке.
Капитан судна обязан удостоверить составленное лицом, находящемся на судне, завещание, взять его на хранение и хранить по одному экземпляру удостоверенных им завещаний до передачи начальнику порта Украины или консулу Украины в иностранном порту для последующего отправления их в Государственный нотариальный архив или государственную нотариальную контору по постоянному месту проживания завещателя.
О каждом случае смерти на судне капитан обязан составить акт в присутствии двух свидетелей, а если на судне есть врач или фельдшер, то и в его присутствии, а также сделать запись в судовом журнале.
К акту о смерти прилагается описание имущества умершего на судне. Капитан судна принимает меры к сохранению имущества умершего.
Капитан судна передает акт о смерти и описание имущества консулу Украины, если судно прибывает в иностранный порт, где есть консул Украины, или судовладельцу, если судно прибывает в порт Украины, и принимает меры к погребению умершего. В чрезвычайных случаях, когда судно должно продолжительное время находиться в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело морю, согласно с морскими обычаями, о чем составляется соответствующий акт и вносится соответствующая запись в судовой журнал.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530