27.2. Финансовый контроль
Среди видов государственного специального контроля особая роль принадлежит финансовому контролю.
Финансовый контроль — это деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц по проверке соблюдения требований законодательства в сфере финансовой деятельности и применению, в предусмотренных законом случаях, соответствующих мер воздействия. Финансовый контроль можно рассматривать и как стадию управления финансами.
Финансовый контроль классифицируется по разным критериям: по функциональному характеру, содержанию, объектам, субъектам, временами, формам и методам проведения и т. п.
По времени финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль предшествует осуществлению финансово-хозяйственной операции. Он направлен на предупреждение правонарушений, предотвращение принятия необоснованных управленческих решений. Он осуществляется при составлении планов, смет, соглашений, при утверждении и подписании распорядительных и исполнительных документов. Этот наиболее важный и эффективный вид контроля для предупреждения финансовых правонарушений.
Текущий финансовый контроль имеет оперативный характер, он осуществляется в процессе финансово-хозяйственной деятельности руководителями и соответствующими службами предприятий. Главная его цель — прекратить правонарушения, не допустить их.
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансово-хозяйственных операций, после окончания отчетного периода. Его цель — установить правильность, законность и целесообразность финансово-хозяйственной деятельности.
По источникам проверки финансовый контроль делится на документальный и фактический. Документальный контроль осуществляется путем проверки документов.
Фактический финансовый контроль осуществляется путем проверки фактического наличия средств и ценностей предприятий и организаций, объема выполненных работ, услуг и т. п.
В Украине отсутствует единая система органов финансового контроля как совокупность элементов, взаимосвязь и упорядоченность которых позволяет рассматривать их как целостность.
Действующие ныне органы финансового контроля в структурном отношении представлены несколькими подсистемами, которые не объединены в единую систему, хотя они и взаимодействуют в предусмотренных законодательством случаях.
Понятие «система органов финансового контроля» отличается от понятия «система финансового контроля».
Под системой органов финансового контроля понимают ее структурное построение. Это понятие означает совокупность органов, осуществляющих финансовый контроль, в их взаимосвязи и взаимодействии.
Система финансового контроля включает такие элементы: нормативную базу, которая регулирует деятельность в этой сфере, органы финансового контроля, процедуру его осуществления и практику правоприменения.
Процесс финансового контроля — это совокупность последовательных действий, осуществляемых уполномоченным органом (или лицом) относительно проверки законности при проведении подконтрольным объектом финансовой деятельности. Он состоит из определенных последовательных стадий, а именно:
— выбор объекта контроля, определение цели и средств осуществление контроля;
— проверка или наблюдение, с помощью которых обнаруживается фактическое состояние объекта;
— анализ результатов контроля, их оценка и принятие решений по результатам контроля;
— выполнение предписаний субъектов контроля.
Каждая стадия процесса должна иметь соответствующее документальное отображение, которое детально регулируется законодательством.
Финансовый контроль осуществляется в определенных формах. Форма — это внешнее выражение содержания. Основными формами финансового контроля являются: тематическая проверка, ревизия, обследование, но нужно отметить и такие, как наблюдение, сбор информации, ее уточнение и др.
При осуществлении финансового контроля применяются как общенаучные методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение, так и специальные методы — встречная проверка, инвентаризация, контрольный обмер, счетная проверка и др.
Выбор форм и методов зависит от того, какие цели и задачи стоят перед контролирующим органом, а также от специфики деятельности подконтрольного объекта и от других условий.
Контрольные действия уполномоченого органа при осуществлении финансового контроля отражаются в соответствующих документах, которые в предусмотренных законодательством случаях связаны с применением мер государственного принуждения, то есть с осуществлением юрисдикционных полномочий, которые можно классифицировать в зависимости от конкретного назначения, организационно-правовых форм, конкретных субъектов и др.
В связи с этим целесообразно выделить: а) производство по делам о финансовых (налоговых и других) правонарушениях; б) производство по жалобам на незаконные действия должностных лиц органов финансового контроля.
Финансовый контроль в Украине осуществляется уполномоченными субъектами.
Среди органов финансового контроля следует выделить органы государственного управления общей и специальной компетенции. Рассмотренные выше органы государственного управления финансами являются одновременно и органами финансового контроля общей компетенции. К органам государственного управления специальной компетенции в сфере финансового контроля относятся государственная налоговая служба и государственная контрольно-ревизионная служба. Особая роль принадлежит органам государственной таможенной службы Украины.
Государственная налоговая служба Украины является основным органом финансового контроля в сфере формирования государственных фондов денежных средств, которые обеспечивают функционирование государства.
Согласно Закону Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 5 февраля 1998 года она представлена тремя уровнями: первый уровень — Государственная налоговая администрация Украины; второй уровень — государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; третий уровень — государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах. Государственной налоговой администрации Украины предоставлено право в случае необходимости в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий создавать межрайонные (на два и больше района) и объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции.
Основными задачами государственной налоговой службы являются: ведение учета налогоплательщиков — юридических и физических лиц; осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; предотвращение налоговых правонарушений, отнесенных к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях; принятие в предусмотренных законом случаях нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения; внесение предложений относительно усовершенствования налогового законодательства; разъяснение среди налогоплательщиков законодательства по вопросам налогообложения.
Для выполнения поставленных задач Законом предусмотрена координация деятельности органов государственной налоговой службы Украины с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственными таможенной и контрольно-ревизионной службами, другими контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств.
Государственная контрольно-ревизионная служба является специальным органом финансового контроля, созданным при Министерстве финансов Украины и ему подчиненным.
Структура государственной контрольно-ревизионной службы состоит из таких звеньев: Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионные подразделения (отделы, группы) в районах, городах и районах в городах.
Деятельность государственной контрольно-ревизионной службы регулируется Конституцией Украины, Законом Украины от 26.01.1993 г. «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» (с изменениями и дополнениями), другими законодательными актами, а также актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства финансов.
Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление контроля за сохранением и расходованием средств и материальных ценностей, за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов.
При осуществлении своих полномочий государственная контрольно-ревизионная служба координирует свою деятельность с местными советами, органами исполнительной власти, финансовыми органами, государственной налоговой службой, другими контролирующими органами, органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.
Особую роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Государственной таможенной службе Украины. В соответствии с Законом Украины «О таможенном деле в Украине» контрольные функции таможенных органов в сфере финансов имеют два направления: а) осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства при перемещении через таможенную границу Украины; б) осуществление вместе с Национальным банком Украины комплексного контроля за валютными операциями.
Финансовый контроль осуществляется таможнями при перемещении через таможенную границу денежных средств, соответствующих документов, в том числе валютных, и ценностей, при начислении и взыскании таможенной пошлины и предусмотренных законодательством таможенных сборов. Таможни контролируют уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора субъектами внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Украины.
Государственная политика в сфере финансового контроля направлена на обеспечение законности.
Содержанием законности является суровое, неуклонное соблюдение и выполнение правовых норм всеми участниками общественных отношений: как контролирующими органами и их должностными лицами, так и подконтрольными. Любая из сторон имеет определенные законодательством субъективные права и обязанности, составляющие содержание правоотношений. Законные интересы каждой стороны должны быть надежно защищены.
С этой целью принят ряд нормативных актов, создающих соответствующие механизмы защиты интересов каждой из сторон.
Конституция Украины в ст. 55 гарантирует каждому право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Кроме судебного порядка, законодательство предусматривает и административный порядок обжалования.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530