28.4. Особенности службы в таможенных органах
Становление Украины как независимого и суверенного государства предопределяет необходимость усовершенствования государственной политики, в том числе и таможенной, которая в должной степени может быть осуществлена лишь при наличии эффективно действующей таможенной системы и служащих, которые обеспечивают функционирование этой системы.
По мере развития государства, становления рыночных отношений, интеграции Украины в мировое сообщество кардинально меняется характер работы сотрудников таможенных органов, в первую очередь тех, на которых распространяется действие специальных правил о прохождении службы в таможенных органах. Возрастают требования к их квалификации, повышается ответственность за выполненную работу.
Эти обстоятельства предопределили необходимость срочного обеспечения таможенных органов квалифицированными кадрами, способными работать в условиях перехода Украины к рыночным отношениям, требующих либерализации внешнеэкономической деятельности, активного участия предпринимателей в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины. Основы новой кадровой политики в таможенной службе Украины были заложены в Таможенном кодексе Украины 1991 г, в разделе X которого была определена основа правового статуса должностных лиц.
Этот статус значительно отличается от статуса государственного служащего, определенного Законом Украины «О государственной службе». Это обусловливается объективными факторами — повышенным эмоционально-психологическим напряжением их работы по защите таможенных границ Украины, что связано с противостоянием лицам, которые стараются нарушить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это противостояние имеет сейчас интернациональный характер и касается не только служащих таможенных органов, но, в определенной степени, и членов их семей.
Кроме этого таможенная служба в Украине выполняет разнообразные функции — фискальные, правоохранительные, регулирующие и прочие, которые требуют специальных знаний со стороны служащих таможенных органов, владения техническими средствами, психологией взаимоотношений с клиентами и тому подобное. Поэтому служба в таможенных органах является особым видом государственной службы. Она организована на особых принципах: приоритет прав и свобод гражданина и лица в таможенном деле; равный доступ граждан Украины к службе в таможенных органах; единство требований, которые выдвигаются к прохождению службы в таможенных органах; профессионализм и компетентность служащих таможенных органов; гласность их деятельности, главным образом состоящая в обязанности этой службы информировать лица, которые перемещают товары и транспортные средства через таможенную границу Украины, о действующих правилах этой деятельности; ответственность за принятые решения относительно перемещения этих товаров и транспортных средств, в том числе имущественная, дисциплинарная и уголовная ответственность; внепартийность служащих; стабильность кадров таможенной службы.
Среди служащих таможенных органов особое место занимают должностные лица. К их числу относятся руководители и заместители руководителей центрального аппарата Государственной таможенной службы Украины, региональных таможен, таможен, а также работники таможенных постов, на которых Таможенным кодексом, иными актами законодательства Украины и соответствующими ведомственными нормативными документами возложено осуществление организационно-распорядительных, консультативно-совещательных и правоохранительных функций таможенных органов, а также непосредственное проведение таможенного дела.
Должностными лицами таможенных органов могут быть лишь граждане Украины, которые в границах своих полномочий и функциональных обязанностей обеспечивают выполнение таможенного законодательства и непосредственное осуществление таможенного дела.
Законные требования являются обязательными для выполнения гражданами независимо от их служебного положения.
Должностные лица таможенных органов во время выполнения возложенных на них обязанностей руководствуются только законодательством. Никто другой, за исключением уполномоченных должностных лиц, в случаях, предусмотренных законодательством, не вправе вмешиваться в законную деятельность работников таможенных органов.
Должностные лица таможенных органов обязаны:
— неуклонно придерживаться требований Конституции Украины, Таможенного кодекса Украины, иных актов законодательства Украины, которые регулируют деятельность таможенных органов;
— активно защищать интересы Украины, хранить и приумножать ее экономический потенциал, исторические и культурные ценности украинского народа;
— внимательно относиться к гражданам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, не нарушать их прав, законных интересов, не унижать чести и достоинства;
— добросовестно, на высоком профессиональном уровне осуществлять служебную деятельность, выполнять приказы и распоряжения непосредственных начальников;
— повышать уровень своих знаний и совершенствовать методы работы, связанные с осуществлением таможенного дела, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил, быть инициативными и настойчивыми;
— не нарушать трудовой дисциплины, не допускать иных поступков, не совместимых со статусом работника таможенных органов, которые могут повредить интересам таможенной службы или отрицательно повлиять на их репутацию.
Таможенным кодексом Украины и иными актами законодательства должностным лицам таможенных органов предоставляются такие необходимые для выполнения служебных обязанностей права:
— осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины;
— взыскание таможенных и иных платежей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Украины;
— производство в делах о нарушении таможенных правил и проведение дознания в уголовных делах о контрабанде;
— выполнение иных служебных обязанностей в области таможенного дела.
Принятие на службу в таможенные органы, продвижение по ней должностных лиц, стимулирование их труда проводится в соответствии с занимаемыми ими должностями.
Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию. Порядок проведения аттестации определяется председателем Государственной таможенной службы Украины.
Должностным лицам таможенных органов присваиваются персональные звания в соответствии с занимаемыми должностями и определенными сроками выслуги в каждом звании.
На службу в таможенные органы принимаются на добровольной договорной основе граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и способные по своим деловым и моральным качествам, образовательному уровню и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы задачи. С принятием на службу может быть установлен испытательный срок до шести месяцев.
Не могут быть приняты на службу в таможенные органы лица, которые были осуждены за совершение преступлений.
Должностные лица таможенных органов, признанные по приговору суда, вступившего в силу, виновными в совершении преступления, освобождаются от службы в таможенных органах.
Лица, которые впервые зачисляются на должности государственной службы в таможенных органах, специализированных таможенных учреждениях и организациях, принимают Присягу государственного служащего.
Работники, которым впервые присваивается специальное звание таможенной службы Украины, принимают торжественное обязательство следующего содержания:
«Вступая на таможенную службу, торжественно обязуюсь быть преданным Украинскому народу, делу украинской государственности, неуклонно соблюдать требования Конституции Украины, Таможенного кодекса Украины и законодательства Украины, обязуюсь активно защищать интересы Украинского государства, его экономический суверенитет и безопасность, строго соблюдать дисциплину, добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои служебные обязанности, хранить государственную тайну, охранять права, свободы и законные интересы граждан».
Процедура принятия торжественного обязательства определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.
Должностные лица таможенной службы Украины не могут быть членами политических партий.
Должностные лица таможенной службы Украины не имеют права организовывать забастовки и принимать участие в них, совершать другие действия, препятствующие нормальному функционированию таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций. Должностные лица таможенной службы Украины не имеют права:
— заниматься какой бы то ни было предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников или подставных лиц, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности и медицинской практики);
— входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятий, финансовых учреждений, хозяйственных обществ, т. п. организаций, союзов, объединений, кооперативов, занимающихся предпринимательской деятельностью;
— быть поверенным третьих лиц в таможенных делах;
— использовать свое служебное положение для какого бы то ни было не предусмотренного законодательством Украины содействия юридическим и физическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической деятельности;
— должностные лица таможенных органов не могут занимать должности, нахождение на которых предусматривает принятие решений по вопросам деятельности предприятий — таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных лицензионных складов и складов временного хранения, а также служебные отношения с такими предприятиями, если в штате этих предприятий состоят близкие родственники.
Должностные лица таможенных органов находятся под защитой закона. Законом гарантируется защита жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества этих должностных лиц и членов их семей от преступных посягательств, иных противоправных действий.
Влияние в любой форме на должностных лиц таможенных органов с целью препятствования выполнению ими служебных обязанностей или принуждения к принятию неправомерных решений, без признаков преступления, влечет за собой соответствующую правовую ответственность. Также предусмотрена ответственность и за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенных органов и некоторые иные действия.
В случае противоправного поведения лица должностные лица имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, но должны это осуществлять лишь в границах, необходимых для прекращения такого поведения.
Для обеспечения правильного и эффективного применения физической силы, специальных средств и оружия должностные лица таможенных органов проходят специальную подготовку и периодические проверки относительно пригодности к таким действиям.
В случае применения физической силы и специальных средств должностное лицо таможенного органа обязано:
1) предупредить о намерении их применения, с учетом при этом достаточного времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление с применением физической силы и специальных средств создает непосредственную угрозу его жизни, здоровью, жизни и здоровью других людей или угрожает иными тяжкими последствиями;
2) обеспечить лицам, получившим опасные повреждения, предоставление первой медицинской помощи и немедленно сообщить о произошедшем начальнику таможенного органа или его заместителю;
3) в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также силы сопротивления лиц, которые его совершили, стремиться к тому, чтобы вред, причиненный во время устранения угрозы, был минимальным.
Начальник таможенного органа или его заместитель обязан немедленно сообщить прокурору о всех случаях смерти или причинения опасных телесных повреждений, имевшими место в связи с применением физической силы и специальных средств.
Применение физической силы, оружия и специальных средств с превышением полномочий влечет за собою ответственность согласно законодательству Украины.
Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу в таких случаях:
1) для прекращения нарушений таможенных правил, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным распоряжениям или требованиям работников таможенных органов;
2) для обеспечения доступа в помещение, на территорию, к товарам и транспортным средствам, которые находятся под таможенным контролем;
3) для прекращения иных действий, препятствующих выполнению возложенных на должностных лиц обязанностей, если насильственные средства влияния не обеспечивают выполнения этих обязанностей.
Во время осуществления таможенного контроля и таможенного оформления не допускается причинение иным государственным органам, гражданам и предприятиям вреда, унижение чести и достоинства граждан и совершение иных неправомерных действий.
Убытки, причиненные иному государственному органу, гражданину и предприятию неправомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц во время выполнения ими своих полномочий, возмещаются на общих основаниях согласно Таможенному кодексу Украины и иным законодательным актам Украины.
Любое лицо имеет право обжаловать в вышестоящий таможенный орган или в суд решения, действия или бездеятельность таможенных органов и их должностных лиц, если считает, что затронуты его права и законные интересы.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530