16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
Административное задержание представляет собой одну из мер административного процессуального обеспечения, которая осуществляется с целью прекращения дальнейшего совершения административного проступка и обеспечения привлечения виновного лица к административной ответственности.
Согласно статьи 260 КоАП административное задержание допускается в случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, а установление лица, составление протокола об административном нарушении на месте совершения проступка является обязательным, но не представляется возможным. Вместе с тем, административное задержание обеспечивает своевременное и правильное рассмотрение дела об административном проступке.
Административное задержание — это временное лишение свободы, которое применяется не как мера наказания.
При осуществлении административного задержания обязательно составляется протокол, в котором отмечаются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывает составившее его лицо и задержанный. В случае отказа последнего от подписания протокола, об этом в нем делается соответствующая запись.
Учитывая то, что административное задержание посягает на личную свободу человека, о месте его пребывания немедленно оповещаются родственники, или же по его просьбе собственник предприятия, учреждения или организации.
Действующее административное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание. Так, в соответствии со статьей 262 КпАП административное задержание производится:
— органами внутренних дел — при совершении мелкого хулиганства; нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций; совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы; мелкой спекуляции и т. д.;
— Пограничными войсками — при нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
— старшим в расположении охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны — при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты;
— должностными лицами воинской инспекции безопасности дорожного движения — при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных сил Украины или других военизированных формирований, правил дорожного движения.
Административное законодательство предусматривает сроки административного задержания, в соответствии с которыми можно выделить административное задержание на общих основаниях и специальное административное задержание. На общих основаниях допускается административное задержание продолжительностью не более трех часов. Специальные административные задержание осуществляются:
— на срок до трех суток с письменным уведомлением об этом прокурора на протяжении двадцати четырех часов с момента задержания, если лицо нарушило пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины и необходимо установить его личность и выяснить обстоятельства правонарушения; при нарушении правил оборота наркотических средств и психотропных веществ для установления личности, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых средств и их исследования;
— до 10 суток по санкции прокурора, если нарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность, при нарушении ими пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины или нарушении правил оборота наркотических средств и психотропных веществ;
— до рассмотрения дела судьей (или начальником органа внутренних дел) дела — при совершении мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего, или их оскорбления; публичных призывах к невыполнению требований работника милиции;
— до рассмотрения дела судьей — при нарушении порядка проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций или проявлении неуважения к суду или торговле с рук в неустановленных местах.
Административное задержание следует отличать от доставления правонарушителя в органы внутренних дел. Последнее совершается более широким кругом лиц, при его осуществлении не составляется протокол и оно должно быть совершено в кратчайшие сроки. При этом действующее административное законодательство в отличие от административного задержания не регламентирует эти сроки. Иными словами: заканчивается доставление — начинается административное задержание.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы — это система временных принудительных мер наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые осуществляются органами внутренних дел. Основной целью установления административного надзора является предотвращение совершения правонарушений некоторыми лицами и осуществление воспитательного воздействия на них.
Правовым основанием административного надзора является Закон Украины «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1. В соответствии с этим Законом административный надзор устанавливается только в отношении совершеннолетних лиц:
— признанных судом особо опасными рецидивистами;
— осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбытия наказание их поведение свидетельствовало о том, что они упрямо не желают стать на путь исправления и остаются опасными для общества;
— осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, если они после отбытия наказания или условно-досрочного освобождения от отбытия наказания, несмотря на предупреждение органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают другие нарушения.
Вопрос об установлении административного надзора решает единолично судья на срок от одного до двух лет. В отдельных случаях (если есть основания считать, что лицо остается опасным для общества) административный надзор может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не больше срока, предусмотренного законом для погашения или снятия судимости.
Действующее административное законодательство закрепляет, что право осуществлять административный надзор принадлежит исключительно органам милиции.
Установление административного надзора возлагает на лицо, относительно которого он устанавливается, дополнительные обязанности, в частности: прибыть в определенный срок в избранное им место проживания и зарегистрироваться в органе внутренних дел; являться по вызову милиции в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением правил административного надзора; сообщать работникам милиции об изменении места работы или проживания, а также о выезде за пределы района по делам службы.
Одновременно для поднадзорных временно устанавливаются (частично или в полном объеме) ограничения отдельных их прав, в частности: запрет выходить из дома (квартиры) в определенное время, которое не может превышать восьми часов в сутки; запрет пребывания в определенных местах города; запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы города (района); регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц. Указанные ограничения могут уменьшаться или увеличиваться с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения.
Принудительное лечение как мера административного принуждения применяется с целью защиты общественной безопасности, общественного порядка и здоровья. Данная защита применяется как в интересах государства, так и в интересах самого правонарушителя. Правовым основанием принудительного лечения являются: Основы законодательства Украины о здравоохранении1, Законы «О психиатрической помощи»2, «О защите населения от инфекционных заболеваний»3 и иные нормативно-правовые акты. Так, в соответствии с Законом «О психиатрической помощи» к лицам, страдающим психическими расстройствами, могут применяться такие меры принуждения медицинского характера: предоставление амбулаторной психиатрической помощи в принудительном порядке; госпитализация в психиатрическое учреждение с обычным надзором, с усиленным надзором или со строгим надзором. Вопрос о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке решается судом по месту проживания данного лица при наличии соответствующего вывода врача-психиатра. Закон «О защите населения от инфекционных заболеваний» предусматривает, что лица, больные инфекционными заболеваниями, передающимися половым путем, подлежат обязательному лечению. Уклонение от выполнения данной обязанности является основанием для привлечения правонарушителей по статье 45 КоАП к административной ответственности.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530