31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
Нарушение природоохранного законодательства и невыполнение правил охраны окружающей природной среды сегодня является крайне опасным, поэтому законодательством Украины за правонарушения в этой области предусмотрена дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность в зависимости от вины, экологического риска, степени экологической опасности деяний лиц.
Административная ответственность за проступки в области использования и охраны природных ресурсов предусмотрена Кодексом Украины об Административных правонарушениях и отдельными законодательными актами («Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине» от 5 декабря 1996 года, «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года, «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16 мая 1995 года) и применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.
Глава 7 КоАП и названные законодательные акты предусматривают более 100 составов административных правонарушений. Особенности актов, предусматривающих ответственность за экологические проступки, проявляются в применении наиболее суровых санкций к правонарушителям, в некоторых случаях в размере, эквивалентном 6600 необлагаемым минимумам доходов граждан (ст. 24 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»).
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в действии (бездействии) физических и юридических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в области землепользования (ст.ст. 52-56 КоАП), использования недр (ст.ст. 57, 58 КоАП), водопользования (ст.ст. 59-62 КоАП), лесопользования (ст.ст. 63-77 КоАП), правил охраны атмосферного воздуха (ст.ст. 78-79 КоАП), правил охраны окружающей среды (ст.ст. 791-81, 901-912 КоАП), правил пользования промышленными отходами, пестицидами, токсичными веществами (ст.ст. 82-83, 913 КоАП), правил пользования растительным и животным миром ст. 85-912 КоАП), правил деятельности в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст.ст. 22-26 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»).
Основными актами, регулирующими вопрос рационального использования и охраны земель, являются: Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года; Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года; Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года; другие законодательные и нормативные акты.
К правонарушениям в сфере землепользования относятся: порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст. 52), нарушение правил использования земель (ст. 53), самовольное занятие земельного участка (ст. 531), сокрытие или искажение данных земельного кадастра (ст. 532), несвоевременное возвращение временно занятых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54), и прочие правонарушения.
Целью перечисленных правовых норм является обеспечение охраны земли как элемента окружающей природной среды; соблюдение земельного законодательства; порядок временного пользования землей; недопущение нанесения экологического вреда землям.
Статья 53 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил использования земель. Содержание упомянутой статьи имеет целью обеспечение охраны земли как самого важного фактора жизнеобеспечения населения и средств производства, необходимых для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими его образующими — водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.
Статья содержит несколько составов административных правонарушений: 1) использование земли не по целевому назначению, 2) невыполнение природоохранного режима использования земель, 3) размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, которые отрицательно влияют на состояние земель, 4) неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель.
С объективной стороны указанные правонарушения характеризуются умышленной виной.
Субъектами могут быть граждане и должностные лица. Дела об этих административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов земельных ресурсов (ст. 2381) и Минэкоресурсов (ст. 2421).
Правила охраны водных ресурсов регламентируются Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» от 19 февраля 1991 года, Водным кодексом Украины от 6 июня 1995 года и подзаконными актами.
Нарушение таких правил (ст. 59 КоАП) возможно только в случаях действия (бездействия) водопользователей. Цель данной статьи — обеспечение административно-правовыми средствами охраны вод, их природных качеств, соблюдение порядка водопользования и недопущение отрицательного влияния на иные элементы окружающей среды. Статья содержит несколько составов административных правонарушений.
Объектом данных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, производственной и иной деятельности, связанных с их влиянием на воды.
Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 59 могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 2 ст. 59 характеризуются умышленной виной.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 59, могут быть как должностные лица, так и отдельные граждане, а субъектами ч. 2 — только должностные лица.
Дела об этих правонарушениях рассматриваются органами Минэкоресурсов и органами охраны водных ресурсов.
Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» за нарушение законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины предусматривает административную ответственность физических и юридических лиц.
Ст. 26 «Загрязнение морской среды» предусматривает административную ответственность юридических лиц за незаконное загрязнение любым способом морской среды исключительной (морской) экономической зоны Украины веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, иными отходами, материалами и предметами, которые могут причинить ущерб или создать препятствия для правомерной деятельности на море, а также иные нарушения правил предотвращения загрязнения морской среды.
Цель вышеуказанной статьи — обеспечение охраны морской водной среды исключительной (морской) экономической зоны Украины от загрязнения.
Такие действия юридических лиц в зависимости от того, совершены они впервые или повторно в течение года влекут за собой наложение штрафа от 660 до 6600 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией морского, воздушного судна или сооружения, использование которых причинило вред, или без конфискации.
Материалы о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 22—26 Закона, рассматриваются органами Минэкоресурсов, погранвойск Украины, районными (городскими) судами в зависимости от вида правонарушения.
Применение административных взысканий к лицам, которые совершили правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов, является эффективным средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим правонарушение, так и иными лицами. Обоснованное применение административных взысканий оказывает содействие укреплению законности, воспитанию граждан в духе соблюдения законов Украины.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530