logo
С

39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере

В конце XX века человечество вступило в качественно новый период своего развития. Объективные условия, в которых придется действовать человеку XXI века, требуют новых форм мышления, поведения и сотрудничества людей. Все, что предстоит сделать, реально возможно лишь при развитом государственном управлении, которому присущи как общеобразовательные, универсальные закономерности и формы государственного управления, так и сугубо национальные, самобытные для каждой страны.

Наука управления и практика реализации ее достижений нашли широкое применение во всех, как принято сейчас говорить, цивилизованных демократических странах мира.

Украина только вышла на самостоятельную дорогу своего создания государства. Новые реалии жизни, провозглашение независимости суверенной Украины 24 августа 1991 г. поставило перед государством задачу образования новых государственных институтов и органов управления, которые бы действовали на основе законодательства независимого, суверенного государства.

Поэтому одной из главных задач создания современного украинского государства является радикальное изменение неэффективной системы государственного управления, унаследованной от советской системы управления, что требует проведения широкомасштабной административной реформы.

Принятые за последние года попытки укрепить исполнительную власть и приспособить действующую систему управления к потребностям общественных трансформаций в переходный период отечественной истории оказались неэффективными.

Вследствие этого государственно-управленческая деятельность является структурно несовершенной, громоздкой и оторванной от общества и людей, их жизненных потребностей и интересов. Одним из ее слабых моментов является то, что управленцы часто находятся под влиянием устаревших советских стереотипов мышления обычных исполнителей директив партийно-тоталитарной системы. Нормы и методы управленческой деятельности во многом сохранили свойства бывшей административно-командной системы. Люди на себе ощущают неудовлетворительные последствия некомпетентного руководства, безответственного и коррумпированного поведения государственных служащих. В свою очередь это приводит к потере доверия к государственной власти, порождает политическую и социальную напряженность в обществе, позорит имидж государства в глазах граждан.

Реагированием на такое положение является ряд нормативных актов относительно реформирования системы государственного управления. Законы «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «О местных государственных администрациях», ♦О местном самоуправлении в Украине», Указы Президента Украины и нормативные акты Кабинета Министров регулируют общественные отношения, которые охватывают деятельность государства в вопросах правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины своих прав на государственную службу, определяют статус государственных служащих.

Большое значение в совершенствовании государственной службы отводится административной реформе. На выполнение основных положений Концепции административной реформы в Украине, одобренных Указом Президента Украины «О мерах по внедрению административной реформы в Украине» от 22 июля 1998 г.1 утверждена стратегия реформирования системы государственной службы в Украине, изложенная в Указе Президента Украины «О системе центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря 1999 г.2 В этих указах отмечается, что административная реформа должна радикально изменить систему государственного управления всеми сферами общественной жизни, превратить ее в один из определяющих факторов экономической и социальной жизни.

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на группу, общество, или его отдельные звенья с целью упорядочения, сохранения или преобразования, которое опирается на свою собственную силу.

Различают управление в технопрактичных системах (управление техникой, механизмами, машинами); управление в биологических системах (управление живыми организмами растений и животных); управление в социальных системах (управление людьми и их коллективами).

Первые два вида управления — это в основном сфера естественных наук, а также наук технико-математического профиля. Социальное управление — это управление обществом, людьми по отношению к людям. В его сфере можно рассматривать государственное управление, управление в общественных организациях, управление в административно-политической сфере, управление производством и пр.

Управление в административно-политической сфере является разновидностью государственного управления, выраженного в целенаправленном и организующем влиянии, осуществляемом с целью обеспечения взаимодействия, согласованности и упоря-дочности общих действий людей, органов, подразделений и служб в интересах эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Как и любой иной вид управления, управление в административно-политической сфере обладает системным характером и осуществляется в рамках социальных управленческих систем.

Вместе с этим, управление в административно-политической сфере имеет свой специфический характер, присущий только названной сфере и ее составным. Все они носят политический, защитный характер и прямо связаны с главными и фундаментальными функциями государства. Это в первую очередь оборона, безопасность, внешняя разведка, иностранные дела, а также внутренние дела и юстиция.

Названные области целиком, или в значительной мере, имеют правоохранительный характер, находятся на страже закона и правопорядка, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, оборону и безопасность государства, решают вопросы, связанные с совершенствованием правопорядка, жизнью и безопасностью гражданского общества в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому не будет преувеличением назвать органы, входящие в каждую из перечисленных областей — правоохранительными органами, которые используют в своем управлении разнообразные способы (методы) реализации задач и функций государственных органов, которые, в свою очередь, дают возможность классифицировать методы управления. В наиболее общем виде эти методы можно разделить на три вида: убеждение, поощрение, принуждение. Все эти виды предусматривают использование политических, моральных, идеологических, административных, организационных и психологических средств.