logo
С

1.3.3. Административное право в независимой Украине

После распада СССР начался новый период в истории административного права Украины (как и в науке административного права России и других бывших республик, избравших собственный путь развития). В отношении Украины мы можем говорить о создании новой доктрины административного права, о пересмотре его предмета и т. п.

Вместе с тем, с принятием Конституции Украины в 1996 году возникает потребность в реформировании административной системы и в формировании принципиально нового взгляда на роль и содержание административного права в демократическом обществе2.

Во-первых, это касается понятия и составляющих предмета административного права, который традиционно связывался с общественными отношениями, возникающими в процессе государственного управления; происходит пересмотр роли государственного управления в жизни общества, анализируется его соотношение с государственным регулированием и т. п. Продолжаются дискуссии по определению круга объектов, испытывающих на себе властное влияние со стороны государства, пределов вмешательства органов исполнительной власти в разные социальные сферы.

Во-вторых, в свете требований Конституции Украины административное право приобретает новую роль, оно уже определяется не как управленческое право или карательное право, а как право обеспечения и защиты прав человека.

Итак, определенному пересмотру подлежит и метод административного права, вернее, те формы его проявления, которые все ярче проявляются в современных условиях. Речь идет о реорди-нации и субординации. Ощутимое усиление роли реординации влечет за собой изменение природы административно-правового регулирования отношений между государством, его органами и гражданами. Объем государственного управления уменьшается и изменяется и не отождествляется уже с административно-правовой сферой. При этом повышается роль и изменяются границы административно-правового регулирования, укрепляется механизм защиты интересов в публичной сфере. Разрабатываются вопросы дихотомии права, его деления на частное и публичное. Все это находит проявление в ряде публикаций ученых-админис-тративистов, появившихся на протяжении последних лет.

В 1998 году принимается Проект Концепции реформы административного права Украины, в котором обосновывается содержательно согласованная совокупность теоретических и практических идей, выводов, положений и предложений, призванных внести необходимые уточнения, дополнения и изменения как в доктринальный аспект, так и в нормативную систему административного права Украины.

Новый толчок получает развитие теории административного процесса.

Новые взгляды на роль и сущность административного права Украины нашли воплощение не только в научных статьях и докладах, но и в учебниках по административному праву, уже вышедших из печати, а также в тех, которые находятся в процессе подготовки авторскими коллективами ведущих вузов страны.