logo
С

36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства

Политика независимого Украинского государства, его Конституция обеспечивают условия — правовые, финансово-хозяйственные, административно-управленческие — для сохранности и всестороннего развития украинской культуры как важного фактора развития полноценного, демократического общества, основы для формирования целостной культурно-национальной идентичности, успешного развития Украины, ее народа как полноправного члена мирового содружества, сотворца мировой культуры.

В сложных условиях общественно-хозяйственного кризиса и широкомасштабных политических и экономических реформ задача состоит в том, чтобы обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культурной инфраструктуры украинского общества, его творческого потенциала, образование единой национальной культурной системы с помощью сохранения духовных достижений украинского народа, его лучших традиционных ценностей.

Достижение этих целей возможно при условии создания эффективных механизмов поддержания культурно-художественной сферы независимо от форм собственности, подчинения и правового статуса учреждений культуры и искусства, творческих коллективов, объединений.

Важное значение для формирования государственной политики в сфере культуры имело Послание Президента Украины Верховной Раде 2001 года. В этом Послании, в частности, подчеркивается, что историческая поступь нашего общества, утверждение идеалов свободы и самореализации объективно требуют развития украинской культуры, обогащения ее достижениями других культур.

Этот процесс должен строиться на основах создания единого общенационального культурного пространства, обеспечения гарантий свободы творчества и доступа к культурным достояниям, поддержки национального культурного наследия, обеспечения функционирования украинского языка во всех сферах культурной жизни, создания и содержания культурной инфраструктуры, содействия деятельности творческих союзов, организаций, объединений и отдельных художников.

Основными принципами культурной политики в Украине является:

— признание культуры как одного из главных факторов самобытности украинской нации и национальных меньшинств, которые проживают на территории Украины;

— утверждение гуманистических идей, высоких моральных основ в общественной жизни, ориентация как на национальные, так и на общечеловеческие ценности, признание их приоритетности над политическими и классовыми интересами;

— сохранение и приумножение культурных достояний;

— развитие культурных связей с украинцами, проживающими за границей, как основы сохранения целостности украинской культуры;

— гарантирование свободы творческой деятельности, невмешательство в творческий процесс со стороны государства, политических партий и других общественных объединений;

— равенство прав и возможностей граждан независимо от социального положения и национальной принадлежности в создании, использовании и распространении культурных ценностей;

— доступность культурных ценностей, всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;

— обеспечение условий для творческого развития личности, повышения культурного уровня и эстетического воспитания граждан;

— поощрение благотворительной деятельности в сфере культуры предприятий, организаций, общественных объединений, религиозных организаций, отдельных граждан;

— всестороннее международное культурное сотрудничество;

— признание приоритета международно-правовых актов в сфере культуры;

— объединение государственных и общественных начал в обеспечении развития культуры (ст. 2 Основ законодательства Украины о культуре).

Приоритетные направления развития культуры определяются целевыми государственными программами, которые утверждаются Верховной Радой Украины1.

Государство в приоритетном порядке создает условия для:

— развития культуры украинской нации и культур национальных меньшинств;

— сохранения, воспроизведения и охраны культурно-исторической среды;

— эстетического воспитания детей и юношества;

— проведения фундаментальных исследований в области теории и истории культуры Украины;

— расширения культурной инфраструктуры села;

— материального и финансового обеспечения учреждений, предприятий, организаций и учреждений культуры.

Основные цели, задачи и направления культурной политики Украины определены в Концепции государственной культурной политики Украины (утвержденной Постановлением Коллегии Министерства культуры Украины № 10/3 от 27 октября 1994 г.), Концепции развития культур национальных меньшинств Украины (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 мая 1995 г.), Концептуальных направлениях деятельности органов исполнительной власти относительно развития культуры (одобрена Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 г. № 675).

В «Основных направлениях социальной политики на период до 2004 года»2, в частности, отмечается, что в последнее время в области культуры нарастают отрицательные тенденции, обусловленные, прежде всего, дальнейшим сокращением объемов финансирования из государственного и местных бюджетов, недостаточным нормативно-правовым регулированием функционирования отрасли.

С целью преодоления этих тенденций Правительству предложено сосредоточить усилия на:

— осуществлении мероприятий по возрождению, сохранению и развитию сети учреждений социально-культурного назначения для обеспечения населения соответствующими услугами по месту проживания на уровне, не ниже минимальных социальных потребностей, в особенности в сельской местности;

— обеспечении гарантии свободы творчества, доступа граждан, и в особенности молодежи, к культурным достояниям;

— содействии развитию культур и традиций всех этносов Украины;

— воспитании бережного отношения к национальному культурному наследию как основы национальной культуры.

Приоритетными направлениями в области культуры должны быть:

— сохранение в регионах сети объектов культуры, в частности библиотек, клубных учреждений, школ эстетического воспитания и т. п, повышение уровня обеспечения культурно-образовательных учреждений техническими средствами и оборудованием;

— осуществление структурной перестройки отрасли кинематографии с учетом условий рыночной экономики, содействие становлению негосударственной рыночной инфраструктуры украинской кинематографии, создание современной киноиндустрии;

— усиление государственной поддержки национальных творческих союзов, усовершенствование взаимодействия с ними органов исполнительной власти;

— внедрение новейших технологий реставрации и консервации библиотечных и музейных фондов, перевод печатных произведений на электронные носители информации, создание единой информационной системы библиотечных фондов;

— укрепление материально-технической базы музеев, заповедников, библиотек, архивов и обеспечение выполнения комплексных программ сохранения памятников истории и культуры.

Важное место среди направлений государственной политики в области культуры и искусства имеют взаимоотношения в этой сфере творческих союзов и государства.

Правовые, социальные, экономические и организационные основы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства устанавливает Закон Украины от 7 октября 1997 г. *О профессиональных творческих работниках и творческих союзах»1.

Творческий союз действует на принципах добровольного объединения его членов, которые относятся к одному профессиональному направлению культуры и искусства, самоуправления, взаимопомощи и сотрудничества, невмешательства в творческий процесс, свободного выбора форм и методов творческой деятельности, признания авторских прав. В каждом профессиональном направлении может быть создано одно или более добровольных творческих объединений.

Творческие союзы независимы в своей уставной деятельности от органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий, других общественных организаций.

Основными направлениями деятельности творческого союза является:

— творческая деятельность в области культуры и искусства;

— развитие национальной культуры и искусства, разработка и воплощение в жизнь культурно-художественных мероприятий, организация творческих конкурсов, выставок, авторских вечеров, премьер, фестивалей и т. п.;

— создание условий для творческой работы, повышения профессионального, научного и общекультурного уровня членов творческого союза, воспитание творческой молодежи, овладение ею достижениями национальной и общечеловеческой культуры;

— поиск талантов среди молодежи и содействие ее творческому развитию;

— издание газет, журналов, книг и другой печатной продукции, создание кино- и видеофильмов, аудиовизуальной продукции с целью популяризации достижений украинской и мировой культуры и искусства, творчества членов союзов;

— забота о правовой, социальной и профессиональной защите членов творческого союза;

— содействие возрождению, развитию и популяризации народного творчества, творческому использованию народных традиций в развитии культуры и искусства, сохранению и обогащению историко-культурного наследия и окружающей среды, проведению массовых культурно-образовательных мероприятий, а также утверждению демократических, общечеловеческих ценностей;

— постоянное сотрудничество с педагогическими и научно-педагогическими коллективами учебных заведений;

— оказание помощи педагогическим коллективам в учебно-воспитательной работе для патриотического, культурного и интеллектуального развития детей и молодежи, морально-этического и эстетического воспитания;

— содействие обмену культурными ценностями, сотрудничеству между деятелями культуры и искусства разных стран, национальными и международными организациями культуры и искусства;

— воспитание уважения к историко-культурным ценностям, традициям украинского и других народов.

Вышеуказанные основные направления деятельности творческого союза учитываются при решении вопроса о присвоении общественной организации как субъекту творческой деятельности статуса творческого союза.

Государство обеспечивает поддержку и защиту законных прав и интересов творческих союзов, гарантирует одинаковые условия для выполнения ими уставных задач и целей.

С целью поддержки творческих союзов в реализации их уставных задач государство:

— оказывает содействие развитию творческих союзов, их деятельности относительно создания национальной культуры и искусства, проведению культурно-художественных мероприятий;

— предоставляет творческим союзам дотации и размещает государственные заказы;

— предоставляет необходимую информацию для обеспечения деятельности творческих союзов;

— гарантирует профессиональную и социальную защиту членов творческих союзов, охрану их авторских прав;

— привлекает творческие союзы к подготовке законопроектов, разработке общегосударственных программ национально-культурного развития, других социально важных культурологических и социально-политических мероприятий.

В области культуры и искусств успешно работают такие творческие союзы, как, например, Национальный союз композиторов Украины, Национальный союз художников Украины, Национальный союз писателей Украины, Национальный всеукраинский музыкальный союз, Национальный союз кинематографистов Украины и др.

С целью содействия развитию национальных творческих союзов Украины и усовершенствованию их деятельности по созданию национальной культуры и искусства, усиления государственной поддержки профессиональных творческих работников Украины Президент Украины 24 июля 2000 г. издал Указ «О государственной поддержке национальных творческих союзов Украины»1.

Во исполнение Указа Президента Украины от 9 декабря 1995 г. № 1138 «О мероприятиях по воспроизведению выдающихся памятников истории и культуры» Кабинет Министров Украины Постановлением от 23 апреля 1999 г. утвердил Программу воспроизведения выдающихся памятников истории и культуры Украины2.

Основу Программы составляют результаты историко-архивных, натурных и других научных исследований специализированных научно-исследовательских и проектных институтов, апробированные научные методы воспроизведения утраченных памятников.

В Украине под охраной государства находятся свыше 150 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в том числе около 15 тыс. памятников градостроительства и архитектуры.

Памятники истории и культуры, дошедшие до нашего времени, требуют осуществления комплексных мероприятий по их сохранению.

Библиотечные фонды являются важным культурным, научным, образовательным и информационным достоянием страны, направленным на удовлетворение читательского спроса, реализацию прав граждан на доступ к информации.

Тем не менее сегодня остро стоит проблема обновления библиотечных фондов библиотек, поскольку свыше 80 процентов в них — издания 60-80 годов XX столетия, не пользующиеся спросом читателей. Кабинет Министров Украины Постановлением от 1 июля 2002 г. № 900 утвердил Программу пополнения библиотечных фондов на период до 2005 г.1

Эта Программа определяет стратегию решения проблемы пополнения библиотечных фондов.

Целью Программы является обновление библиотечных фондов, реализация прав граждан на доступ к информации, знаниям, привлечение к культурным ценностям.

Основной задачей Программы является обеспечение библиотек минимумом научных, социально значимых периодических изданий, выборочным, тщательно сформированным репертуаром как отечественной, так и зарубежной печатной продукции согласно их статусу, составу пользователей.

Выполнение Программы даст возможность повысить эффективность использования фондов библиотек, окажет содействие возрастанию их научного, образовательного и информационного потенциала.

Предусмотренные Программой исследования определяют структуру и полноту поступления в библиотеки обязательных экземпляров документов, удовлетворение читательского спроса на отечественную печатную продукцию, периодические издания. Результаты материалов исследований будут положены в основу дальнейшей разработки стратегии управления библиотечными фондами.

С целью поддержки плодотворной художественной деятельности театральных, музыкальных, хореографических коллективов Украины, приведения в порядок присвоения лучшим из них статуса академического Указом Президента Украины от 20 августа 2001 г. утверждено Положение о присвоении статуса академического творческим коллективам Украины2.

Это Положение определяет условия и порядок присвоения театральным, музыкальным, хореографическим коллективам Украины (далее — творческие коллективы) статуса академического.

Статус академического может быть присвоен за выдающиеся достижения в развитии отечественной культуры высокохудожественным творческим коллективам, которые:

— характерезуются выдающимися результатами творческой деятельности, обогащают современное искусство Украины талантливыми театральными, музыкальными, хореографическими произведениями;

— утверждают своими спектаклями, программами, концертами идеи гуманизма, государственности, общечеловеческие духовные ценности;

— развивают и приумножают лучшие традиции национального искусства;

— активно оказывают содействие вхождению отечественной культуры в мировое гуманитарное пространство;

— имеют в репертуаре масштабные, социально значимые и художественно совершенные сценические произведения, концертные программы, которые продолжительное время исполняются на театральных сценах, в концертных залах, сопровождаются постоянным зрительским успехом, широким общественным резонансом и представляют исключительную ценность для развития театрального, музыкального, хореографического искусства;

— постоянно обогащают репертуар произведениями отечественной и мировой классики, работают над созданием оригинального современного репертуара;

— имеют высокопрофессиональный творческий состав с яркими индивидуальностями, признанную школу постановочного и исполнительского искусства с устоявшимися художественными традициями;

— стимулируют экспериментальный творческий поиск, предоставляют возможность молодым режиссерам, дирижерам, балетмейстерам, хормейстерам, сценографам осуществлять самостоятельные постановки.

Выдвижению творческого коллектива к присвоению статуса академического может предшествовать его стабильная и эффективная деятельность по основным творческим и производственным показателям на протяжении не менее пяти последних лет.

Статус академического присваивается творческим коллективам решением Министерства культуры и искусств Украины.

Ходатайство о присвоении творческому коллективу статуса академического подают Министерству культуры и искусств Украины Совет министров Автономной Республики Крым, областная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация.

В Министерство культуры и искусств Украины подаются такие документы:

— постановление Совета министров Автономной Республики Крым, решение областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации;

— творческая характеристика коллектива, которая отображает его вклад в развитие культуры и искусства в Украине, содержит анализ репертуарной политики, подтверждает социально-культурную весомость его творчества, выполнение за последние пять лет деятельности творческих и производственных показателей.

Творческий коллектив может быть лишен статуса академического в случае, если он теряет показатели деятельности, предусмотренные в пункте 2 Положения о присвоении статуса академического творческим коллективам Украины.

Вопрос относительно лишения творческого коллектива статуса академического поднимается Министерством культуры и искусств Украины.

19 февраля 2002 г. Президент Украины издал Указ «Об объявлении 2003 года Годом культуры в Украине»1.

С целью усиления государственной поддержки культуры в Украине, повышения ее роли в развитии демократического гражданского общества и поддерживая инициативу избирательного блока политических партий «За единую Украину», Кабинету Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям рекомендовано разработать и утвердить государственную и региональные программы развития культуры на 2003-2004 гг., предусмотрев, в частности, мероприятия по: сохранению и развитию существующей сети учреждений культуры, обеспечению их современной материально-технической базой; содействию деятельности национальных творческих союзов Украины, в том числе их местных творческих ячеек; улучшению условий творческой деятельности и быта мастеров искусств, работников культуры, повышению уровня оплаты их работы; обеспечению дальнейшего развития культур национальных меньшинств Украины; сохранению и развитию ячеек традиционных народных художественных промыслов; улучшению охраны объектов культурного наследия, музеев, заповедников, библиотек, архивов; определению объектов архитектуры и градостроительства для занесения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины и объектов культурного наследия, которые могут быть включены в Список всемирного наследия.

Также Кабинету Министров Украины рекомендовано: решить вопросы относительно увеличения размеров ежегодных грантов Президента Украины молодым деятелям в области театрального, музыкального, изобразительного искусства и кинематографии для создания и реализации творческих проектов; внести в установленном порядке предложения относительно учреждения ежегодного гранта Президента Украины молодым писателям.

Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предложено решить в установленном порядке вопросы относительно: учреждения региональных стипендий известным деятелям культуры и региональных грантов одаренной молодежи в области литературы, театрального, музыкального, изобразительного искусства, хореографии, кинематографии, народного искусства для создания и реализации творческих проектов; выделения средств на строительство жилья для известных художников, творческой молодежи, работников культуры, прежде всего в сельской местности; проведения в 2003 году смотра материально-технического состояния учреждений культуры в сельской местности и осуществления мероприятий по его улучшению.

Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины должен обеспечить широкое освещение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Года культуры в Украине.