logo
С

30.7. Управление автомобильным транспортом

Управление автомобильным транспортом, который является важной отраслью государства, осуществляется согласно основным положениям управления транспорта в Украине, но, учитывая специфику этой отрасли государства, оно имеет существенные особенности. Правовой основой этого управления, кроме Закона Украины «О транспорте», является Устав автомобильного транспорта Украины (он был введен в действие в 1963 году и поэтому в значительной мере устарел), Закон Украины (в редакции от 10 ноября 1994 г.) «О дорожном движении»1, а также Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 г. Согласно ст. 2 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», автомобильный транспорт общего пользования, как отрасль транспорта, призван удовлетворять потребности населения и производства в автомобильных перевозках.

Автомобильный транспорт включает: перевозчиков, автостанции, автовокзалы, ремонтные станции и станции технического обслуживания автомобильных транспортных средств, грузовые станции и контейнерные пункты.

Автомобильные транспортные средства перевозчиков, которые используются ими для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов, относятся к автомобильному транспорту общего пользования.

Автомобильные транспортные средства субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций, которые используются ими только для собственных потребностей, относятся к ведомственному автомобильному транспорту.

Автомобильные транспортные средства физических лиц, которые используются ими только для собственных потребностей, относятся к индивидуальному транспорту.

Основной задачей государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта является формирование рынка его услуг путем реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политики.

Основными функциями государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта являются:

— формирование рынка услуг;

— контроль за соблюдением законодательства об автомобильном транспорте;

— нормативно-правовое регулирование по вопросам автомобильного транспорта;

— лицензирование деятельности перевозчиков;

— стандартизация и сертификация;

— организация и контроль автомобильных перевозок;

— тарифная, инновационная и инвестиционная политика;

— государственный заказ на социально значимые услуги автомобильного транспорта общего пользования;

— защита прав потребителей услуг автомобильного транспорта. Закон «Об автомобильном транспорте» предусматривает такую

систему органов государственного регулирования автомобильным транспортом: Верховная Рада Украины определяет основные направления государственной политики в сфере автомобильного транспорта, законодательную основу ее реализации; Кабинет Министров Украины осуществляет общее государственное регулирование деятельности автомобильного транспорта согласно своим полномочиям. Центральный орган исполнительной власти в области транспорта обеспечивает проведение государственной политики на автомобильном транспорте через свои территориальные органы, службу международных автомобильных перевозок и правительственный орган государственного управления на автомобильном транспорте. Правительственный орган государственного управления на автомобильном транспорте организовывает контроль за выполнением законодательства об автомобильном транспорте и подготовку предложений относительно его усовершенствования, в установленном порядке принимает участие в осуществлении стандартизации и сертификации, лицензировании перевозок, формирует предложения относительно тарифной политики, согласно законодательству обеспечивает защиту прав потребителей услуг автомобильного транспорта общего пользования. Местные государственные администрации организовывают и контролируют автомобильные перевозки согласно законодательству, поскольку разрешение на использование средств автомобильного транспорта выдается лишь при его стандартизации и сертификации.

Государственная система стандартизации на автомобильном транспорте направлена на:

— реализацию единой технической политики;

— защиту интересов потребителей и государства в вопросах безопасности перевозок для жизни, здоровья людей и имущества лиц, охраны окружающей среды;

— взаимозаменяемость и совместимость товаров, работ, услуг, их унификацию;

— повышение качества товаров, работ, услуг в соответствии с развитием науки и техники, потребностями населения и народного хозяйства;

— экономию всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей деятельности;

— обеспечение безопасности объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

— создание нормативной базы функционирования систем стандартизации и сертификации товаров, работ, услуг;

— обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности государства.

Сертификация товаров, работ, услуг на автомобильном транспорте общего пользования осуществляется с целью:

— предотвращения реализации товаров, работ, услуг, опасных для жизни, здоровья людей и имущества лиц и окружающей среды;

— благоприятствования потребителям в определении выбора товаров, работ, услуг;

— создания условий для участия субъектов предпринимательской деятельности, которые относятся к автомобильному транспорту общего пользования, в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве.

Порядок проведения сертификации товаров, работ, услуг на автомобильном транспорте определяет Кабинет Министров Украины.

Предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования подлежит лицензированию.

Оно направлено на определение изначальных и текущих условий предоставления услуг по перевозкам, а также основных параметров обслуживания потребителей.

Задачей лицензирования на автомобильном транспорте общего пользования является:

— благоприятствование становлению современного рынка услуг, его защита от недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности и стимулирование внедрения новых видов услуг;

— создание конкурентной среды;

— защита прав потребителей и рынка услуг от опасных перевозок;

— обеспечение предоставления услуг по установленным уровням качества;

— обеспечение использования сертифицированных и разрешенных для использования транспортных средств;

— обеспечение доступности услуг.

Автотранспорт, как и иные области транспорта, также источник повышенной опасности. Автопредприятия обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, безопасность эксплуатации транспортных средств и охрану окружающей среды. Поэтому значительное внимание уделяется государственному контролю.

Основные задачи государственного контроля на автомобильном транспорте осуществляет центральный орган исполнительной власти в области транспорта, его территориальные органы, в том числе служба международных автомобильных перевозок, и правительственный орган государственного управления на автомобильном транспорте, а также иные органы государственных властей и органы местного самоуправления в соответствии с законом.

Государственному контролю территориальных органов центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта подлежит исполнение требований этого Закона субъектами предпринимательской деятельности, которые применяются к автомобильному транспорту общего пользования, их персоналу и потребителям услуг.

Территориальные органы центрального органа исполнительной власти в области транспорта осуществляют государственный контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, входящих в состав автомобильного транспорта общего пользования, путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в год. Внеплановые проверки осуществляются лишь на основании поступления в письменной форме заявления (сообщения) о нарушении субъектом предпринимательской деятельности требований законодательства об автомобильном транспорте, или с целью проверки выполнения предписания об устранении нарушения этого законодательства. Государственный контроль перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования проводится при их осуществлении.

Субъект предпринимательской деятельности во время проверки соблюдения требований законодательства об автомобильном транспорте предоставляет все необходимые для проведения проверки документы, предусмотренные этим законом, и обеспечивает условия для ее проведения.

Территориальный орган центрального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий проверку, по ее результатам составляет акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта выдается руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, второй остается у органа, осуществившего проверку.

При выявлении нарушений требований законодательства об автомобильном транспорте территориальные органы центрального органа исполнительной власти в области транспорта имеют право не позднее 10 рабочих дней со дня выявления этого нарушения:

— внести предписание об устранении нарушения;

— в установленном порядке осуществить меры по ограничению предоставления определенных услуг, выполнения работ субъектом предпринимательской деятельности, относящемуся к автомобильному транспорту общего пользования;

— применить в соответствии с этим Законом финансовые санкции.

Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте общего пользования утверждается Кабинетом Министров Украины.

Учитывая особую опасность автомобильного транспорта, создаются специальные органы государственного контроля за выполнением правил, норм и стандартов, обеспечивающих безопасность использования этого вида транспорта. Они разделяются на две группы — органы внутреннего и органы внешнего контроля. Внутренний контроль за безопасностью дорожного движения и выполнением требований по безопасности автомобильного транспорта осуществляется: за использованием частного автомобильного транспорта органами, которые предоставили лицензию на этот вид предпринимательской деятельности, за соблюдением правил, норм, стандартов государственных автомобильных предприятий — службой безопасности дорожного движения. Среди контролирующих органов второй группы (Госстандарт, санинспекция и пр.) наиболее значительное место занимает Государственная патрульная служба МВД Украины.

В состав этой службы входят Департамент Госавтоинспекции МВД, управления (отделы) Госавтоинспекции главных управлений МВД в Автономной Республике Крым, г. Киеве и Киевской области, управлений МВД в областях, г. Севастополе, отделы (отделения) ДПС районных и городских органов внутренних дел.

Основными ее задачами являются:

— реализация, в границах своей компетенции, государственной политики относительно обеспечения безопасности дорожного движения;

— организация контроля за соблюдением законов, иных нормативных актов по вопросам безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды от вредного влияния автомототранспортных средств (дальше — транспортных средств); совершенствование регулирования дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств;

— выявление и прекращение фактов нарушения безопасности дорожного движения, а также выявление причин и условий, которые оказывают содействие их совершению.

В соответствии с этими задачами она принимает участие в разработке проектов законов и иных нормативных актов и документов, в том числе правил, норм и стандартов, государственных и региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения и его участников. Но, в особенности ее полномочия касаются контроля за соблюдением собственниками (владельцами) транспортных средств, а также гражданами, должностными и служебными лицами, требований Закона Украины «О дорожном движении», правил, норм и стандартов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют требования относительно:

— прав и обязанностей участников дорожного движения;

— организации дорожного движения;

— допуска граждан к управлению транспортными средствами, регистрации и учета этих транспортных средств;

— перевозки сверхгабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

— переоборудования и эксплуатации транспортных средств;

— подготовки и повышения квалификации участников дорожного движения;

— технического состояния транспортных средств;

— выполнения собственниками автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов требований безопасности дорожного движения;

— изготовления и применения технических средств и автоматизированных систем управления дорожным движением;

— охраны окружающей среды от вредного влияния транспортных средств.

Но это не только контролирующий орган, а орган, обеспечивающий безопасность участников дорожного движения, защиту их прав и законных интересов, который:

— выявляет и принимает меры относительно предупреждения и прекращения административных правонарушений Правил дорожного движения, обеспечивает рассмотрение дел, отнесенных к ведению Госавтоинспекции;

— осуществляет профилактику правонарушений в сфере безопасности дорожного движения и среди его участников, вносит в центральные и местные органы исполнительной власти и организаций представления о необходимости устранения причин и условий, содействующих совершению таких правонарушений, и выполняет иные важные функции.

Этот орган также обеспечивает сопровождение в установленном порядке опасных, сверхгабаритных и тяжелых грузов, которые перевозятся транспортными средствами:

— организовывает сопровождение и обеспечивает безопасное движение транспортных средств специального назначения;

— осуществляет контроль за соблюдением правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и правил пользования ими;

— регулирует дорожное движение, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем;

— принимает государственные экзамены на получение права управления транспортными средствами, выдает удостоверение на право управления этими средствами;

— осуществляет государственную регистрацию и учет транспортных средств согласно установленным правилам, выдает регистрационные документы и государственные номерные знаки, ведет учет этих документов и номерных знаков;

— проверяет наличие сертификатов на соответствие транспортных средств требованиям действующих в Украине правил, норм и стандартов;

— проводит неотложные меры на местах дорожно-транспортных происшествий, применяет, в случае необходимости, меры по эвакуации людей, предоставление им первой медпомощи, а также оказывает содействие транспортированию поврежденных транспортных средств и охране безнадзорного имущества; обеспечивает, в соответствии со своей компетенцией, организацию движения транспортных средств в местах проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, разрешенных спортивных и иных массовых мероприятий;

— ограничивает, запрещает и вносит оперативные изменения в организацию движения на отдельных участках автомобильных дорог и улиц в случаях задержания преступников, проведения в установленном порядке массовых и протокольных мероприятий или в случае возникновения угрозы безопасности дорожного движения, во время стихийного бедствия, объявления отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;

— останавливает транспортные средства в случае нарушения требований правил, норм и стандартов обеспечения безопасности дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих об их технической неисправности или загрязнении окружающей среды, а также в случае наличия данных о том, что они используются с противоправной целью;

— запрещает дальнейшее движение и отстраняет от управления транспортными средствами водителей;

— составляет административные протоколы на граждан, должностных и служебных лиц, совершивших административное правонарушение.

Этот орган наделен полномочиями по применению разнообразных мер административного принуждения: мер предупредительных (технический осмотр автотранспорта, проверка знаний водителями правил движения и т. п.), мер предупреждения (административное задержание водителей, отстранение водителей от управления транспортными средствами и т. п.). мер взыскания (предупреждение, штраф и т. п.)- Правовым основанием применения ГАИ мер административного принуждения является Закон Украины «О милиции», КоАП (ст. 222 п. 2, ст.ст. 33, 261, 266 и др.), Положение о ГАИ Украины. Следует отметить, что Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за нарушение правил дорожного движения» от 5 апреля 2001 г.1 полномочия ГАИ относительно применения мер административного воздействия сужены.

Во-первых, изменена подведомственность административных дел о нарушении правил дорожного движения, вследствие чего существенным образом сужены полномочия милиции вообще и работников ГАИ в частности, и расширены полномочия судов по рассмотрению такой категории дел и принятию решений. Если ранее административные дела о нарушении водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами (чч. 1, 2, 3 и 4 ст. 121 КоАП), превышение скорости движения, невыполнение сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки людей и иных правил дорожного движения (ст. 122 КоАП), нарушение водителями правил группового передвижения, остановки или стоянки (ст. 122-1 КоАП), невыполнение требований об остановке, оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 122-2 КоАП), нарушение правил проезда железнодорожных переездов (ст. 123 КоАП), нарушение правил дорожного движения, которое повлекло повреждение транспортных средств, грузов, дорог и иного имущества (ст. 124 КоАП), управление транспортными средствами лицами в состоянии опьянения, а также уклонение лиц, управляющих транспортными средствами, от прохождения согласно установленному порядку осмотра на состояние опьянения (ч. 2 ст. 130 КоАП), самовольное использование транспортных средств, машин, механизмов или хранения транспортных средств в местах, не отведенных для этого (ст. 132 КоАП), рассматривали органы внутренних дел (соответствующие работники ГАИ), то по новому закону это право предоставлено судам. И, вдобавок, отныне за ряд перечисленных правонарушений работник ГАИ обязан составить соответствующий админпротокол (ранее взыскание могли наложить без протокола).

Во-вторых, принципиально изменен подход к изъятию вещей и документов у водителей-правонарушителей. По действующей до принятия этого Закона ч. 5 ст. 265 КоАП в случае совершения нарушения, за которое могло быть наложено административное взыскание, у водителя изымалось удостоверение водителя (талон к нему) на срок до вынесения постановления по делу и уплаты нарушителем штрафа. В случае отсутствия у водителя удостоверения водителя или талона к нему, а также в случае уклонения водителя от уплаты штрафа, работники милиции могли задержать транспортное средство нарушителя до уплаты им штрафа. Частью 6 ст. 265 КоАП предоставлялось право работникам милиции за совершение определенных нарушений в сфере дорожного движения изымать номерные знаки транспортного средства, задерживать транспортное средство и доставлять его для временного хранения на специальной площадке или стоянке до устранения нарушения, а в случаях невыполнения водителями требований об остановке, оставления места дорожно-транспортного происшествия, а также в случае оставления водителем транспортного средства в нарушение правил остановки и стоянки — до оформления соответствующих документов о правонарушении. Новым законом из ст. 265 КоАП части 5 и 6 исключены, что свидетельствует о лишении работников милиции указанных выше прав. Необходимо обратить внимание на некоторое несогласование отдельных положений принятого Закона с положением ст. 15 Закона «О дорожном движении», что в общем виде оставляет за работниками ГАИ право на изъятие у водителя удостоверения за совершение нарушений в сфере дорожного движения, поэтому сейчас эти вопросы тщательно изучаются Верховной Радой Украины.