23.2. Виды административного надзора
В административной науке выделяют такие виды административного надзора:
— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
— надзор за соблюдением законодательства о труде;
— государственный геодезический надзор;
— государственный надзор за безопасностью дорожного движения;
— государственный пожарный надзор;
— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на основании Законов Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (24.02.1994 г.)1; «О защите населения от инфекционных заболеваний» (06.04.2000 г.)2; Указа Президента Украины «О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом» (11.05.2000 г.)3; Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине (утв. Постановлением КМУ от 22.06.1999 г.)4; Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Министерства здравоохранения Украины (утв. Приказом МОЗ Украины от 18.04.2000 г.)5 и других нормативно-правовых актов.
Основными задачами санитарно-эпидемиологического надзора являются:
— надзор за организацией и проведением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарных и противоэпидемиологических мероприятий;
— надзор за реализацией государственной политики по вопросам профилактики заболеваний населения, участие в разработке и контроль за выполнением программ по предупреждению вредного влияния опасных факторов окружающей и производственной среды на здоровье человека;
— надзор за соблюдением санитарного законодательства и др. Все субъекты санитарно-эпидемиологического надзора можно
разделить на две группы. К первой относится государственная санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Украины, которая реализует государственную политику в сфере обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия населения. Госсанэпидемслужбу системы МОЗ Украины составляют:
— Главное санитарно-эпидемиологическое управление МОЗ Украины;
— управление по медицинским проблемам аварии на Чернобыльской АЭС МОЗ Украины;
— центральная санитарно-эпидемиологическая станция МОЗ Украины;
— Крымская республиканская санитарно-эпидемиологическая станция;
— областные, городские, районные и районные в городах санитарно-эпидемиологические станции, дезинфекционные станции;
— центральная санитарно-эпидемиологическая станция на железнодорожном транспорте, санитарно-эпидемиологическая станция на железных дорогах, линейные санитарно-эпидемиологические станции на железных дорогах;
— центральная санитарно-эпидемиологическая станция на водном транспорте, санитарно-эпидемиологическая станция водных бассейнов и портов;
— центральная санитарно-эпидемиологическая станция на воздушном транспорте;
— санитарно-эпидемиологические станции объектов, имеющих особый режим работы;
— санитарно-карантинные подразделения (отделения, пункты);
— специализированные учреждения и заведения МОЗ для борьбы с особо опасными (в том числе карантинными) и опасными для человека инфекционными заболеваниями;
— научные учреждения (научно-исследовательские институты, научные и научно-практические объединения, контрольные, экспертные учреждения, центры) гигиенического и эпидемиологического профиля госсанэпидемслужбы Украины;
— комитет по вопросам гигиенического регламентирования МОЗ Украины;
— совет по регламентации применения и внедрения дезинфекционных средств;
— другие учреждения, заведения и подразделения санитарно-эпидемиологического профиля, созданные в соответствии с законодательством Украины.
Ко второй группе относятся учреждения, заведения, части и подразделения государственной санитарно-эпидемиологической службы Минобороны, МВД, Госкомграницы, СБУ, на которые, в соответствии с законодательством, возлагаются функции специально уполномоченных органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Исходя из полномочий госсанэпидемслужбы, можно выделить следующие основные направления ее деятельности:
— во-первых: осуществление нормативного регулирования (разработка государственных санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, регламентов использования опасных факторов, предельно допустимых концентраций, норм радиационной безопасности и допустимые уровни влияния на человека других физических факторов);
— во-вторых: осуществление предупредительного надзора за исполнением центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарного законодательства в форме: соглашения (проектов местных программ социально-экономического и культурного развития; документов о предоставлении земельных участков под строительство, проектной и технической документации и др.). выдачи разрешений (на ввоз из-за границы продукции, сырья; разработку и производство новых видов продуктов питания; проведение диагностических, экспериментальных, исследовательских и других работ; производство медикаментов и др.);
- в-третьих: осуществление текущего надзора путем проведения медицинских осмотров работников предприятий пищевой промышленности, общественного питания, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, дошкольных и учебно-воспитательных учреждений, объектов коммунально-бытового обслуживания, других предприятий, учреждений и организаций, профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения и может стать причиной распространения инфекционных заболеваний, возникновения пищевых отравлений;
— в-четвертых: прекращение нарушений санитарного законодательства путем издания постановлений и предписаний о:
а) приведении нормативно-технических, распорядительных
и других документов в соответствие с требованиями санитарного законодательства;
б) ограничении деятельности объекта в случае выявления нарушений им законодательства;
в) временном запрете или прекращении деятельности объек-
та надзора в случае выявления нарушений, которые могут негативно повлиять на здоровье людей;
г) запрете или прекращении деятельности объекта надзора
в случае, если выявленные нарушения негативно влияют на здоровье людей и не могут быть устранены применением соответствующих мер;
д) внесении предложений органам исполнительной власти и органам местного самоуправления о введении на соответствующих территориях или объектах надзора особых условий и режима труда, обучения, передвижения, перевозки, направленных на ликвидацию заболеваний;
— в-пятых: привлечение к административной ответственности (составление протоколов и актов о нарушениях санитарного законодательства, издания постановлений о наложении штрафа за нарушение санитарного законодательства).
Правовой основой надзора за соблюдением законодательства о труде является Конституция Украины, Законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде (утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 29.11.2000 г.)1.
В соответствии с указанным Положением государственный надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде, который возглавляет директор департамента — Главный государственный инспектор труда Украины. Он назначается на должность и увольняется с должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра труда и социальной политики. Объектами данного вида надзора выступают предприятия, учреждения и организации всех форм собственности и физические лица, использующие наемный труд.
Для обеспечения исполнения своих полномочий должностные лица Госнадзортруда имеют право:
— беспрепятственно в какое-либо время без предварительного уведомления посещать предприятия для проверки соблюдения законодательства о труде и условий труда, требовать от работодателей необходимые объяснения, материалы, информацию;
— давать должностным лицам центральных и местных органов исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и предприятий обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства о труде и условий труда;
— составлять в случаях, предусмотренных законодательством, протоколы об административных проступках, а также рассматривать дела об административных проступках и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством;
— вносить работодателям представления о наложении взысканий на отдельных должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и условий труда, а в отдельных случаях передавать материалы в отношении этих лиц в правоохранительные органы.
Государственный геодезический надзор осуществляется на основании Закона Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности» и Положения об Инспекции государственного геодезического надзора Главного управления геодезии, картографии и кадастра Украины1 (утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.1999 г.)2.
В соответствии с названным Положением основными задачами Инспекции являются:
— государственный надзор за соблюдением порядка формирования и использования материалов Государственного картографо-геодезического фонда Украины, региональных картографо-геодезических фондов, архивов, баз и банков данных топографо-геодезической и картографической информации;
— государственный надзор за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности установленного порядка ведения учета и использования то-пографо-геодезических и картографических работ;
— государственный надзор за соблюдением соответствующими подразделениями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности установленного порядка ведения учета, хранения и использования материалов топографо-геодезических и картографических работ;
— государственный надзор за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности требований метрологического обеспечения топографо-геодезической и картографической деятельности и др.
Одним из основных направлений государственного геодезического надзора является осуществление Инспекцией полномочий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений действующего законодательства, а именно:
а) давать обязательные для исполнения указания (предписания) по устранению нарушений стандартов, нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов во время исполнения топографо-геодезических и картографических работ, а также порядка ведения учета, хранения и использования материалов этих работ;
б) запрещать передачу и дальнейшее использование материалов и информации, полученной в результате исполнения то-пографо-геодезических и картографических работ с нарушением требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов;
в) прекращать все виды топографо-геодезических и картографических работ, которые выполняются с нарушением требований нормативно-правовых актов, стандартов и нормативно-технической документации;
г) прекращать выполнение субъектами предпринимательской деятельности топографо-геодезических и картографических работ в случае отсутствия лицензии или нарушения лицензионных условий и др.
Государственный пожарный надзор осуществляется на основании Законов Украины «О милиции» (20.01.1990 г. с изменениями и дополнениями)1, «О пожарной безопасности» (17.12.1993 г.)2, Положения о Государственной пожарной охране МВД Украины (утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.1994 г.)3, Положения о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения, организации за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов Государственного пожарного надзора (утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 14.12.1994 г.)4.
Важное значение в реализации государственного пожарного надзора имеет административная ответственность за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, неисполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора, которая предусматривается статьей 888 КоАП Украины. При этом следует иметь ввиду, что субъектами данной ответственности могут быть как физические (они предусмотрены в КоАП), так и юридические (статья 35 Закона Украины «О пожарной безопасности») лица. Относительно последних необходимо отметить, что фактическими основаниями для привлечения предприятий, учреждений и организаций к административной ответственности являются: нарушения установленных требований пожарной безопасности, неисполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора. Порядок наложения штрафов на юридических лиц определяется соответствующим Положением, которое предусматривает, что такое право имеют: главный государственный инспектор Украины по пожарному надзору, его заместители, главные государственные инспекторы по пожарному надзору Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители, а также главные пожарные инспекторы по пожарному надзору городов, поселков городского типа, районов в городах, районов. Не допускается повторное наложение штрафа на юридическое лицо на протяжении трех месяцев со дня вынесения постановления о взыскании предыдущего штрафа, а также в случае, когда общая сумма штрафов, наложенных органами государственного пожарного надзора на протяжении календарного года, превышает два процента месячного фонда заработной платы предприятия.
Правовыми основами государственного надзора за безопасностью дорожного движения являются Законы Украины «О милиции», «О дорожном движении» (30.06.1993 г.)1, Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД Украины (утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 14.04.1997 г.)2 и другие. Как и пожарный надзор, данный вид административного надзора более детально рассматривается в главе 41 данного учебника.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530