logo
С

41.1. Организационно-правовые основы управления обороной

Украина, провозгласив 24 августа 1991 года свою независимость, стремится жить в мире и дружбе со всеми государствами мира. Однако сейчас не исключена возможность возникновения военных конфликтов, которые будут угрожать ее суверенитету и территориальной целостности. Исходя из этого, одним из первых законов принятых Верховной Радой Украины был Закон Украины «Об обороне Украины» и «О Вооруженных Силах Украины» от 6 декабря 1991 года.

День принятия этих законов — 6 декабря 1991 г. Верховная Рада постановила считать праздником — Днем Вооруженных сил Украины.

Конституция Украины в ч.1 (ст. 17) установила, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются наиважнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа и возлагается на Вооруженные силы Украины, на все государственные органы, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, на всех граждан Украины и их объединения.

Согласно Конституции (ст. 107) для координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны создан специальный орган — Совет национальной безопасности и обороны Украины.

Закон Украины «Об обороне Украины»1 формулирует понятие обороны Украины как систему политических, экономических, социальных, военных, научных, научно-технических, информационных, правовых, организационных, иных мероприятий государства относительно подготовки к вооруженной защите и его защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Этот Закон уточняет, что обороноспособность государства — это способность государства к защите в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Она состоит из материальных и духовных элементов и является совокупностью военного, экономического, социального, морально-политического потенциала в сфере обороны, а также надлежащих условий для его реализации.

Оборона Украины организуется и функционирует на основе Военной доктрины Украины, которая утверждена Постановлением Верховной Рады Украины от 19 октября 1993 года.

Военная доктрина Украины — это совокупность взглядов на сущность, цели и характер возможной будущей войны, на подготовку к ней Вооруженных сил государства и на способы ее ведения.

Военная доктрина Украины имеет оборонительный, миролюбивый, а не агрессивный характер. Стратегической задачей Украины в области обороны является защита ее государственного суверенитета и политической независимости, сохранение территориальной целостности и неприкосновенности границ. Военная доктрина соотнесена с экономической и внешнеполитической доктринами Украины и скоординирована с военными доктринами соседних государств.

Основными направлениями реализации Военной доктрины Украины является:

— стремление решать все международные проблемы невоенными средствами;

— обеспечение обороны государства военными средствами;

— строительство боеспособных Вооруженных сил;

— создание материальной основы качественно новых войск.

Военная доктрина исходит из того, что государственная граница Украины со смежными государствами является окончательно установленной, а сама Украина не имеет территориальных претензий ни к одному государству. Использование Вооруженных сил возможно в случае вооруженной агрессии, посягательств на территориальную целостность Украины, а также при выполнении Украиной своих международных обязанностей.

Военная доктрина утверждает, что Украина никогда первой не начнет боевых действий против иного государства, если сама не станет объектом его агрессии. Отказ от использования первой своих Вооруженных сил совсем не означает, что Украина должна всегда придерживаться пассивной стратегической обороны. В условиях войны могут быть активно и широко использованы все формы современного военного искусства: стратегический разворот, отражение воздушно-космического удара, стратегическая наступательная, оборонная операция и пр. Военная доктрина Украины предусматривает участие в обеспечении обороны вместе с Вооруженными силами Украины также Погранвойск Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, войск Гражданской обороны Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, а также соответствующие правоохранительные органы.

Однако основой обороны являются Вооруженные силы Украины, обеспечивающие защиту ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от вооруженной агрессии.

Организация и управление подготовкой обороны государства в мирное время включает:

— прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

— осуществление мероприятий во внешнеполитической сфере, направленных на предотвращение вооруженного конфликта и отпор вооруженной агрессии;

— формирование и реализацию военной, военно-экономической, военно-технической и военно-промышленной политики государства;

— усовершенствование структуры, уточнение заданий и функций Вооруженных сил Украины и других военных формирований, обеспечение необходимой численности их личного состава, а также их развитие; подготовка и поддержка на надлежащем уровне боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне государства, планирование их применения;

развитие военно-промышленного комплекса, создание благоприятных условий для мобилизационного развертывания сфер национальной экономики с целью производства в необходимых объемах вооружения, военной техники и имущества;

- обеспечение Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, и правоохранительных органов подготовленными кадрами, вооружением, военной и иной техникой, продовольствием, вещевым имуществом, иными материальными и финансовыми ресурсами;

— развитие военно-технического сотрудничества с иными государствами с целью обеспечения Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, и правоохранительных органов вооружением, военной техникой и имуществом, которые не производятся в Украине;

— подготовку национальной экономики, территории, органов государственных властей, органов военного управления, органов местного самоуправления, а также населения к действиям в особый период;

— создание государственного материального резерва и резервных фондов денежных средств;

— обеспечение охраны государственной границы Украины;

— военно-патриотическое воспитание граждан Украины, подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах Украины, обеспечение престижа военной службы;

— обеспечение развития военной науки для создания высокоэффективных средств вооруженной борьбы;

— защита информационного пространства Украины и ее вхождение в мировое информационное пространство, создание развитой инфраструктуры в информационной сфере;

— обеспечение открытого и демократического гражданского контроля в сфере обороны в порядке, определенном законодательством, и соблюдение требований относительно сохранения государственной тайны.