30.3. Управление портами
Значительная часть сферы государственного управления морским и речным транспортом приходится на управление портами. Для этого была создана государственная организация «Укр-морпорт». Согласно Закону Украины «О морских портах Украины» морской порт (дальше — порт) — транспортное предприятие, которое на отведенных ему и созданных им территории и акватории осуществляет обслуживание судов, пассажиров и грузов, перевалку грузов с одних видов транспорта на другие, а также обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов. При этом порт может выполнять перевозки грузов, пассажиров и багажа собственными или зафрахтованными им судами, ремонт судов и прочие, предусмотренные его уставом, виды деятельности.
Формы и методы управления портами зависят от их классификации. По назначению порты разделяются на порты общего и специального пользования.
Порт общего пользования предназначен для обслуживания любых грузов, отправителей и получателей груза.
Порт специального назначения предназначен для обслуживания одного отправителя (получателя) груза или перевалки, в основном, груза одного наименования.
По форме управления порты разделяются на:
— государственные порты, находящиеся в управлении центральных органов исполнительной власти;
— на муниципальные порты, находящиеся в управлении органов местного самоуправления;
— на негосударственные порты, управляемые частным лицом или коллективным собственником.
Порядок изменения формы управления и правового статуса государственного порта определяется отдельным законом.
Относительно применения пограничного режима порты разделяются на порты открытые для захода иностранных судов и закрытые.
Перечень портов, открытых для принятия иностранных судов, определяется Кабинетом Министров Украины.
Особое место среди портов занимает свободный порт.
Свободный порт представляет собой территорию и акваторию порта или их часть, на которых действует специальный правовой режим экономической деятельности, а также порядок применения законодательства Украины.
Свободный порт организовывается на базе государственного или муниципального порта.
Свободный порт создается отдельным законом Украины, который принимается Верховной Радой Украины по инициативе Президента Украины, Кабинета Министров Украины или местных советов и местной государственной администрации на определенный срок с целью привлечения инвестиций в развитие порта, создания благоприятных условий для расширения внешнеэкономических связей Украины, увеличения грузопотоков, транзитных перевозок, транспортно-складских, экспедиторских и иных услуг.
Положение о свободном торговом порте утверждается Кабинетом Министров Украины.
На территории свободного порта действует законодательство Украины с учетом особенностей, которые предусматривают льготный таможенный режим и уровень налогообложения, специфические валютно-финансовые условия, систему кредитования и страхования, условия отдельных видов платежей, систему государственного инвестирования и прочие благоприятные условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.
На все субъекты хозяйственной деятельности свободного порта распространяется предусмотренная законодательством Украины система государственных гарантий защиты инвестиций и право на вывоз доходов и капитала, инвестированного в свободный порт, за границы свободного порта и Украины.
Статус свободного порта прекращается по истечении срока, на период которого он был определен.
В случаях, предусмотренных законодательством, статус свободного порта может быть прекращен досрочно.
При отмене статуса свободного порта все имущественные и неимущественные права субъектов его экономической деятельности сохраняются в полном объеме.
Порт создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом Украины «О предприятиях в Украине».
Порт действует на основании устава, утверждаемого: для государственных и муниципальных портов — органами, уполномоченными управлять государственным имуществом портов; для негосударственных портов — собственниками порта по согласованию с Министерством транспорта Украины или Министерством аграрной политики Украины. Порт самостоятельно определяет структуру управления и устанавливает штаты.
Собственники негосударственных портов определяют свои управленческие функции относительно портов, которые находятся в сфере их управления, самостоятельно, принимая во внимание экономическую и социальную целесообразность.
Начальник государственного или муниципального порта назначается на должность на контрактной основе органом, уполномоченным руководить государственным имуществом соответствующего порта.
Начальник негосударственного порта назначается частным собственником порта или избирается собственниками, если порт находится в коллективной собственности.
Начальник порта на основах единоначалия решает все вопросы хозяйственной деятельности порта, за исключением отнесенных законодательством Украины к компетенции органов, уполномоченных управлять государственным имуществом государственного или муниципального порта, или к компетенции собственника негосударственного порта, а также:
— издает обязательные постановления по порту и Свод обычаев порта;
— издает распоряжение о задержании судна или груза в порту по просьбе лица, которое имеет морское требование относительно возмещения его затрат, связанных с общей аварией, спасанием на воде, договором перевозки груза, столкновением судов и причинением иного вреда, а также по морским требованиям порта, которые произошли вследствие повреждения портовых сооружений, иного имущества и навигационного оснащения, которое находится в порту, морскими требованиями компетентных органов, связанных с нарушением природоохранного законодательства Украины, до предоставления собственникам судов или грузов достаточного обеспечения соответствующих требований. Ответственность за убытки, причиненные необоснованной задержкой судна или груза, несут лица, по требованию которых состоялось задержание. Распоряжение относительно задержания действует на протяжении 72 часов. Если на протяжении этого срока не принято решение суда, арбитражного суда или Морской арбитражной комиссии относительно наложения ареста на судно или груз, они освобождаются от задержания;
— рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в соответствии с действующим законодательством Украины.
Заместители начальника порта, руководители и специалисты аппарата управления порта и его структурных подразделений назначаются на должность и увольняются с занимаемой должности начальником порта.
Капитан морского торгового порта Украины (в дальнейшем — капитан порта) — должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор за мореплаванием в морском торговом порту Украины (в дальнейшем — порт).
Капитан порта в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, нормативными актам Министерства транспорта Украины и Положением о капитане морского торгового порта.
В части вопросов надзора за безопасностью мореплавания, организации проведения расследований причин аварийных морских событий, капитан порта руководствуется приказами и предписаниями Госфлотинспекции Украины, изданными в рамках ее компетенции.
Капитан порта назначается на должность и освобождается от должности Министерством транспорта Украины.
Капитан порта возглавляет службу капитана порта, в состав которой входят:
— Инспекция государственного портового надзора (в дальнейшем — ИГПН);
— Дипломно-паспортный отдел;
— Лоцманская служба.
Положения об ИГПН и о Лоцманской службе утверждаются Министерством транспорта Украины.
В государственном морском порту капитан порта и служба капитана порта входят в состав порта. Сборы, поступающие за услуги ИГПН, Лоцманской службы, службы регулирования движения судов, а также корабельный сбор, в первую очередь направляются для обеспечения безопасности судоходства.
Содержание капитана порта и ИГПН осуществляется в порядке, определенном Министерством транспорта Украины. Служба регулирования движения судов подчиняется капитану порта.
ИГПН — структурное подразделение службы капитана порта, которое осуществляет государственный надзор за безопасностью судоходства в порту.
В своей деятельности ИГПН руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативными актами Министерства транспорта Украины, приказами Госфлотинспекции Украины, международными договорами Украины о торговом мореплавании, распоряжениями капитана порта и Положением об инспекции государственного портового надзора.
Штатное расписание ИГПН утверждается капитаном порта по согласованию с начальником порта. Капитан порта иной формы собственности утверждает штатное расписание службы капитана порта. Численность работников ИГПН должна обеспечивать круглосуточный надзор за безопасностью плавания и порядком в акватории порта.
На должность заместителя капитана порта назначаются лица со специальным образованием, которые имеют диплом капитана судов валовой вместительностью 3000 тонн и более (или капитана далекого плавания) и опыт работы на транспортных судах не менее чем 5 лет.
На должности начальника смены, старшего помощника капитана и капитана ИГПН назначаются лица со специальным морским образованием, которые имеют диплом не ниже капитана судна валовой вместимостью от 500 до 3000 тонн (или капитана малого плавания) или старшего помощника капитана судов валовой вместительностью 3000 тонн и более (или штурмана дальнего плавания).
На должность старшего инспектора и инспектора ИГПН назначаются лица со специальным образованием.
Работники ИГПН, которые непосредственно осуществляют функции надзора и контроля за безопасностью мореходства, имеют свой штамп с указанием должности.
В портах создаются пункты пропуска через государственную границу Украины, на которые распространяется режим государственной границы Украины.
Пограничный режим устанавливает порядок пересечения границы Украины, плавание и пребывание украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах Украины, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и в открытые для захода иностранных судов порты Украины и пребывания в них, проведение грузовых и пассажирских операций, сообщение судов с берегом, правила въезда в Украину и выезда с ее территории граждан Украины и иных лиц, выхода на берег членов экипажей судов, посещение судов лицами, которые не являются членами экипажей судов, регулируется Законом Украины «О государственной границе Украины», иными актами законодательства Украины.
В соответствии с правилом части 2 статьи 7 этого Закона порт обеспечивает выделение специальной территории с комплексом необходимых помещений для организации пункта пропуска через государственную границу Украины, где осуществляется контроль и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
В портах образовываются единые пригранично-таможенные зоны, в границах которых круглые сутки осуществляются все виды контроля и осмотра грузов, пассажиров и транспортных средств, проверка и оформление документов пассажиров, водителей транспортных средств и сопровождающих лиц, а также документов на груз и транспортные средства. В этих зонах не позволяется выполнять сертификацию товаров и прочие операции, которые не имеют прямого отношения к пропуску через границу транспортных средств, грузов и пассажиров.
Пропуск лиц, пересекающих государственную границу Украины, осуществляется органами пограничного контроля на основании действующих документов на право въезда на территорию Украины или выезда с Украины.
Пропуск транспортных средств, грузов и иного имущества через государственную границу Украины выполняется органами, которые осуществляют таможенный и пограничный контроль в соответствии с законодательством Украины.
Начальник порта по согласованию с органами пограничного контроля и иными органами, которые осуществляют контрольные функции при пропуске через границу Украины лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества, разрабатывает, утверждает и издает обязательные постановления по порту — правила (инструкции) поведения в пункте пропуска через государственную границу Украины.
Такие правила (инструкции) должны определять режим пребывания и передвижения всех лиц и транспортных средств в границах территории порта, а также осуществление иной деятельности, связанной с пропуском через государственную границу Украины лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
Органы пограничного контроля устанавливают дополнительные режимные правила, распространяющиеся на поведение лиц в помещениях и местах, где осуществляется пограничный контроль. Такие правила регламентируют порядок допуска в эти помещения и места лиц, которые принимают участие в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств, следующих в международном сообщении, в отправлении из пунктов пропуска транспортных средств, которые выбывают за границу и прибывают в Украину, а также иные меры для предотвращения незаконного пересечения государственной границы Украины.
Обеспечение режима пребывания и передвижения в порту осуществляют отряды военизированной и пожарной охраны порта совместно с органами пограничного контроля.
Отряды военизированной и пожарной охраны создаются портом и действуют на основании Типового положения о создании и деятельности отрядов военизированной охраны морских портов Украины, утвержденного Министерством транспорта Украины.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530