28.2. Система таможенных органов
25 июня 1991 г, был принят Закон Украины «О таможенном деле в Украине», провозгласивший создание таможенной службы в Украине. За эти годы она стала крепкой, эффективно действующей, современной структурой, которая обеспечивает реализацию государственной политики в сфере таможенного дела. За истекшее время была построена разветвленная таможенная инфраструктура, которая включает в себя региональные таможни, таможню, специализированные таможенные управления, 3 учебные заведения — Академию таможенной службы в Днепропетровске и два учебных центра повышения квалификации — в Киеве и Хмельницком, а также специализированные таможенные организации.
Эффективную работу системы Государственной таможенной службы обеспечивают таможенные посты, на таможенной границе государства действуют международные и межгосударственные пункты пропуска, а также пункты упрощенного перехода.
Все они действуют в соответствии с актами, определяющими их правовой статус. В осуществлении таможенной политики участвует значительное число государственных органов — Кабинет Министров Украины, министерства и иные органы центральной исполнительной власти, Национальный банк Украины, но непосредственно осуществление этой политики возлагается на таможенные органы. Они, в соответствии со ст. 12 ТКУ, реализуя таможенную политику Украины, выполняют такие основные функции:
1) выполнение и контроль за соблюдением законодательства Украины по вопросам таможенного дела;
2) обеспечение выполнения обязательств, которые вытекают из международных договоров Украины относительно таможенного дела;
3) содействие защите прав интеллектуальной собственности участников внешнеэкономических связей, иных юридических и физических лиц;
4) применение, в соответствии с законом, мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Украины;
5) осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, усовершенствование форм и методов их осуществления;
6) защита экономических интересов Украины;
7) осуществление совместно с иными уполномоченными государственными органами комплексного контроля за валютными операциями во внешнеэкономической деятельности;
8) осуществление совместно с иными уполномоченными государственными органами мероприятий по защите интересов потребителей товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке;
9) создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины;
10) борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
11) развитие международного сотрудничества в области таможенного дела;
12) ведение таможенной статистики;
13) ведение Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;
14) осуществление верификации (определение достоверности) сертификатов происхождения товаров с Украины.
Органы государственной власти, которые в соответствии с законами Украины не осуществляют непосредственного руководства таможенным делом, органы местного самоуправления, предприятия, их должностные лица, а также граждане не имеют права принимать решения, отнесенные к компетенции таможенных органов Украины, а также тем или иным образом вмешиваться в деятельность таможенных органов.
Таможенная система Украины состоит из таможенных органов и специализированных таможенных учреждений и организаций.
Таможенными органами являются Государственная таможенная служба Украины, региональные таможни, таможни.
Государственная таможенная служба Украины является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины и Положением «О Государственной таможенной службе Украины», которое утверждается Президентом Украины. В соответствия с Положением «О государственной таможенной службе Украины», утвержденным Указом Президента от 24 августа 2000 года № 1022/2000, основными задачами этого центрального органа исполнительной власти со специальным статусом являются:
— обеспечение реализации государственной политики в сфере таможенного дела;
— защита экономических интересов Украины;
— контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле;
— использование способов таможенно-тарифного и внетариф-ного регулирования при перемещении через таможенную границу Украины товаров и иных предметов;
— усовершенствование таможенного контроля, таможенного оформления товаров при перемещении через таможенную границу Украины;
— осуществление вместе с Национальным банком Украины комплексного контроля за валютными операциями;
— осуществление вместе с иными уполномоченными центральными органами исполнительной власти мероприятий по защите интересов потребителей товаров и соблюдения участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке;
— борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
— развитие международного сотрудничества в сфере таможенного дела.
Государственная таможенная служба Украины в соответствии с возложенными на нее задачами:
1) организовывает и контролирует деятельность таможенных органов;
2) обеспечивает своевременное и полное внесение в государственный бюджет средств от налогов, сборов (обязательных платежей), взыскание которых, согласно законодательству, возложено на таможенные органы;
3) вместе с иными органами исполнительной власти принимает меры, направленные на недопущение незаконного вывоза за границу ценностей, являющихся культурным или историческим достоянием украинского народа;
4) оказывает содействие, в границах своей компетенции, осуществлению мер по защите прав потребителей товаров, которые ввозятся в Украину, а также прав интеллектуальной собственности в процессе внешнеэкономической деятельности;
5) разрабатывает и осуществляет самостоятельно или во взаимодействии с иными органами исполнительной власти мероприятия по предотвращению контрабанды, нарушению таможенных правил и их прекращение;
6) организовывает и контролирует, в соответствии с законодательством, проведение таможенными органами дознания в делах о нарушении таможенных правил;
7) ведет таможенную статистику;
8) ведет вместе с иными уполномоченными органами исполнительной власти Украинскую классификацию товаров внешнеэкономической деятельности;
9) осуществляет верификацию (определение достоверности) сертификатов о происхождении товаров с Украины;
10) обеспечивает, в границах своей компетенции, реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в системе таможенных органов Украины, соблюдение должностными лицами таможенных органов Украины требований законодательства относительно порядка использования и сохранения информации с ограниченным доступом;
11) реализует, в границах своей компетенции, государственную кадровую политику;
12) принимает участие в подготовке проектов программ развития таможенного дела, социальной защиты его работников;
13) создает, реорганизовывает и ликвидирует в установленном порядке региональные таможни, таможни, специализированные таможенные управления и организации, учреждения и учебные заведения;
14) организует реконструкцию и сооружение пунктов пропуска через государственную границу Украины для автомобильного сообщения;
15) осуществляет, в соответствии с законодательством Украины, функции по управлению объектами государственной собственности, которые относятся к сфере ее управления;
16) обеспечивает гласность в деятельности таможенных органов, осуществляет в установленном законодательством порядке информирование субъектов внешнеэкономической деятельности и граждан по вопросам таможенного законодательства;
17) принимает участие в подготовке международных договоров Украины, готовит предложения относительно заключения, денонсации таких договоров, в границах своей компетенции заключает международные договора Украины;
18) осуществляет иные функции, которые вытекают из возложенных на нее задач.
Нормативно-правовые акты Государственной таможенной службы Украины по вопросам непосредственного осуществления таможенного дела, организации и регулирования таможенного контроля, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, на основе и на выполнение действующего законодательства и в границах ее компетенции, являются обязательными к выполнению всеми предприятиями и гражданами.
Государственной таможенной службе Украины подчинены региональные таможни, таможни, специализированные таможенные учреждения и организации, а также иные организации и учреждения таможенной системы (консалтинговые, оздоровительные, спортивные, строительные, хозяйственные и прочие).
Государственную таможенную службу Украины возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. В соответствии с решением коллегии ГТСУ, утвержденным приказом ГТСУ от 14 июля 2003 г. № 457 «О введении в действие решений коллегии ГТСУ «О совершенствовании структуры таможенных органов и приведении их функций в соответствии с полномочиями» была проведена реорганизация служб, непосредственно подчиненных ГТСУ, а также региональных и местных таможенных подразделений. В первую очередь, следует отметить ликвидацию Оперативной таможни и создание Центрального бюро анализа рисков и аудита, в составе которого образованы отдел контроля за соблюдением таможенного законодательства, а также сектор по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Непосредственно подчиняется Государственной таможенной службе Центральная энергетическая таможня. Она действует на основании положения о Центральной специализированной таможне, утвержденном Приказом Государственной таможенной службы Украины от 25 марта 1997 г. № 123. Она осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль по импорту, экспорту, транзиту энергоносителей — электроэнергии, сырой нефти, сырых нефтепродуктов, нефтепродуктов, природного газа, продуктов их переработки, которые пересекают таможенную границу Украины железнодорожным транспортом, электросетями и иными средствами транспортировки.
Зоной деятельности таможни является таможенная территория Украины:
— таможня в своей деятельности руководствуется Таможенным кодексом, иными законодательными актами Украины, международными договорами Украины, нормативными актами Государственной таможенной службы Украины, а также данным Положением;
— таможня является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим названием «Центральная специализированная таможня Государственной таможенной службы Украины»;
— таможне подчинены таможенные посты и отделения, которые непосредственно осуществляют таможенный контроль и оформление энергоносителей;
— создание таможни, ее реорганизация и ликвидация осуществляется Государственной таможенной службой Украины;
— таможня осуществляет свои функции в соответствии с требованиями Закона Украины «О Государственной тайне».
Основными задачами таможни в границах ее компетенции являются:
— защита экономических интересов Украины и содействие реализации таможенной политики Украины;
— контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле, в частности в части правовой реализации перемещений через таможенную границу и таможенного оформления энергоносителей;
— обеспечение обязательств, которые определяются международными соглашениями Украины относительно технического перемещения энергоносителей;
— использование средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при перемещении энергоносителей;
— обеспечение контроля за своевременной и полной уплатой таможенных платежей и государственных налогов участниками внешнеэкономической деятельности, которые занимаются перемещением энергоносителей через таможенную территорию Украины;
— усовершенствование контроля и таможенного оформления энергоносителей, пересекающих таможенную границу Украины;
— осуществление мероприятий по защите интересов потребителей энергоносителей и соблюдения участниками внешнеэкономических связей интересов Украины на внешнем рынке;
— борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, осуществление мероприятий по предотвращению этих правонарушений.
В соответствии с приказом ГТСУ от 14 августа 2003 г. была проведена реорганизация центральной энергетической таможни. В соответствии с ним, вместо одного из основных подразделений этой таможни были созданы: отдел таможенного контроля и таможенного оформления в г. Одессе Центральной энергетической таможни; оперативно-грузовой отдел в морском торговом порту «Южный» Центральной энергетической таможни; отдел таможенного контроля и таможенного оформления в г. Херсоне Центральной энергетической таможни и сектор таможенного контроля и таможенного оформления энергоносителей в составе этого отдела с местом расположения в г. Николаеве.
Таможня согласно с возложенными на нее обязанностями выполняет следующие функции:
— обеспечивает контроль и таможенное оформление энергоносителей:
а) разрабатывает и вносит в Государственную таможенную службу Украины предложения относительно создания таможенных постов и отделов, предназначенных для осуществления таможенного контроля и оформления энергоносителей;
б) разрабатывает и вносит для утверждения Государственной таможенной службой Украины технологии (схемы) организации контроля и таможенного оформления энергоносителей;
в) разрабатывает концепцию и обеспечивает введение в дей-
ствие системы надежного и достоверного фактического измерения объемов энергоносителей, которые перемещаются через таможенную границу Украины;
г) вносит предложения относительно размещения таможен-
ных лабораторий и координирует их деятельность в части определения качества энергоносителей;
д) осуществляет оперативную рабочую связь с таможенными органами смежных государств относительно ввоза-вывоза и транзита энергоносителей;
— непосредственно обеспечивает контроль за транзитом нефти, газа и электроэнергии через Украину по системе магистральных нефтепроводов;
— начисляет и взимает таможенные платежи и налоги:
а) осуществляет контроль за правильностью начисления и взыскания таможенных платежей;
б) осуществляет своевременное перечисление средств в государственный бюджет;
в) контролирует использование механизма вмешательства.
В связи с принятием нового ТКУ было проведено уточнение правового статуса основных звеньев таможенной системы Украины. 25 июля 2003 г. приказом ГТСУ № 500 были утверждены примерные положения о региональной таможне и таможне, а приказом ГТСУ № 289 от 6 мая 2003 был закреплен статус таможенного поста.
Региональная таможня является таможенным органом, который на территории закрепленного за ним региона в границах своей компетенции осуществляет таможенное дело и обеспечивает комплексный контроль за соблюдением законодательства Украины по вопросам таможенного дела, руководство и координацию деятельности подчиненных ему таможен и специализированных таможенных учреждений и организаций.
Региональная таможня является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины и Положением, которое утверждается приказом Государственной таможенной службы Украины.
Ее главными задачами являются:
— контроль и обеспечение выполнения законодательства Украины о таможенном деле таможенными учреждениями региона;
— обеспечение выполнения обязательств, которые вытекают из международных соглашений, заключенных Украиной, в части, касающейся таможенного дела;
— организация эффективного применения средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в регионе, обеспечение начисления и взыскания в полном объеме таможенной пошлины, иных налогов и сборов с товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и своевременного перечисления средств, поступающих в государственный бюджет;
— создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций и пассажиропотока через таможенную границу Украины;
— борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
— ведение таможенной статистики;
— формирование полной, достоверной информации и отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности и предоставление ее Государственной таможенной службе Украины в установленные сроки;
Региональная таможня, в соответствии с возложенными на нее задачами, выполняет следующие функции:
— контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и гражданами порядка перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Украины;
— осуществляет таможенный контроль и оформление товаров и иных предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины;
— выполняет решения и поручения Государственной таможенной службы Украины, контролирует их выполнение подчиненными таможенными учреждениями;
— принимает в пределах своей компетенции приказы, которые являются обязательными для выполнения подчиненными таможенными учреждениями;
— вносит в Государственную таможенную службу Украины предложения относительно изменений и усовершенствования действующего таможенного законодательства;
— разрабатывает на основании типовых технологические схемы таможенного контроля на автомобильных, железнодорожных, в морских, речных и авиационных пунктах пропуска через государственную границу Украины и пр.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможен осуществляется Государственной таможенной службой Украины. Начальник региональной таможни назначается на должность и освобождается с должности председателем Государственной таможенной службы Украины.
Таможня является таможенным органом, непосредственно обеспечивающим выполнение законодательства по вопросам таможенного дела, взыскания таможенных платежей и выполнения иных задач, возложенных на таможенную службу Украины. Таможня является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины и Положением, которое утверждается приказом Государственной таможенной службы Украины.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Украины таможня является органом дознания в делах о контрабанде.
Основными задачами таможни являются:
— защита экономических интересов Украины; обеспечение в зоне своей деятельности выполнения гражданами и субъектами внешнеэкономической деятельности действующего законодательства Украины о таможенном деле;
— обеспечение выполнения обязательств, которые вытекают из международных договоров Украины в области таможенного дела;
— осуществление таможенного контроля и оформления товаров и иных предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины;
— организация и проведение мероприятий по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
— проведение силами подразделений таможенной стражи оперативных мероприятий по выявлению, предупреждению и прекращению контрабанды и нарушений таможенных правил, обеспечение охраны и сопровождения подакцизных товаров и иных предметов, которые перемещаются через территорию Украины, и контроль за их проведением;
— дознание в делах о контрабанде и производство по делам о нарушении таможенных правил;
— осуществление мероприятий по защите интересов национального потребителя и недопущения ввоза на территорию Украины некачественных товаров или товаров, которые не отвечают действующим в Украине требованиям и стандартам;
— создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций и учреждений в зоне своей деятельности, для ускорения пассажиропотока и перемещения товаров через таможенную границу Украины;
— ведение информационно-аналитической работы и таможенной статистики;
— ведение, согласно с действующим законодательством, бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, в соответствии с нормативами и сметами, сохранение государственной собственности, оформление бухгалтерской отчетности, обеспечение своевременности и полноты перечисления таможенных платежей на счета Государственной таможенной службы Украины;
— обеспечение правильного применения мероприятий таможенно-тарифного регулирования товарного оборота между Украиной и иными государствами с целью защиты экономических интересов Украины.
Таможня, согласно возложенным на нее задачам, выполняет такие функции:
— контролирует соблюдение субъектами внешнеэкономической деятельности и гражданами установленного порядка перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Украины;
— выполняет решение и поручение Государственной таможенной службы и региональной таможни. Выдает в границах своей компетенции приказы;
— осуществляет в зоне своей деятельности таможенный контроль и оформления товаров и иных предметов;
— осуществляет проверку сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации, при таможенном оформлении товаров и иных предметов, в соответствии с имеющимися грузами и документами, необходимыми для осуществления оформления и таможенного контроля;
— начисляет и взыскивает в зоне своей деятельности таможенные платежи и сборы, взыскание которых в соответствии с законодательством возложено на таможенные органы. Своевременно перечисляет полученные средства на счета Государственной таможенной службы Украины;
— использует в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами, таможенное обеспечение, системы и формы защиты результатов таможенного оформления;
— обеспечивает контроль за доставкой таможенных грузов в иные таможенные органы, а в случае их недоставки проводит поиск;
— обеспечивает функции валютного контроля и контроля за сроками возвращения в Украину импортной части бартерных соглашений (бартерный контроль);
— проводит совместно с другими правоохранительными органами мероприятия, направленные на предотвращение незаконного вывоза за границу предметов, которые представляют национальное, историческое достояние государства;
— взаимодействует с другими правоохранительными и контрольными службами в зоне своей деятельности;
— обеспечивает сохранение и использование огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств должностными лицами таможни; проводит расследование в случае их потери или противоправного применения;
— информирует субъекты внешнеэкономической деятельности и граждан о порядке таможенного оформления, в случае отказа в таможенном оформлении товаров и иных предметов предоставляет исчерпывающую информацию относительно причин отказа и требований действующего таможенного законодательства.
Особое место в таможенной системе Украины занимает таможенная стража, которая действует на основании положения о ней, утвержденном приказом ГТСУ 5 сентября 2003 г. № 593. В нем говорится, что ее основными задачами является:
— осуществление мероприятий, связанных с выявлением, раскрытием, прекращением, профилактикой нарушений таможенного законодательства, предотвращением таких нарушений;
— борьба с незаконным перемещением через таможенную границу Украины транспортных средств и товаров, в том числе исторических и культурных ценностей, оружия и боеприпасов, отравляющих, сильнодействующих, радиоактивных и взрывных веществ, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров;
— осуществление контроля за оперативной таможней в зоне деятельности региональных таможен, таможен и ее анализ относительно борьбы с нарушениями таможенного законодательства;
— выявление путей, способов и механизмов незаконного ввоза на территорию Украины и вывоза за ее пределы товаров и транспортных средств, выяснение обстоятельств, которые этому содействуют, а также разработка и внедрение методов эффективного противодействия отмеченным нарушениям таможенного законодательства;
— охрана домов, сооружений, помещений таможенных органов и других объектов таможенной инфраструктуры, зон таможенного контроля от любых противоправных посягательств;
— физическая защита работников таможенных органов, специалистов таможенных учреждений и организаций, других лиц, а также товаров, которые находятся в зоне таможенного контроля, от противоправных действий;
— локализация вместе с другими органами конфликтных ситуаций в зоне деятельности соответствующих таможенных органов;
— участие в ликвидации последствий катастроф, аварий, стихийного бедствия и экологического загрязнения в зоне деятельности соответствующих таможенных органов.
Таможенная стража в соответствии с возложенными на нее задачами:
— организовывает и осуществляет специальные мероприятия по предотвращению незаконного перемещения через таможенную границу Украины товаров, транспортных средств на всей таможенной территории Украины, в любое время;
— осуществляет административное задержание лиц, которые совершали нарушение таможенных правил;
— на основании информации, полученной в установленном порядке от Государственной пограничной службы Украины, МВД Украины и СБУ, проводит самостоятельно или во взаимодействии с подразделениями этих органов государственной власти мероприятия по выявлению, прекращению и предупреждению таможенных правонарушений. Мероприятия, которые осуществляются таможенной стражей в контролируемых пограничных районах и пунктах пропуска через государственную границу, производятся на основании информации, полученной от таможенных органов соседних государств границы Украины;
— участвует в проведении таможенными органами таможенных процедур, необходимых для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам таможенного дела. Объем таких процедур и порядок их применения определяются в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов, заключенных в установленном законом порядке. Работники таможенной стражи имеют право:
— размещать временные посты, передвигаться любыми участками местности и водного пространства в пределах таможенной территории Украины, а в пределах контролируемого пограничного района — по согласованию с соответствующими органами охраны государственной границы;
— задерживать товары, транспортные средства и граждан, которые пересекают таможенную границу Украины с нарушением требований таможенного законодательства Украины, и проводить в установленном Таможенном кодексе Украины порядке их осмотр;
— проводить по письменному распоряжению Председателя Гостамслужбы Украины или его заместителя, начальника региональной таможни или его заместителя, начальника таможни или его заместителя, в установленном Таможенным кодексом Украины порядке переосвидетельствование оформленных таможенными органами товаров и транспортных средств, в том числе тех, которые перемещаются транзитом через территорию Украины, если есть основания считать, что перемещение осуществляется с нарушениями норм Таможенного кодекса Украины или иного законодательства Украины по вопросам таможенного дела;
— проводить по письменному распоряжению Председателя Гостамслужбы Украины и его заместителя, начальника региональной таможни или его заместителя, начальника таможни или его заместителя, осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных лицензионных складов, специальных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, которые подлежат таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен законодательством на таможенные органы;
— сопровождать и охранять товары, находящиеся под таможенным контролем, в том числе те, которые перемещаются через территорию Украины транзитом;
— приглашать лиц в таможенные органы для выяснения обстоятельств нарушения таможенных правил, получать объяснения от должностных лиц предприятий, граждан, причастных к совершению нарушения таможенных правил. В безотлагательных случаях выяснение обстоятельств и первичное документирование нарушений таможенного законодательства могут осуществляться в других пригодных для выполнения таких действий местах;
— изымать товары, являющиеся непосредственными предметами нарушения таможенных правил, товары со специально изготовленными хранилищами, которые использовались для сокрытия от таможенного контроля непосредственных предметов нарушения таможенных правил, транспортные средства, использовавшиеся для перемещения через таможенную границу Украины непосредственных предметов нарушения таможенных правил, а также документы, необходимые для рассмотрения дела о нарушении таможенных правил.
Структуру таможенной стражи составляют:
— в Гостамслужбе Украины — Управление таможенной стражи;
— в региональных таможнях — подразделения таможенной стражи;
— в таможнях — подразделения таможенной стражи таможен.
Особое место в структуре таможенных органов занимают подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил: отделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и службы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Приказом ГТСУ от 4 сентября 2003 г. № 591 отделения и службы были подчинены начальникам региональных таможен и таможен, а по вопросам оперативно-служебной деятельности — начальнику Управления организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТСУ.
Отделение по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил действует на основании Примерного положения об отделении по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональной таможни (таможни прямого подчинения).
Основными задачами отделения являются:
1. Участие в реализации государственной политики защиты экономических интересов государства.
Осуществление таможенного дела в части выявления нарушений таможенного законодательства, производство по делам о нарушении таможенных правил и дознания в уголовных делах о контрабанде.
2. Организация и осуществление борьбы с контрабандой и нару-
шениями таможенных правил, руководство службами подчиненных таможен и координация их деятельности, а также обеспечение соблюдения личным составом требований законодательства, которые определяют порядок организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
3. Контроль состояния оперативной обстановки по вопросам борьбы с незаконным перемещением через государственную границу транспортных средств, товаров и других предметов в зоне своей деятельности.
Выявление путей, способов и механизмов перемещения на территорию Украины и вывоза за ее пределы предметов контрабанды, а также причин, которые к этому приводят, и условий, которые этому содействуют.
4. Сбор, обобщение и анализ оперативной, статистической и тематической информации, которая поступает от служб подчиненных таможен.
Прогнозирование структуры предметов контрабанды и нарушений таможенных правил, возможных тенденций и каналов незаконного перемещения транспортных средств, товаров и других предметов через таможенную границу Украины.
Разработка и реализация мероприятий для совершенствования и повышения эффективности и качества этой работы.
5. Организация постоянного сотрудничества, в том числе обмена информацией, взаимодействия и скоординированных действий с правоохранительными органами, органами исполнительной власти, таможенными органами Украины, таможенными органами зарубежных стран в направлении борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Распространение передового опыта такой работы.
6. Организация выполнения актов Президента Украины, Премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, поручений Гостамслужбы и обращений правоохранительных органов в пределах компетенции отделения.
7. Обеспечение участия региональной таможни (таможни прямого подчинения) в международном сотрудничестве по вопросам борьбы с контрабандой, незаконным обращением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, оружия, исторических и культурных ценностей.
8. Участие в пределах компетенции отделения по поручению руководства Гостамслужбы или начальника таможни в проверках оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений таможенных органов.
9. Контроль деятельности служб подчиненных таможен. Предоставление методической и практической помощи службам подчиненных таможен в вопросах организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Отделение, в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет оперативную, регуляторную, правоприменительную, контрольную, организационную, координационную и аналитическую функции.
Оно проводит разработку, организацию и проведение мероприятий для предупреждения и прекращения нарушений таможенного законодательства во время перемещения транспортных средств, товаров и других предметов через таможенную границу Украины, в том числе контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, оружия, боеприпасов, исторических и культурных ценностей и тому подобное, осуществляет координацию действий служб подчиненных таможен, которые касаются выявления, предупреждения и прекращения контрабанды и нарушений таможенных правил. На него возложено изучение форм, методов, характера совершения контрабанды и нарушений таможенных правил, закономерности в этом процессе, а также структуры предметов правонарушений и внедрение на этой основе мероприятий для борьбы с такими правонарушениями, осуществление их прогнозирования и разработка рекомендаций, направленных на предупреждение таких действий. Структура и штатное расписание отделения утверждается Председателем Службы как составная часть структуры и штатного расписания региональной таможни (таможни прямого подчинения) по письменному согласованию с Управлением организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил Гостамслужбы.
Руководство отделением осуществляет заместитель начальника региональной таможни (таможни прямого подчинения) — начальник отделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (далее — начальник отделения), который подчиняется непосредственно начальнику таможни.
Начальник отделения назначается на должность и освобождается от нее Председателем Службы по представлению начальника соответствующей таможни, в письменном виде, согласованном с Управлением организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Управлением собственной безопасности, Управлением по работе с личным составом Гостамслужбы в порядке, определенном Приказами ГТСУ от 15.01.2002 г. № 19 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов, связанных с назначением на должности, отнесенные к номенклатуре Председателя Службы, и освобождением от таких должностей» и от 25.01.2002 г. № 43 «О распределении личного состава таможенных органов по номенклатурам должностей».
Для выполнения возложенных на отделение заданий и функций его работники имеют право действовать в пределах полномочий, предоставленных законодательством Украины, приказами и распоряжениями Гостамслужбы и этим Положением, в соответствии с утвержденными должностными инструкциями, осуществлять производство по делам о нарушении таможенных правил, возбужденных региональной таможней (таможней прямого подчинения) и подчиненными таможнями.
Получать от подразделений региональной таможни (таможни прямого подчинения), таможенных органов, таможенных уполномоченных, досмотровых комиссий, предприятий, организаций и учреждений и отдельных граждан документы, необходимые для осуществления производства по делам о нарушении таможенных правил и проведении дознания по делам о контрабанде.
Использовать информационные и справочные базы данных Единой автоматизированной информационной системы Гостам-службы Украины в порядке, установленном Гостамслужбой.
В установленном законодательством порядке они имеют право обращаться с запросами относительно представления необходимой информации и документов в государственные органы, предприятия, учреждения, организации, их должностным лицам, а также к отдельным гражданам; по поручению начальника региональной таможни (таможни прямого подчинения) проверять соблюдение личным составом оперативных подразделений региональной и подчиненных таможен требований законодательства, которые определяют порядок организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; в случае выявления правонарушений получать, в установленном законодательством порядке, письменные объяснения от должностных лиц этих таможенных органов; о результатах проверок информировать начальника региональной таможни (таможни прямого подчинения), подавать ему предложения относительно применения мер дисциплинарного воздействия и дисциплинарных взысканий.
Работники отделения имеют право привлекаться для проведения таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств, товаров и других предметов на любой их стадии.
Проверять документы на право перемещения юридическими и физическими лицами транспортных средств, товаров и других предметов через таможенную границу Украины.
Проводить, в установленном законодательством порядке, личный досмотр граждан, досмотр (переосвидетельствование) вещей, транспортных средств, товаров и других предметов, находящихся под таможенным контролем.
С целью прекращения нарушений таможенных правил, установления лиц, совершивших нарушение таможенных правил, а также для составления протоколов о нарушении таможенных правил, если их невозможно составить на месте совершения правонарушений, осуществлять административное задержание граждан, которые совершили такие нарушения, в установленном законодательством порядке.
Пользоваться беспрепятственным доступом в помещение всех подразделений таможенных органов, на территорию пунктов пропуска через государственную границу, зон таможенного контроля складов таможен и других таможенных объектов.
Осуществлять обзор территорий и помещений складов временного сохранения, таможенных лицензионных складов, специальных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен законом на таможенные органы.
По письменному поручению начальника региональной таможни (таможни прямого подчинения) или начальника отделения с целью проверки в установленном законодательством порядке транспортных средств, товаров и других предметов, подлежащих таможенному контролю или контроль за которыми возложен на таможенные органы, а также соответствующих документов на них, осуществлять таможенное обследование территорий, помещений, складов и хранилищ предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных дипломатических представительств и приравненных к ним по статусу) независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности.
Прекращать погрузку, выгрузку, перегрузку, запаковку, упаковку и переупаковку товаров, которые находятся под таможенным контролем, выявлять повреждение их упаковки, изменение акцизных марок и идентификационных знаков или маркировки на этих товарах или их упаковке, а также замену транспортного средства без разрешения таможенного органа.
Для выполнения заданий по борьбе с таможенными правонарушениями в случаях, предусмотренных законодательством, задерживать транспортные средства, товары и другие предметы, изымать необходимую документацию.
Контролировать соблюдение должностными лицами служб подчиненных таможен законности при осуществлении дознания в уголовных делах о контрабанде и производстве по делам о нарушении таможенных правил.
Использовать в работе криминологическую и специальную технику, средства таможенного контроля, средства связи и транспорт.
Хранить, носить и применять огнестрельное оружие и специальные средства в порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.2002 г. № 1953 «Некоторые вопросы применения специальных средств и огнестрельного оружия должностными лицами таможенной службы».
В случае оперативной необходимости выполнять свои служебные обязанности в гражданской одежде.
Служба по борьбе с контрабандой и НТП действует в зоне работы соответствующей таможни.
Основными задачами и функциями Службы является защита экономических интересов государства путем:
— обеспечения и осуществления контроля за прохождением товаров подакцизной группы и иных предметов, в том числе транзитных, которые перемещаются через таможенную территорию Украины;
— контроля состояния оперативной обстановки по вопросам борьбы с незаконным перемещением через государственную границу товаров и иных предметов в зоне своей деятельности. Учитывая имеющую оперативную информацию, проведение оперативных мероприятий по предупреждению и прекращению нарушений таможенного законодательства, в том числе контрабанды наркотиков, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, исторических и культурных ценностей и тому подобное;
— ведения учета, статистической и аналитической работы, на основании которой проводится обнаружение и изучение причин, тенденций, путей, способов совершения контрабанды и нарушений таможенного законодательства, внедрение на этой основе новых методов борьбы, а также предоставление методической и практической помощи подчиненным подразделениям в этом направлении;
— производства в делах о НТП и проведении дознания в делах о контрабанде. Организация постоянного сотрудничества, обмена информацией, взаимодействия и скоординированных действий с соответствующими подразделениями заинтересованных министерств и ведомств по вопросам борьбы с контрабандой и НТП физическими и юридическими лицами, субъектами ВЭД;
— проведения оперативных мероприятий по выявлению, предупреждению и прекращению контрабанды и НТП вне месторасположения пунктов пропуска через таможенную границу Украины или вне места и по времени осуществления таможенного оформления или проведения подготовительных действий к таким нарушениям в пограничных районах во взаимодействии с Госкомграницы, МВД, СБУ.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530