27.1. Организация управления финансами
Финансы как объект правового регулирования и государственного управления являются системой общественных отношений относительно правового режима функционирования денежных фондов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Финансовое обеспечение — это определенная законодательством совокупность мер и средств, направленных на создание финансовой базы для достижения определенных целей. Финансы всегда играли ведущую роль в деятельности государства, так как это сфера пересечения политических, экономических и социальных интересов, поэтому организация управления финансами должна обеспечить объединение этих интересов с целью стабильности и согласия в обществе. Ни одна ветвь власти, ни один государственный орган не имеют реальной власти без соответствующего финансового обеспечения своей деятельности. Для нормального функционирования общества, для реального обеспечения создания действительно правового, социального, демократического государства нужно, чтобы каждый государственный орган, наделенный полномочиями в сфере финансов, был подконтрольным со стороны других ветвей власти. Только так можно предотвратить использование государственных средств в частных интересах тех или иных политических сил.
Государственное управление финансами в Украине с переходом к рыночным отношениям приобрело новое содержание — от жестких нормативных методов, присущих командно-административной системе, к применению экономических рычагов воздействия путем осуществления финансово-кредитной политики через систему уполномоченных органов. Однако это не означает, что государство отказывается от властных методов воздействия. Государственное управление финансами объединяет методы прямого оперативного властно-распорядительного управления с использованием стимулирующего влияния при помощи экономических регуляторов.
Перед управлением финансами стоит цель обеспечить оптимальный режим функционирования финансовых ресурсов государства, через законность принятых решений, размежевание компетенции между органами власти, соблюдение правовых норм каждым участником правовых отношений, что необходимо для построения правового государства.
В управлении финансами принимают участие, в пределах своих полномочий, Президент Украины, такие центральные органы исполнительной власти, как Кабинет Министров Украины, Министерство финансов, Государственное казначейство, Национальный банк Украины и др.
Законодательство Украины не относит Президента Украины ни к одной из ветвей государственной власти. В научной литературе по этому поводу существуют разные точки зрения, учитывая его статус как главы государства, определенный Конституцией Украины. Учитывая его конституционные полномочия в сфере управления финансами, считаем необходимым рассмотреть их в этом разделе. Президент Украины реализует свои конституционные полномочия по решению вопросов управления финансами при подписании и официальном обнародовании законов, принятых Верховной Радой, издании указов и распоряжений в пределах своих полномочий.
Как глава государства, Президент Украины является гарантом обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гарантом законности в разных сферах общественных отношений, в том числе и в сфере финансов.
Значительное внимание Президент уделяет контролю за использованием государственных средств.
Кабинет Министров Украины выступает как «высшее структурное звено государственного управления, на которое возложено практическое осуществление всех основных полномочий исполнительной власти»1, в том числе и в сфере финансов.
Полномочия Кабинета Министров в сфере финансов реализуются в процессе управления экономикой страны; осуществления государственной финансовой политики; управления таможенным делом; при разработке и исполнении Государственного бюджета Украины; при определении объемов бюджетного финансирования научно-технической сферы; образовании и использовании государственных резервных фондов; организации государственного страхования, выпуска государственных внутренних займов и проведении денежно-вещевых лотерей; соблюдения установленного порядка ценообразования.
Кабинет Министров Украины контролирует обслуживание государственного долга Украины, обеспечение рационального использования государственных валютных фондов, заключение международных соглашений и обеспечение их выполнения.
Как вышестоящий орган исполнительной власти Кабинет Министров Украины координирует деятельность в сфере финансов подведомственных ему звеньев — министерств, государственных комитетов и других государственных органов.
Ведущая роль в управлении финансами среди центральных органов исполнительной власти принадлежит Министерству финансов Украины, которое обеспечивает реализацию государственной политики в указанной сфере.
Правовыми основами деятельности Министерства финансов являются Конституция Украины, законы Украины, акты Президента Украины и Положение о Министерстве финансов Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 26 августа 1999 года № 1081/99.
В соответствии со ст. 1 указанного Положения, Министерство финансов является центральным органом исполнительной власти, подчиненным Кабинету Министров Украины.
Основными его задачами являются разработка и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики; координация деятельности в этой сфере других центральных органов исполнительной власти; разработка стратегии внутренних и внешних заимствований государства, погашения и обслуживания государственного долга; разработка проекта Государственного бюджета Украины, обеспечение его выполнения, обеспечение эффективного использования бюджетных средств и осуществление в границах его компетенции государственного финансового контроля; обеспечение концентрации государственных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины.
При осуществлении в рамках своей компетенции финансового контроля Министерство финансов Украины направляет контрольные действия на проверку соблюдения требований законодательства относительно целевого использования средств Государственного и местных бюджетов, на защиту интересов государства в управлении государственными корпоративными правами согласно законодательству, на усовершенствование системы контроля за расходованием государственных денежных средств.
Министерство финансов Украины принимает участие в подготовке общегосударственных национальных программ, осуществляет в установленном порядке их целевое финансирование. Министерство финансов осуществляет управление объектами государственной собственности в пределах своих полномочий, принимает участие в организации мероприятий по разработке и финансированию программ экономического развития страны, формированию и реализации инвестиционной политики государства.
Министерство финансов в пределах своих полномочий координирует деятельность центральных органов исполнительной власти, связанную с обеспечением выполнения доходной части бюджетов. В своей деятельности Министерство финансов сотрудничает с международными финансовыми организациями, проводя по поручению Кабинета Министров Украины переговоры и консультации по вопросам финансов, готовит предложения относительно усовершенствования валютных, финансовых, кредитных, налоговых и таможенных отношений с другими странами, а также принимает участие в мероприятиях, направленных на увеличение валютных ресурсов Украины и их экономное расходование.
Министерство финансов принимает участие в подготовке предложений относительно усовершенствования системы органов исполнительной власти и их структуры, а также разрабатывает предложения относительно их финансирования.
Национальный банк Украины имеет особый статус, определенный Конституцией Украины и Законами Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.1999 г. и «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. Национальный банк Украины является одновременно центральным органом государственного управления, центральным банком государства, органом управления банковской системой. Основной задачей НБУ, согласно со статьей 99 Конституции Украины, является обеспечение стабильности национальной валюты Украины. НБУ оказывает содействие соблюдению стабильности банковской системы, а также в границах своих полномочий — ценовой стабильности. Принимая участие в управлении финансами, Национальный банк Украины определяет и проводит денежно-кредитную политику государства; монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организует ее оборот; составляет платежный баланс государства; представляет интересы Украины в центральных банках других государств, международных банках и других кредитных учреждениях.
Национальный банк Украины осуществляет банковское регулирование и надзор, анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений, осуществляет, в рамках своих полномочий, валютное регулирование и валютный контроль.
Среди органов исполнительной власти, которые осуществляют управление финансами, значительная роль отведена Государственному казначейству Украины, созданному при Министерстве финансов Украины.
К системе Государственного казначейства относятся: Главное управление Государственного казначейства и его территориальные органы — Управление Государственного казначейства Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с отделениями в районах, городах и районах в городах.
В своей деятельности Государственное казначейство руководствуется Конституцией Украины, законами и постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины, Положением о Государственном казначействе, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 590 от 31 июля 1995 г, с изменениями и дополнениями.
Государственное казначейство принимает участие в управлении финансами при кассовом исполнении Государственного бюджета, финансировании расходов Государственного бюджета, организации распределения отчислений от общегосударственных налогов между отдельными звеньями бюджетной системы Украины по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины.
Кроме того, Государственное казначейство Украины осуществляет управление имеющимися в наличии средствами Государственного бюджета Украины, в том числе в иностранной валюте, ведение учета кассового исполнения Государственного бюджета Украины, финансирование расходов Государственного бюджета Украины, организацию распределения отчислений от общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей между отдельными звеньями бюджетной системы Украины по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины, а также в процессе перечисления соответствующим бюджетам полагающихся им средств от указанных отчислений.
Органами Государственного казначейства Украины в районах, городах, районах в городах ведется учет распорядителей средств, которым выделяются ассигнования из Государственного бюджета Украины и государственных внебюджетных фондов, и контролируется движение и использование указанных средств. Это дает возможность персонификации ответственности при выявлении фактов нарушений целевого характера использования государственных средств.
Некоторые функции Государственное казначейство Украины осуществляет вместе с другими государственными органами. Так, при управлении государственным внутренним и внешним долгом Государственное казначейство Украины действует вместе с Национальным банком и Министерством финансов Украины. При осуществлении своей деятельности органы Государственного казначейства Украины взаимодействуют с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, Национальным банком, учреждениями других банков, государственной налоговой службой, государственной контрольно-ревизионной службой, местными финансовыми органами.
Законодательством предусмотрено налаживание связей между Государственным казначейством Украины и международными финансово-банковскими учреждениями и казначействами других стран.
В управлении финансами специфическая роль принадлежит органам Государственной таможенной службы Украины, которые реализуют внешнеэкономическую политику государства в этой сфере. Государственная таможенная служба Украины выступает как фискальный и контрольный орган государства. Фискальную функцию органы Государственной таможенной службы осуществляют при взыскании предусмотренных законом платежей, сборов и перечислении их в Государственный бюджет. Контрольная функция ГТСУ будет рассмотрена в п. 27.2.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530