42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
Одной из самых важных составных частей органов внутренних дел Украины является милиция Украины. Отнесение милиции к органам исполнительной власти свидетельствует о том, что она функционирует на основе Конституции Украины, законов, принятых Верховной Радой Украины, указов Президента Украины, и имеет для этого соответствующие распорядительные полномочия. Согласно Закону Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 г. с изменениями и дополнениями — это государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.
Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, гражданскими организациями и населением.
Деятельность милиции является гласной. Она информирует органы власти и управления, трудовые коллективы, общественные организации, население и средства массовой информации о своей деятельности, состоянии общественного порядка и о предпринимаемых мероприятиях по его укреплению. По согласованию с милицией средства массовой информации могут аккреди-тировать своих журналистов при ее органах. Не подлежат разглашению сведения, представляющие государственную или служебную тайну.
В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий, движений и иных общественных объединений, которые ставят перед собой политические цели. При исполнении служебных обязанностей работники милиции независимы от влияния любых политических, общественных объединений.
Основными задачами милиции являются:
— обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;
— предотвращение правонарушений и их прекращение;
— охрана и обеспечение общественного порядка;
— обнаружение и раскрытие преступлений, поиск лиц, которые их совершили;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— защита собственности от преступных посягательств;
— выполнение уголовных наказаний и административных взысканий;
— участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие, в границах своей компетенции, государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в выполнении обязанностей, возложенных на них законом.
Милиция выполняет свои задачи непредубежденно, в точном соответствии с Законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для любых незаконных действий или бездеятельности милиции. Сотрудник милиции стоит на защите прав любого человека, независимо от его происхождения, сословия, расовой или национальной принадлежности, гражданства, возраста, языка и образования, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений. Статья 5 Закона Украины «О милиции» предусматривает гарантии относительно соблюдения прав человека при вмешательстве милиции в его личную жизнь. Так работникам милиции запрещается разглашать сведения конфиденциального характера, которые могут унижать честь и достоинство человека. Действующее законодательство представляет право милиции временно ограничивать права и свободы граждан, если без этого не могут быть выполнены надлежащим образом возложенные на нее обязанности. Во всех случаях ограничения прав гражданина работник милиции должен разъяснить ему основания такого ограничения.
Впервые действующее законодательство возлагает на милицию обязательное обеспечение прав и юридическую защиту лиц, задержанных и взятых под стражу.
Взаимоотношения в сфере деятельности милиции между Министерством внутренних дел Украины и соответствующими органами иных государств и международными организациями полиции строятся на основании межгосударственных или межправительственных соглашений, а также соглашений между Министерством внутренних дел Украины и этими органами и организациями.
К выполнению задач по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью в порядке, установленном действующим законодательством, могут привлекаться иные работники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск. На них распространяются права и обязанности, гарантии правовой и социальной защиты и ответственность работников милиции.
Эти же права, обязанности, ответственность и гарантии правовой и социальной защиты распространяются также на работников органов внутренних дел, которые добровольно выполняют задачи по охране общественного порядка, общественной безопасности или в служебные обязанности которых входит выполнение указанных задач.
Согласно ст. 7 Закону Украины «О милиции» милиция является единой системой органов, которая входит в структуру Министерства внутренних дел Украины, выполняет административные, профилактические, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, исполнительную и охранительную (на договорных началах) функции. Она состоит из подразделений:
— уголовной милиции;
— милиции общественной безопасности;
— транспортной милиции;
— государственной автомобильной инспекции;
— милиции охраны;
— специальной милиции.
На территории Украины запрещается создание военных, а также иных вооруженных формирований или групп, не предусмотренных законодательством Украины.
Организационная структура и штатная численность милиции определяется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Права и обязанности, организация работы и структура подразделений милиции определяются положениями, которые утверждаются Министерством внутренних дел Украины согласно этому Закону.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Украины.
Министр внутренних дел Украины осуществляет руководство всей милицией Украины.
В Республике Крым милицией руководит заместитель Министра внутренних дел Украины — начальник Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Крыму; в областях, городах, районах. Милицией, кроме транспортной, руководят, соответственно, начальники главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах, районах.
Руководство транспортной милицией осуществляется в порядке, который определяется Министерством внутренних дел Украины.
Заместитель Министра внутренних дел Украины — начальник Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Крыму назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра внутренних дел Украины.
Начальники главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах Киеве, Севастополе и на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Украины.
Начальники городских, районных, линейных отделов (управлений), главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах и на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Украины по представлению начальника Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Крыму, начальников главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах Киеве, Севастополе и на транспорте.
Заместитель Министра внутренних дел Украины — начальник Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Крыму, начальники главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах и начальники их городских и районных отделов один раз в год отчитываются перед соответствующими советами о состоянии борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.
В соответствии с поставленными перед милицией задачами она выполняет разнообразные по своему характеру и содержанию обязанности, которые могут быть разделены на четыре основные группы:
— охрана общественного порядка;
— борьба с преступностью;
— охрана собственности и физических лиц;
— предупреждение правонарушений.
Работник милиции на территории Украины, независимо от должности, которую он занимает, местонахождения и времени, в случае обращения к нему граждан или служебных лиц с заявлением или сообщением о событиях, которые угрожают личной или общественной безопасности, обязан принять меры к предупреждению правонарушений, установить и задержать лиц, которые совершили правонарушения, охранять место происшествия и сообщить об этом в ближайшее отделение милиции.
Действующее законодательство определило общие для всех работников милиции обязанности, которые они должны выполнять независимо от служебного положения и занимаемой должности. Среди многочисленных обязанностей есть две, которые объединяют их:
— предупреждение, прекращение и раскрытие преступлений и правонарушений;
— защита лица, прав и свобод граждан от противоправных посягательств.
Выполнение конкретных служебных функций работником милиции зависит от той должности, которую он занимает в органе или подразделении милиции.
Личный состав милиции представляют работники, которые проходят государственную службу в подразделениях милиции. Согласно действующему законодательству им присваиваются специальные звания.
Порядок и условия прохождения службы в милиции регламентируется Положением «О прохождении службы личным составом органов внутренних дел Украины»1 от 20 июля 1991 г., утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Лица, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты училищ, институтов милиции, находятся в кадрах Министерства внутренних дел Украины. Обучение их в институте, училище приравнивается к прохождению военной службы.
Работник милиции является представителем государственного органа исполнительной власти, и его законные требования обязательны для выполнения гражданами и служебными лицами. При выполнении возложенных на него обязанностей работник милиции руководствуется только законом, действует в его границах и подчиняется начальникам: своему непосредственному и прямому. Никто другой, за исключением уполномоченных служебных лиц, не может вмешиваться в законную деятельность работника милиции.
Защита жизни, чести, достоинства, имущества работника милиции и членов его семьи гарантируется законом.
Проблемы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью всегда были, есть и будут актуальными. Свидетельством этого является Указ Президента Украины «Об образовании местной милиции» от 22 января 2001 года2. Этим Указом, с целью повышения уровня работы милиции относительно обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, их собственности, охраны общественного порядка, усиления борьбы с преступностью органами местного самоуправления по согласованию с МВД Украины, в составе управлений (отделов) внутренних дел может образовываться местная милиция на базе подразделений дорож-но-патрульной службы Госавтоинспекции, патрульно-постовой службы и службы участковых инспекторов милиции, которая будет содержаться за счет средств местного бюджета. Указ определяет пути решения многих вопросов, связанных с закреплением правового статуса местной милиции, определением ее места и роли в системе органов внутренних дел, регулированием порядка и организации ее функционирования, финансового и материально-технического обеспечения и др.
Чрезвычайно большую роль в улучшении охраны общественного порядка и борьбы с преступностью играет Закон Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы», принятый Верховной Радой Украины 22 июля 2000 года1. Этим Законом к охране общественного порядка и борьбе с преступностью привлекаются широкие круги общественности, которые объединяются для этого в общественные объединения. Эти объединения создаются и действуют во взаимодействии с правоохранительными органами, Погранвойсками, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530