37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
К ведению Кабинета Министров Украины как вышестоящего органа в системе исполнительной власти относятся вопросы, связанные с реализацией и соблюдением гарантий социальных прав граждан, предусмотренных законодательством о социальной защите, проведением в жизнь единой социальной политики. Кабинет Министров разрабатывает и осуществляет через систему органов исполнительной власти общегосударственные программы социально-экономического развития страны, принимает или утверждает нормативные акты, которыми регламентируется деятельность органов социальной защиты населения. Так, Кабинет Министров принял целый ряд нормативных актов по организации работы органов социальной защиты, медико-социальной экспертной комиссии, профессиональной реабилитации инвалидов, повышению размеров пенсий и т. п.
В связи с этим важно отметить, что управление системой социальной защиты имеет ряд особенностей. В частности, здесь широко применяется система нормативов, планирование затрат средств на цели социального обеспечения, которые устанавливаются в централизованном порядке на общегосударственном уровне. В централизованном порядке на государственном уровне управления устанавливаются все условия и нормы пенсионного обеспечения, нормативы затрат средств и численности работников в органах социальной защиты.
Министерство труда и социальной политики Украины (Минтруда Украины) является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере занятости, социальной защиты населения, социального страхования, оплаты, нормирования и стимулирования работы, охраны и условий труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социально-трудовых отношений, трудовой миграции.
Деятельность Минтруда Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Минтруда Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а также Положением о Министерстве труда и социальной политики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 30 августа 2000 г.1
В пределах своих полномочий Минтруда Украины организует исполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Минтруда Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые относятся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины.
Основными задачами Минтруда Украины является:
— участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере занятости, социальной защиты населения, социального страхования, оплаты, нормировании и стимулировании работы, охраны и условий труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социально-трудовых отношений, трудовой миграции;
— руководство деятельностью государственной службы занятости, проведение мероприятий, связанных с эффективным функционированием рынка труда, содействие рациональной, продуктивной и свободно избранной занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
— разработка и осуществление мер по усилению мотивации к труду, усовершенствование его оплаты, организации и нормирования;
— осуществление комплексного управления охраной труда и государственного надзора за соблюдением в процессе трудовой деятельности требований относительно безопасности, гигиены работы и производственной среды;
— обеспечение через систему подчиненных ему органов реализации прав граждан на социальную защиту путем своевременного и адресного оказания социальной поддержки, в том числе государственной помощи малообеспеченным гражданам, в случае потери работы, трудоспособности, достижения пенсионного возраста и т. п.;
— обеспечение развития социально-трудовых отношений и защиты прав работающих граждан путем осуществления государственного надзора за соблюдением работодателями требований законодательства о труде;
— разработка мероприятий, направленных на реализацию политики денежных доходов населения.
Минтруда Украины имеет право:
— представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины;
— получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также от предприятий, учреждений и организаций информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач;
— привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
— проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;
— образовывать по согласованию с другими центральными и местными органами исполнительной власти координационные комиссии, экспертные и рабочие группы, привлекать на договорной основе специалистов к работе в этих комиссиях (группах), а также для проведения консультаций;
— осуществлять издательскую деятельность с целью освещения вопросов государственной политики в сфере занятости, социальной защиты населения, социального страхования, оплаты, нормирования и стимулирования труда, охраны и условий работы, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социально-трудовых отношений.
Минтруда Украины в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими органами других государств, а также объединениями граждан, религиозными объединениями, благотворительными организациями и отдельными гражданами.
Минтруда Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение, в случае потребности издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти общие акты.
Нормативно-правовые акты Минтруда Украины подлежат регистрации в установленном законодательством порядке. Решения Минтруда Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
Минтруда Украины возглавляет Министр, которого назначает на должность по представлению премьер-министра Украины и освобождает от должности Президент Украины.
Через Министра направляется и координируется Кабинетом Министров Украины деятельность Государственного комитета Украины по делам ветеранов.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Минтруда Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, а также руководителей структурных подразделений Минтруда Украины.
В состав коллегии могут входить руководители других центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления Минтруда Украины, а также представители общественных организаций. Члены коллегии утверждаются и освобождаются от обязанностей Кабинетом Министров Украины по представлению Министра. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Минтруда Украины.
В составе Минтруда Украины Кабинетом Министров Украины могут быть образованы правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции).
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений относительно главных направлений развития в сфере труда и социальной политики, обсуждения важнейших программ и других вопросов в Минтруда Украины могут создаваться ученый совет, другие консультативные и совещательные органы.
Состав этих органов и положения о них утверждает Министр.
Предельная численность работников центрального аппарата Минтруда Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.
Главное управление труда и социальной защиты населения областной, Киевской городской госадминистрации и управление труда и социальной защиты населения Севастопольской городской госадминистрации (далее — управление) является структурным подразделением областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, которые образуются председателями областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, подотчетны и подконтрольны председателям соответствующей госадминистрации и Минтруда.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказами Минтруда, распоряжениями председателя областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, актами соответствующих органов местного самоуправления, а также положением об управлении1.
Основными задачами управления является:
— обеспечение на соответствующей территории реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений, безопасной жизнедеятельности, оплаты, охраны и надлежащих условий труда, занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты и обслуживания населения, в том числе граждан, которые нуждаются в помощи и социальной поддержке со стороны государства;
— обеспечение, в пределах своих полномочий, соблюдения законодательства о труде и охране труда, занятости, общеобязательном государственном социальном страховании, пенсионном обеспечении и социальной защите населения;
— формирование и обеспечение выполнения целевых региональных программ улучшения состояния безопасности условий труда и производственной среды, а также осуществление мероприятий, связанных с охраной труда, предусмотренных в программах социально-экономического и культурного развития регионов;
— содействие эффективному использованию трудовых ресурсов, рациональной, продуктивной и свободно избранной занятости, повышению конкурентоспособности рабочей силы, производительности труда;
— содействие органам местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития соответствующих территорий; организационно-методическое обеспечение деятельности соответствующих структурных подразделений исполнительных органов советов;
— усовершенствование форм социального партнерства, организация сотрудничества местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с профсоюзами и организациями работодателей.
Управление в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими структурными подразделениями областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с религиозными, благотворительными организациями и объединениями граждан.
Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации по согласованию с Минтруда.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции управления, в нем образуется коллегия в составе начальника управления (председатель коллегии), его заместителей по должности, других ответственных работников управления.
В состав коллегии могут входить руководители органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления Минтруда, а также представители соответствующих общественных организаций.
Персональный состав коллегии утверждается председателем областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации по представлению начальника управления.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами начальника управления.
Для разработки научных рекомендаций и предложений относительно основных направлений деятельности управления, обсуждения важнейших программ и решения других вопросов в управлении могут создаваться ученые советы.
Состав ученых советов и положения о них утверждает начальник управления.
Управление содержится за счет средств государственного бюджета.
Предельную численность, фонд оплаты труда работников и расходы на содержание управления в пределах выделенных ассигнований определяет председатель областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации после предшествующей им экспертизы в финансовом управлении соответствующей госадминистрации .
Структурным подразделением районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, который создается председателем этой администрации, является Управление труда и социальной защиты населения районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации. Оно подотчетно и подконтрольно председателю госадминистрации и, соответственно, главному управлению труда и социальной защиты населения областной, Киевской городской госадминистрации, управлению труда и социальной защиты населения Севастопольской городской госадминистрации.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Минтруда, распоряжениями председателя областной, Киевской и Севастопольской городской, районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, приказами начальника главного управления труда и социальной защиты населения областной, Киевской городской госадминистрации, управления труда и социальной защиты населения Севастопольской городской госадминистрации, решениями соответствующих органов местного самоуправления, а также положением об управлении1.
Основными задачами управления является:
— обеспечение в пределах своих полномочий соблюдения законодательства о труде, охрана труда, занятость, общеобязательное государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная защита населения;
— усовершенствование форм и основ социального партнерства, организация сотрудничества местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с профсоюзами и организациями работодателей;
— назначение и организация выплаты пенсий, а после передачи функций по назначению и выплаты пенсий Пенсионному фонду — осуществление контроля за их назначением и выплатой;
— назначение и выплата социальной помощи, установленной законодательством, предоставление субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого печного бытового топлива;
— в пределах своей компетенции принимает участие в осуществлении комплексных программ улучшения обслуживания инвалидов, одиноких нетрудоспособных граждан, а также граждан преклонного возраста и содействии всестороннему развитию социального обслуживания по месту их проживания;
— обеспечение трудоустройства инвалидов, содействие получению ними образования и квалификации на уровне, отвечающем их способностям и возможностям;
— содействие органам местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития соответствующей территории.
Управление во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими структурными подразделениями районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, органами местного самоуправления, а также с предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и их объединениями.
Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации по согласованию, соответственно, с начальником главного управления труда и социальной защиты населения областной, Киевской городской госадминистрации, управления труда и социальной защиты населения Севастопольской городской госадминистрации.
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам, относящимся к компетенции управления, в нем могут создаваться ученые советы и комиссии.
Состав ученых советов и комиссий и положения о них утверждает начальник управления.
Управление содержится за счет средств государственного бюджета. Предельную численность, фонд оплаты труда работников и расходы на содержание управления в пределах выделенных ассигнований определяет председатель районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации после предшествующей экспертизы в финансовом отделе.
С целью дальнейшего реформирования и усовершенствования системы социальной защиты населения Кабинет Министров Украины 22 ноября 1999 г. принял Постановление «О распространении опыта Николаевской области в сфере социальной защиты населения». В нем, в частности, одобрялся обобщенный Министерством труда и социальной политики опыт Николаевской областной государственной администрации по усовершенствованию управления в сфере социальной защиты населения, обеспечивающий переход к функциональному принципу построения учреждений социальной защиты, приближение их деятельности к людям, упрощение управленческих услуг, предоставление адресной помощи пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям вместе с Министерством труда и социальной политики было предложено завершить в каждом городе и районе создание территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан; обеспечить на протяжении 1999 и 2000 годов образование в составе управлений труда и социальной защиты населения районных государственных администраций отделов социальной защиты сельского населения.
Николаевская область была определена пилотной по вопросам усовершенствования системы социальной защиты населения.
По вопросам социальной защиты населения с Министерством труда и социальной политики Украины тесно сотрудничает Пенсионный фонд Украины.
Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление финансами пенсионного обеспечения, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Пенсионный фонд Украины действует на основании Положения о Пенсионном фонде Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 1 марта 2001 г.1
Пенсионный фонд Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и вышеуказанным Положением.
Пенсионный фонд Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины. В пределах своих полномочий Пенсионный фонд Украины организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Основными задачами Пенсионного фонда Украины является:
— участие в формировании и реализации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования;
— обеспечение собирания и аккумулирование средств, предназначенных для пенсионного обеспечения, полное и своевременное финансирование затрат на выплату пенсий и других социальных выплат, которые осуществляются из средств Пенсионного фонда Украины;
— эффективное использование средств Пенсионного фонда Украины, осуществление в пределах своей компетенции контрольных функций, усовершенствование методов финансового планирования, отчетности и системы контроля за расходованием средств Пенсионного фонда Украины.
Пенсионный фонд Украины во время исполнения возложенных на него задач взаимодействует с центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, соответствующими органами других государств.
Пенсионный фонд Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их исполнение.
Пенсионный фонд Украины в случае потребности издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления общие акты.
Нормативно-правовые акты Пенсионного фонда Украины подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Решения Пенсионного фонда Украины, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.
Бюджет Пенсионного фонда Украины формируется за счет:
— сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который платится предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами в порядке, определенном законодательством;
— средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов;
— средств, которые поступают по регрессным требованиями;
— добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан;
— сумм пени, финансовых санкций, штрафов, предусмотренных за нарушение порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
— банковских кредитов;
— других не запрещенных законодательством поступлений. Бюджет Пенсионного фонда Украины каждый год утверждается Кабинетом Министров Украины.
Средства Пенсионного фонда Украины направляются на:
— финансирование выплаты государственных пенсий и других социальных выплат, которые в соответствии с законодательством осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Украины, в том числе гражданам, которые выехали на постоянное местожительство за границу;
— погашение банковских кредитов и процентов за их использование;
— создание и функционирование системы персонифицированного учета сведений в системе обязательного государственного пенсионного страхования;
— содержание центрального аппарата и органов Пенсионного фонда Украины, развитие их материально-технической базы;
— организацию разъяснительной работы среди населения и осуществление других мероприятий в соответствии с задачами Пенсионного фонда Украины.
Средства Пенсионного фонда Украины сохраняются на отдельных текущих счетах и субсчетах в учреждениях банков, используются исключительно по назначению и изъятию не подлежат.
Оплата услуг, связанных с осуществлением текущей хозяйственной деятельности, осуществляется Пенсионным фондом Украины и его органами по тарифам, установленным для бюджетных организаций.
Руководство деятельностью Пенсионного фонда Украины осуществляется правлением Пенсионного фонда Украины, численность и персональный состав которого утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Председатель правления Пенсионного фонда Украины и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины в установленном порядке.
Заседания правления Пенсионного фонда Украины созываются по мере потребности, но не реже одного раза в квартал. Правление является правомочным принимать решения при наличии на заседании не менее двух третей его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов правления.
Для рассмотрения предложений относительно реализации основных задач, обсуждения важнейших вопросов деятельности в Пенсионном фонде Украины могут создаваться научные, методологические, экспертные советы и прочие совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положение о них утверждает председатель правления Пенсионного фонда Украины.
Пенсионный фонд Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также отделы Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах.
Предельная численность работников Пенсионного фонда Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.
Структуру центрального аппарата Пенсионного фонда Украины, а также положение о его структурных подразделениях утверждает председатель правления Пенсионного фонда Украины.
Штатное расписание и смету расходов центрального аппарата Пенсионного фонда Украины утверждает председатель правления Пенсионного фонда Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.
Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27 июня 2002 г. № 11-2 «Об образовании главных управлений Пенсионного фонда Украины»1 в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе образованы на базе управлений Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе соответствующие главные управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и утверждены Положения о них. В районах, городах и районах в городах действуют управления Пенсионного фонда Украины.
Основными задачами управления является:
1) обеспечение в соответствующем регионе сбора и аккумулирования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (далее — сбор) и других средств, предназначенных для пенсионного обеспечения, полное финансирование затрат на выплату пенсий и других социальных выплат, которые осуществляются за счет средств Фонда;
2) обеспечение назначения и выплаты пенсий согласно действующему законодательству;
3) эффективное использование средств, предназначенных для пенсионного обеспечения, осуществление в пределах своей компетенции контрольных функций;
4) обеспечение функционирования автоматизированной системы персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
20 октября 1998 г. Президент Украины издал Указ «О проведении во Львовской области эксперимента по назначению и выплате пенсий органами Пенсионного фонда Украины». Во исполнение этого Указа 10 декабря 1998 г. Кабинет Министров Украины принял Постановление «Об обеспечении проведения во Львовской области эксперимента по назначению и выплате пенсий органами Пенсионного фонда Украины»2. Этим Постановлением был утвержден Порядок проведения во Львовской области эксперимента по назначению и выплате пенсий органами Пенсионного фонда.
Этот Порядок регулировал деятельность органов Пенсионного фонда относительно выполнения Указа Президента Украины от 20 октября 1998 г. № 1156 «О проведении во Львовской области эксперимента по назначению и выплате пенсий органами Пенсионного фонда Украины».
Во время проведения эксперимента органы Пенсионного фонда во Львовской области, кроме возложенных на них функций, выполняли функции органов социальной защиты населения по назначению и выплате (начисление, учет начисленных и выплаченных сумм, подготовка выплатных документов) пенсий.
Эксперимент проводился в комплексе с внедрением персонифицированного учета взносов и единых программ автоматизированных систем обработки документов.
На период проведения эксперимента органы Пенсионного фонда области:
1) приняли от управлений (отделов) социальной защиты населения Львовской области необходимую документацию, базы данных получателей пенсий, нормативные и выплатные документы, вычислительную технику с программным комплексом «Автоматизированное рабочее место инспектора по назначению и выплате пенсий» и прочие материально-технические средства;
2) применяли законодательную базу по вопросам пенсионного обеспечения с учетом изменений и дополнений к ней, а также руководствовались Порядком представления и оформления документов для назначения пенсий согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министра социального обеспечения Украины от 4 марта 1992 г. № 15. В случае необходимости усовершенствовался порядок документооборота, необходимый для обеспечения финансирования и выплат пенсий;
3) по требованию органов социальной защиты населения предоставляли необходимую информацию, документы и материалы для осуществления функций контроля за правильностью назначения и выплаты пенсий;
4) возмещали расходы, связанные с изготовлением выплатных документов и сопровождением программных средств автоматизированной системы АСОПД/КОМТЕХ;
5) придерживались прежде установленного режима работы в управлениях (отделах) социальной защиты населения, а также приемных дней для обращения граждан;
6) в установленные сроки рассматривали обращения граждан по вопросам назначения и выплаты пенсий и принимали соответствующие меры;
в меру внедрения персонифицированного учета сведений на обязательное государственное пенсионное страхование, назначение и выплату пенсий проводили с использованием данных указанного учета. С этой целью Львовская областная государственная администрация вменила в обязанность руководителей предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории области, обеспечить своевременное представление к персонифицированному учету сведений о лицах, срок выхода на пенсию которых начинался с 1 апреля 1999 года. Эти сведения подавались работодателями и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, не использовавшими работу нанимаемых работников, в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые выдаются Пенсионным фондом Украины.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530