34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
Высшая аттестационная комиссия Украины (ВАК Украины) является центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины.
ВАК Украины действует на основании Положения «О Высшей аттестационной комиссии Украины», утвержденного Указом Президента Украины от 25 февраля 1999 г.1
ВАК Украины реализует государственную политику в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, присуждение научных степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученого звания старшего научного сотрудника.
ВАК Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины. В пределах своих полномочий ВАК Украины организует выполнение актов законодательства, осуществляет контроль за их реализацией.
Основной задачей ВАК Украины является:
— формирование и обеспечение функционирования системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
— вместе с другими центральными органами исполнительной власти участие в формировании и реализации государственной политики относительно перспектив развития науки и техники, кадрового потенциала страны с учетом мирового уровня научно-технического прогресса;
— обеспечение единства требований к уровню научной квалификации соискателей научных степеней, ученого звания старшего научного сотрудника;
— координация деятельности органов исполнительной власти и руководство работой научно-исследовательских (научно-технических) учреждений и высших учебных заведений в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
— проведение аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
— руководство работой по присуждению научных степеней кандидата наук и доктора наук, присвоению ученого звания старшего научного сотрудника;
— развитие международного сотрудничества в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
ВАК Украины в соответствии с возложенными на нее задачами:
1) формирует в установленном порядке сеть специализированных ученых советов для защиты диссертаций на соискание научных степеней кандидата наук и доктора наук в высших учебных заведениях, научно-исследовательских (научно-технических) учреждениях и других организациях, которые проводят научные и научно-технические исследования, утверждает персональный состав указанных советов и перечень специальностей, по которым эти советы могут проводить защиту диссертаций, присуждать научные степени;
2) организует и проводит периодическую аттестацию специализированных ученых советов высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений, других организаций, которые проводят научные и научно-технические исследования (далее — специализированного ученого совета);
3) получает отчеты о работе специализированных ученых советов, прекращает или ограничивает в установленном порядке их деятельность;
4) формирует сеть экспертных советов и при их участии проводит экспертизу диссертаций на получение научных степеней кандидата наук и доктора наук и аттестационных дел, которые поступают из специализированных ученых советов и ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений, периодически проводит обновление состава экспертных советов;
5) утверждает, по согласованию с Министерством образования и науки Украины, перечень специальностей, по которым проводится защита диссертаций на получение научных степеней кандидата наук и доктора наук, присуждение научных степеней и присвоение ученых званий;
6) разрабатывает и утверждает требования к уровню научной квалификации соискателей научных степеней кандидата наук и доктора наук, ученого звания старшего научного сотрудника;
7) анализирует вместе с заинтересованными министерствами, другими центральными органами исполнительной власти актуальность диссертационных исследований с учетом требований научно-технического и общественного прогресса, разрабатывает соответствующие рекомендации для руководителей высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений и специализированных ученых советов;
8) высылает, в случае необходимости, в соответствующие специ-
ализированные ученые советы и ученые (научно-технические) советы высших учебных заведений, научно-исследовательские (научно-технические) учреждения диссертации на получение научных степеней кандидата наук и доктора наук, аттестационные дела на дополнительную экспертизу для определения их соответствия установленным требованиям;
9) выдает в установленном порядке дипломы кандидата наук и доктора наук;
10) присваивает на основании решений ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений ученое звание старшего научного сотрудника и выдает в установленном порядке аттестаты старшего научного сотрудника;
11) отменяет решения специализированных ученых советов о присуждении научных степеней кандидата наук и доктора наук в случае нарушения этими советами установленного порядка присуждения научных степеней;
12) лишает в установленном порядке научных и научно-педагогических работников научных степеней кандидата наук и доктора наук, ученого звания старшего научного сотрудника;
13) разрабатывает и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины проект порядка присуждения научных степеней кандидата наук и доктора наук, присвоения ученого звания старшего научного сотрудника, рассматривает предложения относительно усовершенствования порядка аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
14) вместе с заинтересованными государственными учреждениями и организациями организует работу, связанную с установлением эквивалентности действительных в Украине документов, удостоверяющих присуждение научных степеней, аналогичным документам, выданным органами аттестации других государств;
15) решает в установленном порядке вопросы нострификации (признания) в Украине документов, удостоверяющих присуждение научных степеней, выданных соответствующими органами других государств;
16) рассматривает апелляции на решение специализированных ученых советов относительно присуждения (неприсуждения) научных степеней кандидата наук и доктора наук, а также ученых (научно-технических) советов высших учебных заведений, научно-исследовательских (научно-технических) учреждений относительно присвоения (неприсвоения) ученого звания старшего научного сотрудника;
17) обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее обеспечением;
18) принимает участие в работе международных организаций, конгрессов и конференций, проводит совещания, семинары и прочие мероприятия по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
19) анализирует состояние развития сети аспирантуры и докторантуры, уровень обеспеченности государства научными и научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
20) создает банки данных относительно научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
21) обеспечивает издание информационных материалов по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
22) оказывает платные услуги в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, перечень которых утверждает Кабинет Министров Украины;
23) осуществляет другие полномочия, необходимые для выполнения возложенных на нее задач.
ВАК Украины имеет право:
— созывать межведомственные совещания по вопросам, которые относятся к ее компетенции;
— представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях при подписании международных договоров Украины по вопросам нострифика-ции (признания) документов, удостоверяющих присуждение научных степеней, сотрудничества в области аттестации научных и педагогических кадров высшей квалификации;
— получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов государственной статистики — статистические данные (безвозмездно), необходимые для выполнения возложенных на нее задач;
— образовывать в пределах своих полномочий организации, деятельность которых направлена на реализацию ее основных задач, выступать в установленном законодательством порядке учредителем таких организаций.
ВАК Украины в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с центральными и местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, а также соответствующими органами других государств.
ВАК Украины в пределах своих полномочий на основе и для выполнения законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
Нормативно-правовые акты ВАК Украины подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке.
ВАК Украины возглавляет председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке Президент Украины.
Председатель ВАК Украины имеет заместителей. Заместители председателя ВАК Украины, ученый секретарь ВАК Украины назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности согласно законодательству.
Председатель ВАК Украины несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на ВАК Украины задач и осуществления им своих функций, распределяет обязанности между заместителями и ученым секретарем, определяет степень ответственности заместителей, ученого секретаря, руководителей структурных подразделений ВАК Украины.
Для рассмотрения важнейших вопросов развития отрасли, обсуждения направлений деятельности ВАК Украины, оперативного и согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции ВАК Украины, создается президиум ВАК Украины. В состав президиума входят председатель ВАК Украины, его заместители и ученый секретарь ВАК Украины по должностям, руководители других центральных органов исполнительной власти, а также ведущие ученые — представители государственных академий наук и государственных высших учебных заведений. Состав президиума утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению председателя ВАК Украины сроком на 3 года.
Президиум ВАК Украины рассматривает и утверждает аттестационные заключения относительно диссертаций на получение научной степени кандидата наук и доктора наук, принимает решения о выдаче дипломов кандидата наук и доктора наук, а также решения о выдаче аттестатов старшего научного сотрудника.
Заседание президиума ВАК Украины считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей его состава. Решение президиума ВАК Украины принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и внедряются в жизнь приказами ВАК Украины.
В ВАК Украины могут создаваться другие совещательные и консультативные органы. Состав и положение об этих органах утверждает председатель ВАК Украины.
Предельную численность работников центрального аппарата ВАК Украины и его структуру утверждает Кабинет Министров Украины. Штатное расписание и единая смета доходов и расходов центрального аппарата ВАК Украины утверждаются в установленном порядке. ВАК Украины является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
Специализированные ученые советы (далее — советы) — основное звено в системе аттестации научных кадров высшей квалификации — создаются и действуют под руководством ВАК Украины в известных своими научными достижениями научных учреждениях, высших учебных заведениях III—IV уровней аккредитации и других организациях, которые осуществляют фундаментальные и прикладные научные исследования, имеют высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения для подготовки научных кадров высшей квалификации, по ходатайству центральных органов исполнительной власти, Национальной академии наук, Академии медицинских наук, Украинской академии аграрных наук, Академии педагогических наук, Академии правовых наук, Академии искусств — в зависимости от подчинения. Действуют специализированные ученые советы на основании Положения «О специализированных ученых советах», утвержденного приказом ВАК Украины от 14.07.1997 г. № 448, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ВАК Украины от 21.01.2000 г. № 361.
Экспертный совет — совещательный орган Высшей аттестационной комиссии Украины, который вместе с аттестационными отделами ВАК осуществляет контроль за научным уровнем диссертаций, научной и практической ценностью, работой специализированных ученых советов, готовит и представляет на рассмотрение президиума ВАК проекты аттестационных выводов относительно присуждения научной степени или присвоения ученого звания. Действует экспертный совет ВАК Украины на основании «Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Украины», утвержденного приказом ВАК Украины от 14.07.1997 г. № 448, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ВАК Украины от 21.01.2000 г. № 362.
Экспертный совет обеспечивает единство требований при аттестации соискателей научных степеней и ученых званий на основе соблюдения требований «Положения о Высшей аттестационной комиссии Украины», «Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученых званий», а также «Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Украины».
Экспертный совет отвечает за объективность и полноту аргументации подготовленных им проектов аттестационных заключений относительно соответствия диссертационных работ требованиям «Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученых званий» и уровня общенаучной и профессиональной подготовки соискателей.
Экспертный совет формируется из ведущих ученых определенной области наук, работает под контролем аттестационных отделов ВАК и является ответственным перед руководством ВАК за выполнение возложенных на него задач.
В составе экспертного совета по решению президиума ВАК могут создаваться секции по соответствующим специальностям.
Важную роль в организации научной деятельности играют государственные научные учреждения.
Государственными научными учреждениями являются научные учреждения, основанные на государственной собственности (ст. 8 Закона «О научной и научно-технической деятельности»).
Государственные научные учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если другое не предусмотрено законом.
Государственным научным учреждениям передаются на постоянное пользование земельные участки в соответствии с законодательством Украины.
В системе государственных научных учреждений ведущую роль играют академии наук — Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук.
Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук — Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины (далее — академии) являются государственными организациями, которые основаны на государственной собственности.
Средства на обеспечение деятельности академий ежегодно определяются в Государственном бюджете Украины отдельными строками. Финансирование академий может осуществляться за счет других источников, не запрещенных законодательством Украины.
В состав академий могут входить научные учреждения, предприятия, организации, объекты социальной сферы, которые обеспечивают их деятельность.
Государственное управление в сфере научной и научно-технической деятельности академий осуществляется в соответствии с законодательством Украины в пределах, которые не нарушают их самоуправляемости в решении вопросов уставной деятельности и свободы научного творчества.
Самоуправляемость академий состоит в самостоятельном определении тематики исследований, своей структуры, решении научно-организационных, хозяйственных, кадровых вопросов, осуществлении международных научных связей.
Академии выполняют заказы органов государственной власти относительно разработки основ государственной научной и научно-технической политики, проведения научной экспертизы проектов государственных решений и программ.
Академии ежегодно отчитываются перед Кабинетом Министров Украины о результатах научной и научно-технической деятельности и использовании средств, выделенных им из Государственного бюджета Украины.
Национальная академия наук Украины — высшая научная организация Украины, которая организует и осуществляет фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук, а также координирует осуществление фундаментальных исследований в научных учреждениях и организациях независимо от форм собственности. При Национальной академии наук Украины создается межведомственный совет по координации фундаментальных исследований в Украине (далее — совет). Положение о совете и его составе утверждается Кабинетом Министров Украины.
Важное значение для деятельности НАН Украины имеют Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 18 декабря 1991 года, Указы Президента Украины «Об обеспечении деятельности и развития Академии наук Украины» от 20 января 1992 года, «О государственной поддержке научной деятельности Академии наук Украины» от 22 марта 1994 года и прочие акты законодательства Украины.
Отраслевые академии координируют, организуют и проводят исследования в соответствующих областях науки и техники, они призваны «отвечать за положение научных разработок каждая в своей сфере»1.
Государство передает академиям в бессрочное безвозмездное пользование без права изменения формы собственности основные фонды, а также оборотные средства. Использование имущества, переданного академиям, осуществляется ими согласно законодательству и уставам академий. Земельные участки предоставляются академиям в постоянное пользование согласно земельному законодательству Украины.
Академии осуществляют свою деятельность согласно законодательству Украины и своих уставов, которые принимаются общими собраниями академий и утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Общие собрания Национальной академий наук Украины и отраслевых академий наук имеют исключительное право выбирать ученых Украины действительными членами (академиками) и член-корресцондентами, а иностранных ученых — иностранными членами соответствующих академий.
Таким образом, сейчас в Украине функционируют 5 отраслевых академий наук — Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины и Академия искусств Украины.
НАН Украины, возглавляющая систему государственных академий, отраслевые академии наук призваны обеспечивать развитие науки и ее практическую отдачу. Они пользуются государственной поддержкой и действуют на основах действующего законодательства и собственных уставов.
После обретения независимости в Украине возникло несколько десятков отраслевых негосударственных академий, которые действуют на основе собственных уставов, являются общественными организациями (обществами ученых)1.
Состоянием на июнь 2000 г. в Министерстве юстиции Украины зарегистрированы 42 академии, которые действуют по уставу общественных научных организаций: Академия горных наук Украины, Академия технологических наук Украины, Академия инженерных наук Украины, Украинская академия наук Национального прогресса, Инженерная академия Украины, Академия предприятия и менеджмента Украины, Украинская академия архитектуры, Транспортная академия Украины, Академия наук прикладной радиоэлектроники, Международная академия оригинальных идей, Украинская Экологическая академия наук, Украинская академия информатики, Академия связи Украины, Олимпийская академия Украины, Международная ассоциация компьютерных наук и систем, Аэрокосмическая академия Украины, Академия наук высшей школы Украины, Украинская нефтегазовая академия, Академия политических наук Украины, Академия экономических наук Украины, Украинская технологическая академия, Международная академия наук, технологий и инжиниринга, Украинская академия экономической кибернетики, Академия строительства Украины, Лесная академия наук Украины, Международная термоэлектрическая академия, Украинская академия триботехники, Международная академия биоэнерготехнологий, Международная академия наук по апифитотерапии и пчеловодству, Академия наук судостроения Украины, Международная общественная организация «Международная кадровая академия», Международная общественная организация «Академия человека», Подъемная транспортная академия наук Украины, Международная славянская академия, Международная академия семейной медицины нетрадиционных и естественных методов лечения, Международная общественная организация «Академия наук пожарной безопасности Украины», Международная академия бионату-ропатии и информациологии, Международная молодежная общественная организация «Молодежная академия наук», Академия традиционной восточной медицины и культуры, Украинская академия исторических наук, Всеукраинская общественная организация «Украинская муниципальная академия», Международная академия интегративной антропологии, Всеукраинское общественное объединение «Украинская академия Управления Межсистемного Прогнозирования и Кардинальной Психологии», Международная академия безопасности жизнедеятельности.
Общественные научные организации, по ст. 17 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», являются объединениями ученых для целенаправленного развития соответствующих направлений науки, защиты профессиональных интересов, взаимной координации научно-исследовательской работы, обмена опытом. Общественные научные организации подлежат регистрации и действуют в соответствии с законодательством об объединениях граждан, с учетом положений этого Закона. Общественные научные организации могут создавать временные научные коллективы, образовывать для выполнения уставных задач научно-исследовательские, проектно-конструкторские, экспертные, консалтинговые, научные организации, сотрудничать с иностранными и международными организациями, быть коллективными членами международных научно-профессиональных объединений, союзов, обществ в соответствии с законодательством Украины.
Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» имеет общий характер и лишь фрагментарно регламентирует деятельность НАН Украины и отраслевых академий наук, поскольку и законодательство об объединении граждан недостаточно учитывает специфичность учреждения общественных научных организаций. Поэтому следует согласиться с предложением директора Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины Ю. С. Шемшученко о необходимости разработки проекта закона об Академии наук Украины, где, в частности, были бы упорядочены связи Академии с государством, и в то же время гарантирован принцип самоуправляемости Академии посредством недопущения административного вмешательства государственных органов в ее внутреннюю жизнь1. Дальнейшей разработки требует и законодательное урегулирование деятельности отраслевых академий наук, общественных научных организаций и т. п.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530