33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
Управление дошкольным образованием. Дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы непрерывного образования в Украине. Дошкольное образование — целостный процесс, направленный на: обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями; формирование у ребенка дошкольного возраста моральных норм, обретение им жизненного социального опыта.
11 июля 2001 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О дошкольном образовании»1, который определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы дошкольного образования, обеспечивающей развитие, воспитание и обучение ребенка; основываясь на объединении семейного и общественного воспитания, достижениях отечественной науки, достоянии мирового педагогического опыта; оказывающей содействие формированию ценностей демократического правового общества в Украине.
Задачами дошкольного образования являются: сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка; воспитание у детей любви к Украине, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям Украинского народа, а также ценностям других наций и народов, сознательного отношения к себе, окружению и окружающей среде; формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей, обретение им социального опыта; выполнение требований Базового компонента дошкольного образования, обеспечениє социальной адаптации и готовности продолжать образование; осуществление социально-педагогического патроната семьи (ст. 7 Закона Украины «О дошкольном образовании»).
Систему дошкольного образования составляют: дошкольные учебные заведения независимо от подчинения, типов и формы собственности; научные и методические учреждения; органы управления образованием; образование и воспитание в семье.
Принципами дошкольного образования являются: доступность для каждого гражданина образовательных услуг, которые предоставляются системой дошкольного образования; равенство условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, одаренности, разностороннего развития каждого ребенка; единство развития, воспитания, обучения и оздоровления детей; единство воспитательных влияний семьи и дошкольного учебного заведения; преемственность и перспективность между дошкольным и начальным общим образованием; светский характер дошкольного образования; личностно-ориентационный подход к развитию личности ребенка; демократизация и гуманизация педагогического процесса; соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраста.
Граждане Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языковых или других признаков имеют равные права на получение дошкольного образования в дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности, а также в семье. Получение дошкольного образования в дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности должно обеспечить выполнение требований Базового компонента дошкольного образования. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, получают дошкольное образование в порядке, установленном для граждан Украины.
Ответственность за получение детьми дошкольного образования возлагается на их родителей, а детьми, лишенными родительской заботы, — на лица, которые их заменяют, и на учебные заведения, где они содержатся.
Дошкольные учебные заведения передаются центральными органами государственной власти или собственником из государственной в коммунальную собственность на безвозмездной основе.
Частные дошкольные учебные заведения могут быть переданы учредителем (собственником) в коммунальную собственность на безвозмездной основе по согласию сторон.
Управление системой дошкольного образования осуществляют:
— специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки — Министерство образования и науки Украины;
— другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения;
— Совет министров Автономной Республики Крым;
— областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения;
— органы местного самоуправления.
Основными задачами органов управления системой дошкольного образования являются: создание условий для получения детьми дошкольного образования; прогнозирование, обеспечение развития дошкольного образования и сети дошкольных учебных заведений независимо от типов и формы собственности согласно образовательным запросам населения; лицензирование частных дошкольных учебных заведений, юридических и физических лиц на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования; государственная аттестация дошкольных учебных заведений, доведение общественности результатов лицензирования и аттестации с помощью средств массовой информации; социальная защита, охрана жизни, здоровье и защита прав участников учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении; осуществление контроля за выполнением задач дошкольного образования и соблюдением требований Базового компонента дошкольного образования, учебно-методического руководства и государственного инспектирования в дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности; организация научно-методического обеспечения дошкольного образования, внедрение в практику достижений науки, передового опыта, новейших педагогических технологий; ведение учета детей дошкольного возраста; проведение экспериментальной и инновационной деятельности; осуществление международного сотрудничества в системе дошкольного образования; обеспечение системы дошкольного образования руководящими и педагогическими кадрами, содействие их подготовке, повышению квалификации и проведению аттестации.
Для реализации этих задач Министерство образования и науки наделено такими полномочиями:
— реализует государственную политику в области дошкольного образования;
— осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование отношений в системе дошкольного образования;
— разрабатывает и утверждает государственные нормативы финансового, материального обеспечения детей и материально-технического оснащения дошкольных учебных заведений;
— определяет перспективы и приоритетные направления развития системы дошкольного образования;
— разрабатывает, внедряет и контролирует соблюдение требований Базового компонента дошкольного образования;
— контролирует деятельность органов управления образованием и учебных заведений системы дошкольного образования;
— организует нормативное, научное, программно-методическое, кадровое и информационное обеспечение дошкольного образования;
— определяет порядок аттестации педагогических работников системы дошкольного образования;
— принимает решения относительно организации инновационной деятельности в системе дошкольного образования, координирует и контролирует его проведение;
— утверждает типовые перечни обязательного учебно-дидактического и иного оснащения, в том числе коррекционного, программно-методических и учебно-наглядных пособий, художественной литературы;
— осуществляет в установленном законодательством порядке международное сотрудничество в системе дошкольного образования.
Акты МОН Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, районных государственных администраций и подчиненных им органов управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения, органов местного самоуправления, дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и формы собственности.
МОН Украины, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения, осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Украины и положениями о них.
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные государственные администрации и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения, органы местного самоуправления в системе дошкольного образования в пределах их компетенции:
— обеспечивают реализацию государственной политики в сфере дошкольного образования на соответствующей территории;
— ведут учет детей дошкольного возраста;
— контролируют соблюдение требований законов и других нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования, обязательное выполнение Базового компонента дошкольного образования всеми дошкольными учебными заведениями независимо от подчинения, типов и формы собственности, расположенными на их территории;
— принимают участие в разработке и реализации содержания дошкольного образования;
— создают условия для получения гражданами дошкольного образования;
— организуют научное, программно-методическое, кадровое, материальное обеспечение деятельности педагогических работников в сфере дошкольного образования, их подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию;
— осуществляют отбор, назначение на должности и увольнение с должностей руководящих кадров в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях;
— проводят лицензирование частных дошкольных учебных заведений, юридических и физических лиц на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования, аттестацию дошкольных учебных заведений, расположенных на их территории, делают достоянием гласности результаты аттестации;
— организуют подготовку, проведение экспериментальной и инновационной деятельности в дошкольных учебных заведениях и контролируют ход их осуществления;
— обеспечивают организованное оздоровление детей дошкольного возраста;
— обеспечивают социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиту прав участников учебно-воспитательного процесса и обслуживающего персонала в дошкольном учебном заведении;
— осуществляют другие полномочия согласно Конституции Украины, Законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «Об образовании», «О дошкольном образовании» и положений о них.
Дошкольные учебные заведения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности.
Статус государственного имеет дошкольное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности.
Статус коммунального имеет дошкольное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности.
Статус частного имеет дошкольное учебное заведение, основанное на частной форме собственности.
Создание, реорганизация и ликвидация дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Государственные дошкольные учебные заведения создаются центральными органами исполнительной власти, коммунальные дошкольные учебные заведения — местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии детей соответствующего возраста, необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров, а также с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.
Решение о создании, реорганизации частного дошкольного учебного заведения принимается учредителем (собственником) при наличии необходимой учебно-методической и материально-технической базы, педагогических кадров, а также с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти по вопросам образования и соответствующим органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения.
Решение о ликвидации частного дошкольного учебного заведения принимается учредителем (собственником) по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти по вопросам образования.
Решения о создании, реорганизации или ликвидации дошкольного учебного заведения (детского дома) интернатного типа для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, дошкольного учебного заведения (яслей-садика) компенсирующего типа принимаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.
Освобожденные помещения ликвидированных государственных и коммунальных дошкольных учебных заведений используются исключительно для работы с детьми. Имущество, являющееся государственной или коммунальной собственностью (земельные участки, здания, сооружения, оснащение и т. п. ), приобретение или обособление которого предназначено для получения детьми дошкольного образования, используется исключительно с указанной целью.
Учредитель (собственник) государственного или коммунального дошкольного учебного заведения не имеет права безучредительно ликвидировать его, уменьшать в нем площадь территории, количество групп, а также сдавать в аренду помещения (здания).
Реорганизация или ликвидация действующих коммунальных дошкольных учебных заведений, а также дошкольных учебных заведений, созданных бывшими сельскохозяйственными коллективными и государственными хозяйствами, допускается лишь по согласию территориальной общины (общего собрания) села, поселка, города или на основании результатов местного референдума.
Дошкольное учебное заведение признается юридическим лицом со дня регистрации его устава. Устав дошкольного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности разрабатывается согласно Конституции Украины, Законов Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», Положения о дошкольных учебных заведениях.
Положение о дошкольных учебных заведениях утверждается Кабинетом Министров Украины.
Дошкольное учебное заведение независимо от подчинения, типа и формы собственности на основе Положения о дошкольных учебных заведениях разрабатывает устав, который утверждается учредителем (собственником), согласовывается с соответствующим органом управления образованием и регистрируется местным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Украины.
Руководство дошкольным учебным заведением осуществляет его директор (заведующий).
Коллегиальным постоянно действующим органом управления дошкольным учебным заведением является педагогический совет. Педагогический совет создается во всех дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности при наличии не менее трех педагогических работников.
В состав педагогического совета дошкольного учебного заведения входят директор (заведующий), заместители директора (заведующего) по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, воспитатели-методисты, воспитатели, старшие воспитатели, учителя (всех специальностей), учителя-дефектологи, учителя-логопеды, практические психологи, социальные педагоги, инструкторы по труду, инструкторы по физкультуре, инструкторы слухового кабинета, музыкальные руководители, руководители кружков, студий, секций, других форм кружковой работы, медицинские работники, иные специалисты. В состав педагогического совета дошкольного учебного заведения могут входить председатели родительских комитетов, физические лица, которые предоставляют образовательные услуги в сфере дошкольного образования при наличии лицензии.
На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, педагогические работники общеобразовательных учебных заведений, родители или лица, которые их заменяют. Лица, приглашенные на заседание педагогического совета, имеют право совещательного голоса.
Председателем педагогического совета дошкольного учебного заведения является его директор (заведующий). Педагогический совет избирает из своего состава секретаря на учебный год.
Органом общественного самоуправления дошкольного учебного заведения является общее собрание (конференция) коллектива дошкольного учебного заведения и родителей или лиц, которые их заменяют. Общее собрание (конференция) заслушивает отчеты руководителя дошкольного учебного заведения по вопросам уставной деятельности и дает оценку его профессионально-педагогической деятельности, рассматривает вопрос учебно-воспитательной, методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности дошкольного учебного заведения.
Управление общим средним образованием. Общее среднее образование — целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное социальное и физическое развитие личности, служащее основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Общее среднее образование является обязательной основной составляющей беспрерывного образования.
Общее среднее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, которые основываются на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единства обучения и воспитания, на основах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства.
13 мая 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «Об общем среднем образовании»1, который определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы общего среднего образования, оказывает содействие свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества в Украине.
Задачами общего среднего образования является: воспитание гражданина Украины; формирование личности ученика (воспитанника), развитие его способностей и одаренности, научного мировоззрения; выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учеников (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности; воспитание у учеников (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственным символам Украины, правам и свободам человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина; реализация права учеников (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений; воспитание почтительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям Украинского народа и других народов и наций; воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высочайшей социальной ценности, формирование гигиеничных привычек и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учеников (воспитанников).
Систему общего среднего образования составляют: общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, научно-методические учреждения и органы управления системой общего среднего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I—II уровней аккредитации, которые предоставляют полное общее среднее образование (ст. 4 Закона Украины «Об общем среднем образовании »).
Управление системой общего среднего образования осуществляется Министерством образования и науки Украины, другими центральными органами исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, Министерством образования Автономной Республики Крым, соответствующими органами управления образования областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, а также органами местного самоуправления.
Основными задачами органов управления системой общего среднего образования являются:
— создание условий для получения гражданами полного общего среднего образования;
— прогнозирование развития общего среднего образования, сети общеобразовательных учебных заведений в соответствии с образовательными потребностями граждан;
— аттестация учебных заведений системы общего среднего образования, оглашение результатов аттестации с помощью средств массовой информации;
— лицензирование общеобразовательных учебных заведений, основанных на частной форме собственности;
— контроль за соблюдением Государственного стандарта общего среднего образования, учебно-методическое руководство и государственное инспектирование общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности;
— обеспечение социальной защиты, охраны жизни, здоровья и защиты прав педагогических работников, психологов, библиотекарей, других специалистов, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, учеников (воспитанников) общеобразовательных учебных заведений;
— содействие развитию самоуправления в общеобразовательных учебных заведениях;
— комплектование системы общего среднего образования педагогическими работниками, в том числе руководящими кадрами.
Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области общего среднего образования является Министерство образования и науки Украины.
Для выполнения возложенных задач МОН Украины: реализует государственную политику в области общего среднего образования; осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование отношений в системе общего среднего образования; разрабатывает и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины нормативы материально-технического и финансового обеспечения общеобразовательных учебных заведений в соответствии с Государственным стандартом общего среднего образования; определяет перспективы развития системы общего среднего образования; разрабатывает, внедряет и контролирует соблюдение Государственного стандарта общего среднего образования; контролирует деятельность органов управления образованием и учебных заведений системы общего среднего образования; организует нормативное, программное, научно-методическое и информационное обеспечения системы общего среднего образования; определяет порядок аттестации педагогических работников общеобразовательных учебных заведений; организует подготовку и повышение квалификации педагогических работников, в том числе руководящих кадров, в системе общего среднего образования; принимает решение относительно организации инновационной деятельности в системе общего среднего образования, координирует и контролирует его проведение; обеспечивает подготовку и издание учебников, пособий, методической литературы для общеобразовательных учебных заведений, одобряет их издание, организует заказ через соответствующие местные органы управления образованием; утверждает типовые перечни обязательного учебного и другого оснащения (в том числе коррек-ционного), учебно-методических и учебно-наглядных пособий, учебников, художественной и другой литературы; обеспечивает социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиты прав педагогических работников, специалистов, которые принимают участие в учебно-воспитательном процессе, учеников (воспитанников) общеобразовательных учебных заведений; поощряет педагогических работников; организует обеспечение педагогических работников учебниками, пособиями и методической литературой; осуществляет международное сотрудничество в установленном законодательством порядке.
Акты МОН Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены общеобразовательные учебные заведения, Министерства образования Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, общеобразовательных учебных заведений независимо от типов и форм собственности.
МОН Украины, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены общеобразовательные учебные заведения, осуществляют другие полномочия, предусмотренные законами Украины и положениями о них.
Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сфере общего среднего образования в пределах их компетенции: обеспечивают реализацию государственной политики в сфере общего среднего образования на соответствующей территории; контролируют соблюдение требований законов и других нормативно-правовых актов в сфере образования, обязательное выполнение Государственного стандарта общего среднего образования всеми учебными заведениями системы общего среднего образования, расположенными на их территории; принимают участие в разработке и реализации вариативной составной содержания общего среднего образования; создают условия для получения гражданами полного общего среднего образования; в случае ликвидации в установленном законодательством порядке общеобразовательного учебного заведения, основанного на коммунальной форме собственности, принимают меры относительно устройства учеников (воспитанников) в другие общеобразовательные учебные заведения; организуют нормативное, программное, материальное, научно-методическое обеспечение, переподготовку, повышение квалификации, аттестацию педагогических работников; осуществляют отбор, назначение на должности и освобождение от должности педагогических работников, в том числе руководящих кадров, государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений; обеспечивают педагогических работников учебниками, пособиями, методической литературой; проводят аттестацию учебных заведений системы общего среднего образования, расположенных на их территориях, делают достоянием гласности результаты аттестации; оказывают содействие проведению инновационной деятельности в системе общего среднего образования; обеспечивают социальную защиту педагогических работников, специалистов, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, учеников (воспитанников); осуществляют другие полномочия согласно Конституции Украины, Конституции Автономной Республики Крым, Законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «Об образовании» и положениям о них.
Общеобразовательное учебное заведение — учебное заведение, обеспечивающее реализацию права граждан на общее среднее образование. Общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Украины порядке.
Общеобразовательное учебное заведение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Статус экспериментального не изменяет подчинения, тип и форму собственности общеобразовательного учебного заведения. Положение об экспериментальном общеобразовательном учебном заведении утверждается МОН Украины.
В соответствии с образовательным уровнем, который обеспечивается общеобразовательным учебным заведением (начальное общее образование, базовое общее среднее образование, полное общее среднее образование), существуют разные типы общеобразовательных учебных заведений I, II, III ступеней. Школы любой из трех ступеней могут функционировать вместе или самостоятельно.
Положение об общеобразовательных учебных заведениях утверждается Кабинетом Министров Украины1.
Общеобразовательное учебное заведение на основе Положения об общеобразовательных учебных заведениях разрабатывает устав, который утверждается собственником (для государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений — соответствующим органом управления образованием) и регистрируется местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
Общеобразовательное учебное заведение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам общеобразовательные учебные заведения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности. Статус государственного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности. Статус коммунального имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности. Статус частного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности.
Государственные и коммунальные общеобразовательные учебные заведения создаются, соответственно, центральными, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии необходимого количества учеников (воспитанников) согласно с установленными нормативами заполняемости классов, необходимой материально-технической и научно-методической базой, педагогическими кадрами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Решения о создании коммунальных общеобразовательных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития, принимаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с МОН Украины.
Решения о создании гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов), основанных на коммунальной форме собственности, принимаются по представлению соответствующих органов управления образованием Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Решения о создании общеобразовательного учебного заведения, основанного на частной форме собственности, принимаются учредителем (собственником) в порядке, установленном законодательством Украины.
Решения о создании школ социальной реабилитации, их подчиненности и источниках финансирования принимаются Кабинетом Министров Украины по представлению МОН Украины.
Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений проводятся в порядке, установленном законодательством Украины.
Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускаются лишь по согласию территориальных общин.
Руководство общеобразовательным учебным заведением осуществляет директор. Коллегиальным органом управления общеобразовательным учебным заведением является педагогический совет, полномочия которого определяются Положением об общеобразовательных учебных заведениях.
Органом общественного самоуправления общеобразовательного учебного заведения является общее собрание (конференция) коллектива общеобразовательного учебного заведения. В общеобразовательных учебных заведениях могут функционировать методические объединения, которые охватывают участников учебно-воспитательного процесса и специалистов определенного профессионального направления.
Управление профессионально-техническим образованием. Профессионально-техническое образование является составляющей системы образования Украины. Профессионально-техническое образование направлено на формирование у граждан профессиональных знаний, умений, навыков, развитие духовности, культуры, соответствующего технического, технологического и экологического мышления с целью создания условий для их профессиональной деятельности. Профессионально-техническое образование можно получить в профессионально-технических учебных заведениях. Составляющей профессионально-технического образования является курсовое профессионально-техническое обучение. Курсовое профессионально-техническое обучение предусматривает ускоренное формирование у граждан профессиональных умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и может осуществляться в профессионально-технических учебных заведениях, а также путем индивидуального или курсового обучения на производстве, в сфере услуг.
Профессионально-техническое образование обеспечивает первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих. Первичная профессиональная подготовка — это получение профессионально-технического образования лицами, ранее не имевшими рабочей профессии, специальности, которая обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной профессиональной деятельности. Переподготовка рабочих — это профессионально-техническое обучение, направленное на овладение другой профессией рабочими, получившими первичную профессиональную подготовку. Повышение квалификации рабочих — это профессионально-техническое обучение рабочих, дающее возможность расширять и углублять ранее добытые профессиональные знания, умение и навыки на уровне потребностей производства или сферы услуг.
10 февраля 1998 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О профессионально-техническом образовании»1, определяющий правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы профессионально-технического образования, создание условий для профессиональной самореализации личности и обеспечение потребностей общества и государства в квалифицированных рабочих.
Система профессионально-технического образования состоит из профессионально-технических учебных заведений независимо от форм собственности и подчинения, учебно-методических, научных, учебно-производственных, учебно-коммерческих, издательско-поли-графических, культурно-образовательных, физкультурно-оздоровительных, вычислительных и других предприятий, учреждений, организаций и органов управления ими, осуществляющих или обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих (ст. 4 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании»).
Профессионально-техническое образование граждане Украины получают в государственных и коммунальных профессионально-технических учебных заведениях безвозмездно, за счет государства.
Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются правом на получение профессионально-технического образования наравне с гражданами Украины. Другие иностранцы оплачивают свое обучение, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами Украины.
Граждане, имеющие базовое общее среднее образование, могут одновременно с получением профессии получить полное общее среднее образование в профессионально-техническом учебном заведении или в ином учебном заведении. .
Граждане, которые по определенным причинам не могут одновременно с обретением профессии получить полное общее среднее образование или не имеют базового общего среднего образования, а также те, которые требуют социальной помощи и реабилитации, могут получить рабочую квалификацию по профессиям, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.
К государственным органам управления профессионально-техническим образованием относятся:
— специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области профессионально-технического образования — Министерство образования и науки Украины;
— министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения;
— Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и созданные ими органы управления профессионально-техническим образованием;
— межотраслевой совет по профессионально-техническому образованию.
К полномочиям МОН Украины в сфере профессионально-технического образования относятся:
— организация осуществления государственной политики в области профессионально-технического образования;
— определение перспектив и направлений развития профессионально-технического образования;
— разработка проектов законов, государственного перечня профессий по подготовке квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, определение государственных стандартов профессионально-технического образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ и других нормативно-правовых актов относительно функционирования и развития профессионально-технического образования;
— создание, реорганизация, ликвидация государственных профессионально-технических учебных заведений;
— лицензирование и аттестация профессионально-технических учебных заведений независимо от форм собственности и подчинения;
— определение на основе государственного заказа и потребностей рынка труда объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации в профессионально-технических учебных заведениях квалифицированных рабочих;
— осуществление государственного инспектирования профессионально-технических учебных заведений, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения относительно уровня профессионально-технического образования;
— организация и осуществление контроля за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов относительно социальной защиты работников, учеников, слушателей профессионально-технических учебных заведений;
— управление государственным имуществом, которое находится в пользовании подчиненных ему профессионально-технических учебных заведений в порядке, установленном законодательством ;
— организация информационного обеспечения и статистического учета в области профессионально-технического образования;
— организация научно-методического обеспечения профессионально-технического образования, внедрение в учебно-производственный процесс достижений науки, техники, новых технологий и передового опыта;
— определение нормативов и осуществление материально-технического, финансового обеспечения подчиненных ему профессионально-технических учебных заведений;
— разработка типовых правил приема в профессионально-технические учебные заведения независимо от форм собственности и подчинения.
Акты специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для министерств и других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения, Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и созданных ими органов управления профессионально-техническим образованием, учреждений профессионально-технического образования, профессионально-технических учебных заведений, а также для предприятий, организаций, которые обеспечивают или осуществляют функции по подготовке квалифицированных рабочих, независимо от форм собственности и подчинения.
Другие полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования определяются положением о нем, которое утверждается в установленном порядке.
К полномочиям министерств и других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения, относятся:
— организация осуществления государственной политики в области профессионально-технического образования в подчиненных профессионально-технических учебных заведениях;
— определение перспектив и направлений развития подчиненных профессионально-технических учебных заведений;
— создание, реорганизация, ликвидация подчиненных профессионально-технических учебных заведений в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
— определение объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих в подчиненных профессионально-технических учебных заведениях;
— организация и осуществление контроля за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов относительно социальной защиты работников, учеников, слушателей в подчиненных профессионально-технических учебных заведениях;
— распоряжение государственным имуществом, которое находится в пользовании подчиненных профессионально-технических учебных заведений;
— организация информационного обеспечения и статистического учета, научно-методического обеспечения, внедрения в учебно-производственный процесс достижений науки, техники, новых технологий и передового опыта в подчиненных профессионально-технических учебных заведениях;
— осуществление материально-технического, финансового обеспечения подчиненных профессионально-технических учебных заведений; организация работы по профессиональной ориентации, профессиональным консультациям, профессиональному отбору.
Иные полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения, определяются положениями о них, утверждающимися в установленном порядке.
К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере управления профессионально-техническим образованием относятся:
— создание, соответственно, республиканского, областных, Киевского и Севастопольского городских органов управления профессионально-техническим образованием;
— организация осуществления государственной политики в области профессионально-технического образования, обеспечение выполнения учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения законов и других нормативно-правовых актов относительно профессионально-технического образования на соответствующей территории;
— осуществление контроля за соблюдением требований государственных стандартов профессионально-технического образования профессионально-техническими учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которые имеют государственную лицензию на осуществление такой деятельности;
— общее управление учебно-производственной, учебно-воспитательной, учебно-методической, финансово-экономической, хозяйственной деятельностью государственных профессионально-технических учебных заведений, консультирование, предоставление методической помощи учебным заведениям других форм собственности и подчинения;
— проведение лицензионной и аттестационной экспертизы профессионально-технических учебных заведений, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, осуществляющих деятельность в сфере профессионально-технического образования;
— определение по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования объемов подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с потребностями рынка труда;
— организация учебно-методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, информационного обеспечения и статистического учета в профессионально-технических учебных заведениях;
— организация работы по профессиональной ориентации, профессиональных консультаций, профессионального отбора;
— организация и осуществление контроля за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов относительно социальной защиты работников, учеников, слушателей системы профессионально-технического образования на соответствующей территории;
— иные полномочия, которые могут быть делегированы специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования.
Положение о республиканском Автономной Республики Крым, областных, Киевском и Севастопольском городском органе управления профессионально-техническим образованием утверждается Кабинетом Министров Украины.
Координационным органом по вопросам определения и внедрения государственной политики в области профессионально-технического образования является Межотраслевой совет по профессионально-техническому образованию.
Состав Межотраслевого совета по профессионально-техническому образованию и его полномочия определяются Кабинетом Министров Украины.
Профессионально-техническое образование осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях на дневной, вечерней (сменной) формах обучения, с отрывом и без отрыва от производства и по индивидуальным учебным планам.
ї Ступенчатость профессионально-технического образования граждан определяется в профессионально-технических учебных заведениях соответствующими уровнями квалификации и сложностью профессий.
Каждая ступень обучения в профессионально-техническом учебном заведении имеет теоретическую и практическую законченность и подтверждается присвоением ученикам рабочей квалификации в соответствии с приобретенными профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Положение о ступенчатом профессионально-техническом образовании утверждается Кабинетом Министров Украины.
Профессионально-техническое учебное заведение — это учебное заведение, которое обеспечивает реализацию потребностей граждан в профессионально-техническом образовании, овладении рабочими профессиями, специальностями, квалификацией соответственно их интересам, способностям, состоянию здоровья.
Статья 18 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» определяет типы профессионально-технических учебных заведений. К профессионально-техническим учебным заведениям относятся: профессионально-техническое училище соответствующего профиля; профессиональное училище социальной реабилитации; высшее профессиональное училище; профессионально-художественное училище; художественное профессионально-техническое училище; высшее художественное профессионально-техническое училище; училище-агрофирма; высшее училище-агрофирма; училище-завод; центр профессионально-технического образования; учебно-производственный центр; центр подготовки рабочих кадров; учебно-курсовой комбинат; учебный центр; другие типы учебных заведений, где можно получить профессионально-техническое образование.
Профессионально-техническое учебное заведение создается в соответствии с социально-экономическими потребностями государства или отдельного региона при наличии необходимой материально-технической и учебно-методической базы, соответствующих педагогических работников.
Потребность в профессионально-технических учебных заведениях определяется Кабинетом Министров Украины, а их сеть — специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования по предложениям министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти. Порядок создания, реорганизации и ликвидации профессионально-технических учебных заведений устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Профессионально-технические учебные заведения независимо от форм собственности и подчинения начинают деятельность, связанную с подготовкой квалифицированных рабочих и предоставлением других образовательных услуг, после получения лицензии. Лицензия выдается в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Учредителями профессионально-технических учебных заведений могут быть:
— центральные и местные органы исполнительной власти;
— предприятия, учреждения, организации и их объединения независимо от форм собственности и подчинения;
— граждане Украины. Профессионально-технические учебные заведения могут быть
основаны совместно с иностранными фирмами, учреждениями, организациями и иностранцами, если это не противоречит законодательству.
Профессионально-техническое учебное заведение, имеющее статус юридического лица, действует на основании устава, может иметь филиалы, отделения, учебно-производственные, учебно-коммерческие, издательско-полиграфические, социально-культурные, спортивно-оздоровительные и прочие подразделения.
Устав профессионально-технического учебного заведения разрабатывается учебным заведением, его учредителем и утверждается:
— специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования относительно подчиненных ему профессионально-технических учебных заведений, основанных на государственной собственности;
— министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения, основанные на государственной собственности, по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования;
— местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления относительно профессионально-технических учебных заведений, основанных на иных (кроме государственной) формах собственности, по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования.
Профессионально-технические учебные заведения могут образовывать в установленном порядке вместе с высшими учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, организациями учебно-производственные комплексы, входить в ассоциации и другие объединения юридических лиц.
В профессионально-технических учебных заведениях создаются органы общественного самоуправления. Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления профессионально-технического учебного заведения является общее собрание (конференция) коллектива учебного заведения, которое решает в пределах своих полномочий вопросы учебно-производственной, учебно-воспитательной, учебно-методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, определения и рекомендации относительно кандидатур на должность директора профессионально-технического учебного заведения. Решения общего собрания (конференции) коллектива учебного заведения имеют совещательный характер.
Руководство деятельностью государственного профессионально-технического учебного заведения осуществляет директор, которого назначает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения.
Директор государственного профессионально-технического учебного "Заведения назначается на должность по результатам конкурса путем заключения с ним трудового договора (контракта) специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения. Порядок назначения директора на должность и увольнение с нее осуществляется согласно законодательству.
Руководитель профессионально-технического учебного заведения иной формы собственности назначается учредителем.
Директор государственного профессионально-технического учебного заведения ежегодно отчитывается перед общим собранием (конференцией) коллектива учебного заведения.
Порядок руководства профессионально-техническим учебным заведением иной формы собственности определяет учредитель.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530