31.2. Органы государственного управления экологией
Реализуют государственную политику Украины в области экологии органы общей компетенции: Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации, а также центральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Кабинет Министров Украины, как вышестоящий орган центральной исполнительной власти, согласно ст. 116 Конституции Украины и Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» осуществляет реализацию определенной Верховной Радой Украины экологической политики; обеспечивает разработку государственных, межгосударственных экологических программ; координирует деятельность министерств, других учреждений и организаций Украины по вопросам охраны окружающей природной среды; устанавливает порядок создания и использования внебюджетного фонда охраны окружающей природной среды; устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов, лимитов использования ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного влияния на нее; принимает решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда; организует экологическое воспитание и образование граждан; принимает решение о временной отставке или прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчинения, в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды; руководит внешними связями Украины в области охраны окружающей природной среды.
Правительство Автономной Республики Крым реализует общегосударственные экологические программы, утверждает и реализует программы АР Крым по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, обеспечивает эффективное использование природных ресурсов, осуществляет организацию управления и контроля в области охраны окружающей среды, согласовывает вопросы размещения на территории АР Крым предприятий и других объектов независимо от форм собственности, организует работу относительно ликвидации экологических последствий аварий и т. п.
Местные государственные администрации на соответствующих территориях обеспечивают эффективное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов; согласовывают вопрос размещения на своей территории новых предприятий и иных объектов независимо от форм собственности; осуществляют финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды; разрабатывают и выполняют программы по рациональному использованию земель, лесов, повышению плодородия земель, находящихся в государственной собственности; осуществляют мероприятия по приватизации земель и их изъятию для государственных нужд; разрабатывают и обеспечивают выполнение местных экологических программ и вносят предложения в региональные и государственные экологические программы; принимают меры по возмещению убытков, причиненных нарушением законодательства об охране окружающей среды, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; вносят предложения соответствующим органам местного самоуправления по организации территории и объектов природно-заповедного фонда местного значения; информируют население об экологически опасных авариях и ситуациях, состоянии окружающей среды, а также о мероприятиях, которые осуществляются для ее улучшения; организуют работу по ликвидации экологических последствий аварий, привлекают к этим работам предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности; вносят предложения в установленном законом порядке об остановке деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей среды и санитарных правил; разрабатывают и обеспечивают реализацию правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и иных нужд населения; определяют зоны санитарной охраны источников водоснабжения, ограничивают или запрещают использование предприятиями питьевой воды в промышленных целях. На сегодняшний день существуют две главные организационно-правовые формы государственного управления в этой области: система управления природными ресурсами и система управления их охраной. Непосредственное управление в сфере экологии осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минэкоресурсов Украины) — специальный уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. Министерство образовано на базе Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Государственных комитетов Украины по вопросам геологии и использования недр и по вопросам гидрометеорологии, Государственной администрации ядерного регулирования в Украине, Главного управления геодезии, картографии и кадастра. Минэкоресурсов Украины — главный орган системы центральных и иных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности.
Свои полномочия министерство осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы. Положение о Минэкоресурсов Украины утверждено Указом Президента Украины от 29 мая 2000 года.
Соответствующая роль в управлении использованием и охраной природных ресурсов отведена иным государственным органам, к компетенции которых относится осуществление функций по организации рационального использования и охраны природных ресурсов (Государственный комитет по водному хозяйству Украины, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, Государственный комитет лесного хозяйства Украины).
Минэкоресурсов Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов (земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, морская среда и природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины), экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности, создает условия для стабильного развития экономики Украины.
Министерство осуществляет комплексное управление и регулирование в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности, гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности.
Министерство также осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов, экологической безопасностью, гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельностью, осуществлением государственного надзора за состоянием ядерной и радиационной безопасности. Значительное количество своих полномочий Минэкоресурсов реализует во взаимодействии с иными государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, Минэкоресурсов объединяет функции управления использованием природных ресурсов с функциями по их охране. Основным объектом управления являются фонды недр и вод.
Министерство уполномочено: предоставлять обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений установленного режима использования природных ресурсов; ограничивать, временно запрещать или прекращать деятельность предприятий, учреждений, организаций и объектов независимо от форм собственности, если она проводится с нарушением норм и правил охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической, ядерной и радиационной безопасности.
Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем Украины) является центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины, который реализует государственную политику в области земельных отношений, оказывает содействие структурной перестройке экономики, формирует систему мероприятий по обеспечению экономической самостоятельности Украины, обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его усовершенствованию и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины.
Согласно своему Положению Госкомзем Украины координирует проведение земельной реформы, создает условия для равноправного развития всех форм собственности на землю; организует проведение работ, связанных с разгосударствлением и приватизацией земель, оказывает содействие по распаеванию земель в коллективных сельскохозяйственных предприятиях, развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; разрабатывает и реализует государственные и региональные программы рационального использования и охраны земель, восстановления плодородия грунтов, улучшения природной среды; обеспечивает ведение мониторинга земель, государственного земельного кадастра, проводит землеустройство.
Госкомзем Украины, в пределах своей компетенции, издает приказы, организует и контролирует их выполнение, в необходимых случаях вместе с иными центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления принимает общие акты.
Руководит Госкомземом председатель, который назначается на Должность Президентом Украины. Председатель Комитета в то же время является главным государственным инспектором Украины по использованию и охране земель.
Значительное место в системе органов государственной власти, которые руководят использованием и охраной природных ресурсов, занимает Государственный комитет лесного хозяйства Украины (Госкомлесхоз), осуществляющий государственное регулирование и государственный контроль в сфере лесного и охотничьего хозяйства.
Госкомлесхоз Украины, согласно своему Положению, которое утверждено Президентом Украины 14 августа 2000 года, обеспечивает государственную политику в порученной ему сфере; разрабатывает нормы, правила и прочие нормативные документы в сфере охраны, защиты, рационального использования лесных ресурсов и воспроизводства лесов; определяет основные положения и организует проведение лесоустройства, приведение в порядок охотничьих угодий; ведет государственный лесной кадастр, учет лесов, мониторинг и государственный кадастр животных, на которых разрешена охота; выдает разрешения на специальное использование лесных ресурсов государственного значения; принимает участие в разработке лимитов и норм использования охотничьих угодий; устанавливает, согласно законодательству, сроки охоты, сезонные сроки начала и окончания заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочного лесного пользования; выдает удостоверение охотника, разрешение на использование охотничьих угодий; обеспечивает функционирование и координацию работы государственной лесной охраны; определяет категории работников лесного хозяйства, службы лесной охраны, которым предоставлено право ношения форменной одежды установленного образца, оружия и специальных средств.
Госкомлесхоз принимает участие в подготовке международных договоров Украины, в границах своей компетенции заключает международные договоры Украины в сфере лесного и охотничьего хозяйства; осуществляет мероприятия по сотрудничеству Украины с Европейским Союзом; обеспечивает адаптацию законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, иные мероприятия по интеграции Украины в Европейский Союз.
Госкомлесхоз выполняет и значительное количество правоохранительных функций: осуществляет в границах своей компетенции комплекс мероприятий по предотвращению нарушений налогового законодательства, соблюдению законодательства о борьбе с коррупцией и организованной преступностью; принимает участие в формировании и реализации антимонопольной политики; рассматривает, согласно законодательству, дела об административных правонарушениях и принимает соответствующие решения.
Функции по развитию водного хозяйства и мелиорации земель, регулированию водных ресурсов, обеспечению водой потребностей населения и отраслей экономики, выполнению актов законодательства Украины в данной области осуществляет Государственный комитет Украины по водному хозяйству (Госкомводхоз), который формирует и реализует вместе с Минэкоресурсов Украины, Госкомземом Украины, Госкомлесхозом Украины, иными министерствами и ведомствами государственную политику по развитию водного хозяйства и мелиорации земель Украины.
Деятельность Госкомводхоза регулируется Министерством аграрной политики Украины и направлена на изучение потребности в водных ресурсах, определение приоритетных направлений развития водного хозяйства и мелиорации земель, осуществление мероприятий по обеспечению рационального использования водных ресурсов.
Госкомводхоз разрабатывает долгосрочные прогнозы водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, ведет Государственный водный кадастр и учет использования вод, вместе с Госкомводхозом, иными государственным органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляет мероприятия по улучшению состояния рек, водохранилищ и прибрежных зон морей, проводит мероприятия по охране рек, водохранилищ, подземных вод и сельскохозяйственных угодий от радиоактивного загрязнения, эксплуатирует водохозяйственные объекты комплексного назначения, межхозяйственные оросительные и осушительные системы, осуществляет радиологический контроль и контроль качества воды в водохозяйственных системах комплексного назначения, в системах межотраслевого и сельскохозяйственного снабжения, в зонах влияния атомных электростанций.
Государственное управление в области ведения рыбного хозяйства осуществляет Государственный департамент рыбного хозяйства, который является преемником Государственного комитета рыбного хозяйства и входит в состав Минагрополитики Украины. Госрыбхоз формирует концепцию развития рыбного хозяйства и сохранения рыбных ресурсов Украины, выдает в границах своей компетенции разрешения на промышленную добычу рыбных запасов исключительной (морской) экономической зоны и рыбы в водах, размещенных на территории более чем одной области Украины, информирует природопользователей о лимитах использования рыбных запасов, вместе с органами местной исполнительной власти, местного самоуправления и общественными объединениями осуществляет контроль за охраной рыбных ресурсов.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530