41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
Украина, провозгласив 24 августа 1991 года свою независимость, стремится жить в мире и дружбе со всеми государствами мира. Однако сейчас не исключена возможность возникновения военных конфликтов, которые будут угрожать ее суверенитету и территориальной целостности. Исходя из этого, одним из первых законов принятых Верховной Радой Украины был Закон Украины «Об обороне Украины» и «О Вооруженных Силах Украины» от 6 декабря 1991 года.
День принятия этих законов — 6 декабря 1991 г. Верховная Рада постановила считать праздником — Днем Вооруженных сил Украины.
Конституция Украины в ч.1 (ст. 17) установила, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются наиважнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа и возлагается на Вооруженные силы Украины, на все государственные органы, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, на всех граждан Украины и их объединения.
Согласно Конституции (ст. 107) для координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны создан специальный орган — Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Закон Украины «Об обороне Украины»1 формулирует понятие обороны Украины как систему политических, экономических, социальных, военных, научных, научно-технических, информационных, правовых, организационных, иных мероприятий государства относительно подготовки к вооруженной защите и его защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Этот Закон уточняет, что обороноспособность государства — это способность государства к защите в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Она состоит из материальных и духовных элементов и является совокупностью военного, экономического, социального, морально-политического потенциала в сфере обороны, а также надлежащих условий для его реализации.
Оборона Украины организуется и функционирует на основе Военной доктрины Украины, которая утверждена Постановлением Верховной Рады Украины от 19 октября 1993 года.
Военная доктрина Украины — это совокупность взглядов на сущность, цели и характер возможной будущей войны, на подготовку к ней Вооруженных сил государства и на способы ее ведения.
Военная доктрина Украины имеет оборонительный, миролюбивый, а не агрессивный характер. Стратегической задачей Украины в области обороны является защита ее государственного суверенитета и политической независимости, сохранение территориальной целостности и неприкосновенности границ. Военная доктрина соотнесена с экономической и внешнеполитической доктринами Украины и скоординирована с военными доктринами соседних государств.
Основными направлениями реализации Военной доктрины Украины является:
— стремление решать все международные проблемы невоенными средствами;
— обеспечение обороны государства военными средствами;
— строительство боеспособных Вооруженных сил;
— создание материальной основы качественно новых войск.
Военная доктрина исходит из того, что государственная граница Украины со смежными государствами является окончательно установленной, а сама Украина не имеет территориальных претензий ни к одному государству. Использование Вооруженных сил возможно в случае вооруженной агрессии, посягательств на территориальную целостность Украины, а также при выполнении Украиной своих международных обязанностей.
Военная доктрина утверждает, что Украина никогда первой не начнет боевых действий против иного государства, если сама не станет объектом его агрессии. Отказ от использования первой своих Вооруженных сил совсем не означает, что Украина должна всегда придерживаться пассивной стратегической обороны. В условиях войны могут быть активно и широко использованы все формы современного военного искусства: стратегический разворот, отражение воздушно-космического удара, стратегическая наступательная, оборонная операция и пр. Военная доктрина Украины предусматривает участие в обеспечении обороны вместе с Вооруженными силами Украины также Погранвойск Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, войск Гражданской обороны Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, а также соответствующие правоохранительные органы.
Однако основой обороны являются Вооруженные силы Украины, обеспечивающие защиту ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от вооруженной агрессии.
Организация и управление подготовкой обороны государства в мирное время включает:
— прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
— осуществление мероприятий во внешнеполитической сфере, направленных на предотвращение вооруженного конфликта и отпор вооруженной агрессии;
— формирование и реализацию военной, военно-экономической, военно-технической и военно-промышленной политики государства;
— усовершенствование структуры, уточнение заданий и функций Вооруженных сил Украины и других военных формирований, обеспечение необходимой численности их личного состава, а также их развитие; подготовка и поддержка на надлежащем уровне боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне государства, планирование их применения;
развитие военно-промышленного комплекса, создание благоприятных условий для мобилизационного развертывания сфер национальной экономики с целью производства в необходимых объемах вооружения, военной техники и имущества;
- обеспечение Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, и правоохранительных органов подготовленными кадрами, вооружением, военной и иной техникой, продовольствием, вещевым имуществом, иными материальными и финансовыми ресурсами;
— развитие военно-технического сотрудничества с иными государствами с целью обеспечения Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, и правоохранительных органов вооружением, военной техникой и имуществом, которые не производятся в Украине;
— подготовку национальной экономики, территории, органов государственных властей, органов военного управления, органов местного самоуправления, а также населения к действиям в особый период;
— создание государственного материального резерва и резервных фондов денежных средств;
— обеспечение охраны государственной границы Украины;
— военно-патриотическое воспитание граждан Украины, подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах Украины, обеспечение престижа военной службы;
— обеспечение развития военной науки для создания высокоэффективных средств вооруженной борьбы;
— защита информационного пространства Украины и ее вхождение в мировое информационное пространство, создание развитой инфраструктуры в информационной сфере;
— обеспечение открытого и демократического гражданского контроля в сфере обороны в порядке, определенном законодательством, и соблюдение требований относительно сохранения государственной тайны.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530