logo search
С

29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия

Центральным специализированным органом государственного управления агропромышленным комплексом является Министерство аграрной политики Украины как орган исполнительной власти.

Правовое положение и полномочия Минагрополитики Украины определяются Положением о Министерстве гграрной политики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1. Согласно этому акту Министерство аграрной политики Украины выступает правопреемником Министерства агропромышленного комплекса Украины и главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики, продовольственной безопасности государства, государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции.

Этим документом определены основные полномочия Минагрополитики как субъекта административного права. К этим полномочиям относятся:

— обеспечение реализации государственной аграрной политики, организация разработки и осуществления мероприятий по гарантированию продовольственной безопасности;

— обеспечение осуществления государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции (дальше — отрасли агропромышленного производства);

— организация и обеспечение проведения аграрной реформы, осуществление ее мониторинга, разработка и реализация мероприятий по структурной перестройке отраслей агропромышленного производства, участие в реализации государственной политики в сфере предпринимательства;

— участие в формировании и реализации социальной политики в сельской местности;

— координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местности, обеспечение продовольственной безопасности государства, проведение аграрных реформ.

Министерство аграрной политики Украины в соответствии с возложенными на него задачами:

— обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление на предприятиях всех форм собственности государственного контроля за качеством производимой ими сельскохозяйственной продукции и сырья, их сохранением и реализацией, в том числе во время осуществления экспортно-импортных операций;

— координирует вместе со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов проведение земельной реформы, мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и восстановления их продуктивной ценности, определение основных направлений государственной политики в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения;

— осуществляет анализ деятельности, макроэкономическое прогнозирование и нормативное планирование развития отраслей агропромышленного производства с учетом спроса и предложения на продовольственные товары;

— принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по реформированию имущественных и земельных отношений в сфере агропромышленного производства;

— координирует деятельность предприятий, связанную с проведением государственных испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и объектов селекции в животноводстве, осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за качеством техники и оборудования, горюче-смазочных материалов, запасных частей, семян, племенных (генетических) ресурсов, организует работу, направленную на развитие семеноводства, питомничества, племенного дела в животноводстве; проводит бонитировку (комплексную оценку) сельскохозяйственных животных и птиц;

— обеспечивает в границах своих полномочий проведение мониторинга, экономического анализа уровня и динамики цен на мировом, отечественном и региональных рынках продовольствия, готовит предложения относительно проведения ценовой политики на рынке продукции отраслей агропромышленного производства, обеспечивает создание системы информирования о спросе и предложениях на указанном рынке;

— осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о защите растений, пестицидах и агрохимикатах, обеспечением безопасного использования результатов роста растений;

— разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры в АПК (аграрные биржи, аукционы скота, оптовые продовольственные рынки, обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, кредитные союзы, страховые компании, выставки, ярмарки и т. п.);

— разрабатывает предложения по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повышению плодородия почв, принимает участие в разработке и в установленном порядке утверждает условия эксплуатации мелиоративных систем в случае приватизации имущества сельскохозяйственных предприятий, которые имеют в своем пользовании мелиоративные земли;

— обеспечивает в соответствии с законодательством государственное управление племенным делом в животноводстве;

— обеспечивает через Государственный департамент ветеринарной медицины проведение государственной политики в области ветеринарной медицины и осуществление государственного ветеринарного контроля, государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также охраны территории Украины от занесения возбудителей карантинных болезней животных;

— осуществляет организационное и медицинское обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей в учебных заведениях, которые относятся к сфере управления Министерства аграрной политики Украины, оказывает содействие кадровому обеспечению предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления;

— организовывает и осуществляет государственный контроль за обеспечением сохранности материальных ценностей и их использованием, состоянием и достоверностью ведения бухгалтерского учета и отчетности, соблюдением требований законодательства о борьбе с коррупцией на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые относятся к сфере управления Министерства аграрной политики Украины.

Решения Министерства аграрной политики Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.

Министр аграрной политики Украины несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за состояние дел в отраслях агропромышленного производства.

В состав Минагрополитики входят следующие структурные подразделения: Управление по обслуживанию работы Министра; Департамент кадровой политики, аграрного образования и науки; Департамент организационной работы; Юридическое управление; Управление реформирования управления АПК и социально-трудовых отношений; Департамент стратегии развития аграрной экономики; Департамент финансово-кредитной и налоговой политики; Департамент международной интеграции, инвестиционной политики и развития аграрного бизнеса; Управление организации и методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности; Управление ревизии и контроля; Департамент рынков продукции растениеводства и развития семеноводства; Департамент рынков продукции животноводства с Главной государственной племенной инспекцией; Главная государственная инспекция качества и сертификации сельскохозяйственной продукции (отдел); Департамент развития социальной инфраструктуры сельской местности; Департамент научно-технической политики; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин, оборудования и качеством горюче-смазочных материалов; Отдел охраны труда, пожарной безопасности и безопасности дорожного движения; Департамент реформирования сельского хозяйства; Департамент развития предпринимательства и инфраструктуры сельскохозяйственных рынков; Управление государственной собственностью и приватизацией.

На основе Положения о Министерстве аграрной политики Украины разрабатываются соответствующие положения об областных и районных управлениях сельского хозяйства и продовольствия.

Полномочия Главного областного управления Министерства аграрной политики определены Типовым положением о Главном управлении сельского хозяйства и продовольствия областной, управлении сельского хозяйства и продовольствия Севастопольской городской государственной администрации. Этот акт утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1. Главное управление сельского хозяйства и продовольствия является структурным подразделением областной, Севастопольской городской государственной администрации, подотчетным и подконтрольным председателю соответствующей госадминистрации и Минагрополитики.

Свою управленческую деятельность управление осуществляет соответственно задачам и компетенции, которые определены Типовым положением. Важнейшими из них следует считать полномочия относительно его участия в формировании и реализации государственной аграрной политики, организации разработки и осуществления мероприятий по гарантированию продовольственной безопасности государства; разработке и осуществлении мероприятий по государственной поддержке и защите товаропроизводителей, содействие демонополизации производства и развитию конкуренции в агропромышленном комплексе, формировании рыночной инфраструктуры, создании благоприятных экономических, материально-технических и социальных условий для ускоренного развития реформированных хозяйств; участии в формировании и реализации социальной политики на селе; обеспечений равных условий для развития всех форм собственности и хозяйствования в отраслях агропромышленного производства; организации работы по вопросам семеноводства и питомничества, сортоиспытания и защиты растений, племенного дела, научного и кадрового обеспечения, стандартизации, карантинного режима, охраны труда и техники безопасности.

Областное управление готовит предложения к проектам программ социально-экономического развития соответствующей территории и проектам местного бюджета; составляет местные балансы обеспечения сельской местности трудовыми, сырьевыми, продовольственными, материально-техническими и энергетическими ресурсами и вносит предложения относительно их удовлетворения.

К его компетенции отнесено содействие формированию инфраструктуры аграрного рынка и развития предпринимательства в сферах агропромышленного производства; обеспечение государственной поддержки предпринимательства в сельской местности, в частности, фермерских хозяйств и личных крестьянских хозяйств; обобщение практики реформирования сельского хозяйства, внесение предложений по этим вопросам Минагрополити-ки и разработка мероприятий и рекомендаций по вопросам реформирования сельского хозяйства.

Оно обеспечивает, в пределах полномочий, определенных законодательством, соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности требований законодательства об охране труда, контроль за техническим состоянием машин и оборудования, пожарной безопасности и безопасности дорожного движения, соблюдение законодательства об охране окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов.

Областное управление сельского хозяйства и продовольствия осуществляет планирование, организацию, ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов в отраслях агропромышленного производства.

Важными являются полномочия управления анализировать состояние ценовой политики и представлять Минагрополитики предложения относительно ее проведения с целью обеспечения ценового паритета на сельскохозяйственную продукцию, работы и услуги предприятий иных отраслей экономики, а также представлять Минагрополитики предложения относительно внесения в установленном порядке изменений в условия налогообложения, кредитования, государственной поддержки субъектов хозяйствования всех форм собственности отраслей агропромышленного производства.

В процессе своей деятельности областное управление взаимодействует с иными подразделениями областной (городской) государственной администрации, представительными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан.

Правомочия управления (отдела) сельского хозяйства и продовольствия районной государственной администрации определены соответствующим Типовым положением, которое утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 г.1

Органом государственного управления землями сельскохозяйственного назначения, которые выступают главным средством производства в сельском хозяйстве, является Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем). Он является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра экологии и природных ресурсов Украины. Правовое положение и компетенция Госкомзема определена Положением о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденным Указом Президента Украины от 14 августа 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями)2.

Госкомзем Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые относятся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно совершенствования этого законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины. В пределах предоставленных полномочий Госкомзем Украины организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Госкомзем принимает участие в подготовке предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинга земель, ведения государственного земельного кадастра и обеспечения ее реализации; координирует проведение земельной реформы в Украине; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; организует и обеспечивает ведение государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства; осуществляет разработку и участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений, рационального использования, охраны и мониторинга земель, восстановления плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра.

В соответствии с возложенными задачами Госкомзем осуществляет государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, в том числе установленного порядка изъятия и предоставления земельных участков, режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями их предоставления собственникам и землепользователям.

Госкомзем имеет право организовывать и обеспечивать проведение работ по денежной, в том числе экспертной, оценке земель, готовит предложения относительно совершенствования методики и порядка проведения таких работ; обеспечивать разработку и осуществление организационных, экономических, экологических и иных мероприятий, направленных на рациональное использование земель, их защиту от вредных антропогенных влияний, а также на воспроизведение и повышение плодородия почв, производительности земель, обеспечение режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по развитию рынка земель, кредитных отношений и совершенствования системы налогообложения; готовить вместе с иными центральными органами исполнительной власти предложения относительно совершенствования защиты права собственности на землю и права пользования землей; принимать участие в формировании инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики, а также имеет другие права.

На местах контроль за использованием земель в системе Гос-комзема возложен на областные, Киевское и Севастопольское городские главные управления земельных ресурсов, городские (городов областного и районного подчинения) управления (отделы) земельных ресурсов и районные отделы земельных ресурсов согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1.