logo search
С

16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения

В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями1.

Ю. П. Битяк определяет административное принуждение как систему средств психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности2.

Административное принуждение является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему. Одновременно следует отметить, что административное принуждение характеризуется и своими собственными чертами, которые дают возможность отличить его от уголовно-правового, дисциплинарно-правового, гражданско-правового и иных видов государственного принуждения.

1. Как правило, административное принуждение используется в сфере государственного управления, для охраны государственно-управленческих отношений.

2. Применять меры административного принуждения уполномочен достаточно широкий круг государственных органов и должностных лиц.

3. Административное принуждение, в отличие от уголовно-пра-

вового, применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.

4. Административное принуждение, в отличие от дисциплинарного, применяется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационной подчиненности между сторонами правоотношения.

5. Применение мер административного принуждения регулируется нормами административного права.

Довольно важным является вопрос соотношения мер административно-правового принуждения и принудительных мер, предусмотренных нормами административного права. При этом следует отметить, что административно-правовое принуждение полностью регулируется нормами административного права. Вместе с тем, к мерам принуждения административного характера относятся, кроме вышеуказанных, меры дисциплинарного принуждения и дисциплинарной ответственности, которые регламентируются нормами административного права (дисциплинарная ответственность государственных служащих, военнослужащих, студентов и др.).

На основании изложенного можно сделать вывод, что административное принуждение — вид государственного принуждения, который применяется правомочными государственными органами (должностными лицами) с целью предупреждения и прекращения административного проступка, а также обеспечения привлечения виновного к административной ответственности.

Относительно видов административного принуждения следует отметить, что в административно-правовой науке нет единой точки зрения по этому поводу. Большинство ученых считают, что можно выделить такие виды: меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного взыскания.

В отличие от этой точки зрения Д. Н. Бахрах отрицает существование такого вида административного принуждения, как меры административного предупреждения, считая, что административное принуждение применяется только в случае совершения административного проступка. Им выделяется такой вид административного принуждения как восстановительные меры1.

Принимая во внимание, что и первая, и вторая точки зрения весьма интересны, следует рассмотреть их более детально.

В отличие от других видов административного принуждения, применение административно-предупредительных мер не связано с совершением административного проступка, то есть оно призвано предупредить его. Данные меры внешне сходны с профилактическими. Однако по своей сути и порядку применения профилактическими мерами их считать нельзя, поскольку они предусматриваются и применяются в одностороннем властном порядке без согласия тех, относительно кого они реализуются. Следующим различием между предупредительными мерами и иными мерами административного принуждения является то, что основанием применения первых может быть как предупреждение противоправных действий (мелкое хулиганство, управление транспортным средством в состоянии опьянения), так и стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии. Вторые меры административного принуждения применяются только по отношению к правонарушителю.

Нет единого нормативно-правового акта, предусматривающего перечень таких мер. Они предусмотрены КоАП Украины, Таможенным кодексом Украины, законами «О милиции»1, «О Службе безопасности»2, «О борьбе с коррупцией»3, «Об оперативно-розыскной деятельности»4, «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О правовом режиме военного положения» и т. д. В то же время, следует отметить, что исчерпывающего перечня данных мер также не существует.

В административной науке принято выделять такие меры административного предупреждения, как:

— проверка документов;

— досмотр вещей и личный досмотр;

— осуществление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

— реквизиция имущества;

— введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях;

— закрытие участков государственной границы;

— контроль и надзорные проверки;

— профилактические медицинские осмотры работников некоторых профессий;

— ограничение или запрет движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог при возникновении угрозы общественной безопасности и т. д.

Меры административного пресечения в отличие от предыдущих связаны с совершением административного проступка и применяются с целью прекращения дальнейшего его совершения, недопущения наступления более тяжких противоправных последствий и обеспечения возможности привлечения виновного лица к административной ответственности.

Административное пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя, поскольку не дает ему возможности продолжать противоправное действие и усугубить свою вину.

Меры административного пресечения следует отличать от мер административного взыскания. Фактическим основанием последних является административный проступок, то есть виновное действие. Административное пресечение может применяться как к виновным действиям, так и к объективно противоправным невиновным действиям (совершенным невменяемым лицом или лицом до 16 лет). В ряде случаев административное пресечение применяется при совершении преступления. Кроме того, меры административного пресечения могут применяться к лицам, наделенным депутатским, дипломатическим иммунитетом, работникам органов внутренних дел, военнослужащим (которые за совершенный проступок привлекаются, в ряде случаев, к дисциплинарной ответственности по нормам административного права).

Единого нормативного акта, который регулировал бы систему мер административного пресечения нет и их применение регламентируется многочисленными подзаконными нормативными актами, что создает определенные трудности в их реализации.

В административной науке меры административного пресечения принято классифицировать на виды, в частности: общие, специальные, процессуальные.

К общим мерам административного пресечения можно отнести: принудительное лечение; приостановление работ; временное отстранение от управления транспортным средством; отстранение от работы, обучения; запрет эксплуатации механизмов и др. Данные меры могут применяться и к физическим, и, соответственно, к юридическим лицам.

Специальные меры, в отличие от общих, применяются только к физическим лицам. Такими мерами являются: средства физического воздействия; специальные средства (наручники, слезоточивый газ); огнестрельное оружие.

Процессуальные меры административного пресечения направлены на обеспечение возможности привлечения лица, совершившего административный проступок, к административной ответственности. Данные меры предусмотрены статьями 260-267 КоАП: административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие предметов и документов, отстранение.