logo search
С

15.3. Правовой режим военного положения

Военное положение — это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности. Он предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности. Введение военного положения обусловливает ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, Законы Украины «О введении режима военного положения»1, «О Вооруженных силах Украины»2, «Об обороне Украины»3 и другие нормативно-правовые акты.

Введение военного положения осуществляется Президентом Украины путем издания указа, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины на протяжении двух дней и немедленному объявлению через средства массовой информации.

В указе должно быть указано:

— обоснование необходимости введения военного положения;

— границы территории, на которой вводится военное положение, время введения и срок, на который оно вводится;

— задачи военного командования, органов государственной власти и органов местного самоуправления по введению и осуществлению мероприятий правового режима военного положения;

— исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничивают в связи с введением военного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

В условиях военного положения руководство Вооруженными силами Украины и другими военными формированиями осуществляет Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил Украины через Генеральный штаб Вооруженных сил Украины. Министерство обороны Украины в условиях военного положения действует в соответствии с Положением о Министерстве обороны Украины, которое утверждается Президентом Украины.

Президент Украины, Верховная Рада Украины, органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации осуществляют свои полномочия и обеспечивают исполнение мер, предусмотренных Законом Украины «О правовом режиме военного положения».

На территории, где введено военное положение, руководство в сфере обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности осуществляется соответствующим военным командованием в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а в местностях, где ведутся боевые действия — введение и осуществление мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование.

Введение военного положения предусматривает наличие особенностей действия нормативно-правовых актов, в частности, нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым, решений Совета министров Автономной Республики Крым, решений местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые касаются прав и свобод человека и гражданина, ограничиваемых в связи с введением военного положения, временно не применяются.

Военному командованию предоставляется право вместе с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а если это не возможно, то самостоятельно вводить и осуществлять такие меры:

— вводить трудовую повинность для трудоспособного населения, не привлеченного к работе в оборонной сфере и сфере его жизнеобеспечения, не забронированного за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени, с целью привлечения к исполнению работ, имеющих оборонный характер;

— изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, иных центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан.

— устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;

— вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальные режимы светомаскировки;

— устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств;

— проверять документы у граждан, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;

— в порядке, установленном Конституцией Украины и законами Украины, ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если они угрожают суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан;

— осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиооргани-заций, театральных, концертно-зрелищных и других предприятий, учреждений, организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и издательства для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения;

— запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и отравляющими веществами, а также алкогольными напитками и веществами, изготовленными на спиртовой основе;

— изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений, организаций также учебную и боевую технику, взрывчатку, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и отравляющие вещества;

— устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих и размещению военных частей, подразделений и учреждений;

— проводить эвакуацию населения из мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, имеющих важное государственное, хозяйственное и культурное значение.

15.4. Режим государственной тайны

Государственная тайна — это вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может навредить национальной безопасности Украины, и которые признаны в порядке, установленном действующим законодательством, государственной тайной и подлежат охране государством.

Правовой основой режима государственной тайны являются Конституция Украины, законы Украины «О государственной тайне» (в редакции от 21.09.1999 г.)1, «Об информации», международные договоры и иные нормативно-правовые акты.

В соответствии с Законом «О государственной тайне» к государственной тайне относится информация:

— в сфере обороны: о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, численности, дислокации, боевой и мобилизационной готовности, боевой и другой военной подготовке, вооружении и материально-техническом оснащении Вооруженных сил Украины и других военных формирований, о силах и средствах Гражданской обороны Украины, о возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов относительно защиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, геодезических, картографических и гидрометеорологических данных, а также характеристиках, имеющих значение для обороны и т. д.;

— в сфере экономики, науки и техники: о запасах и объемах поставок стратегических видов сырья и материалов, об общем объеме поставок, отпуска, заложения, обновления размещения и фактических запасах государственного резерва; об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства; о планах, содержании, объемах финансирования и исполнения государственного заказа для нужд обороны и безопасности; о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностях, связанных с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранении, охране и защите от подделок; о научных, научно-исследовательских, исследовательско-конструкторских и проектных работах, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, которые имеют важное оборонное или экономическое значение и т. д.;

— в сфере внешних отношений: о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленных на обеспечение ее национальных интересов и безопасности; о военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом причинит вред национальной безопасности Украины и т. д.;

— в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка: о личном составе органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность; о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, которые проводят такую деятельность и т. д.

Предусматриваются такие степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».

Одновременно, вышеназванный закон предусматривает перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, если при этом будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, причиняться вред здоровью и безопасности населения:

— о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;

— об авариях, катастрофах, опасных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;

— о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— иная информация, которая в соответствии с законами и международно-правовыми договорами не может быть засекречена.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется мотивированным решением государственного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.

Следует иметь ввиду, что решение об отнесении информации к государственной тайне действует на протяжении определенного срока, а именно: для информации со степенью секретности «особой важности» — не более 30 лет, для информации «совершенно секретно» — 10 лет, для информации «секретно» — 5 лет. После окончания предусмотренного срока действия режима секретности эксперт по вопросам тайн делает вывод об отмене решения об отнесении сведений к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах вышеуказанных сроков. В то же время необходимо отметить, что Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн или по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций или граждан может устанавливать более продолжительный срок действия решений.

За нарушение законодательства о государственной тайне виновные лица (граждане и должностные лица) несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Административная ответственность наступает в соответствии со статьей 212 КоАП Украины за: несоблюдение установленного законодательством порядка передачи государственной тайны другому государству или международной организации; засекречивание информации, не подлежащей засекречиванию; нарушение установленного законодательством порядка предоставления допуска и доступа к государственной тайне, а также непринятие мер по обеспечению контроля за охраной государственной тайны.