9.2. Управление государственной службой
Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:
а) это практическая деятельность относительно определения основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы;
б) это функция государственных органов, которая осуществля-
ется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами;
в) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;
г) управление базируется на принципах законности, гласности,
подчиненности государственным органам и должностным лицам высшего уровня государственных органов и государственных служащих низшего уровня, единства основных требований, предъявляемых к государственным служащим, стабильности государственной службы.
Органы управления государственной службой — это специальные государственные органы или подразделения государственных органов, к компетенции которых относится обеспечение и развитие системы государственной службы. При этом следует иметь в виду, что среди них можно выделить органы обеспечения государственной службы и органы управления государственной службой. Орган обеспечения государственной службы — это орган или, как правило, подразделение государственного органа, задачами которого является выполнение или организация выполнения норм, правил и предписаний системы государственной службы относительно специфики данного государственного органа. Органом государственного управления государственной службой является орган, предназначенный поддерживать и развивать системы отношений государственной службы, ее виды, организацию управления государственной службой, ее персоналом, обеспечивать порядок, условия и процедуры реформирования государственной службы, повышение профессионализма и компетентности государственных служащих.
Руководство государственной службой осуществляет Президент Украины, которому она и подчиняется. С этой целью создается Координационный совет по вопросам государственной службы при Президенте Украины (далее — Совет), который является постоянно действующим консультативно-совещательным органом. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и Положением о Координационном совете по вопросам государственной службы при Президенте Украины (утв. Указом Президента от 21.03.2000 г.)1.
Основными задачами Совета являются:
— определение путей, средств и форм реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы, объединение усилий государственных органов по повышению ее эффективности;
— рассмотрение проектов реформирования системы государственной службы и подготовка предложений к плану мер по ее внедрению, анализу и возможному корректированию действий;
— рассмотрение проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы, службы в органах местного самоуправления, кадрового обеспечения государственной службы и государственных предприятий, учреждений, организаций;
— анализ взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти относительно реализации кадровой политики и по вопросам государственной службы, подготовка предложений относительно повышения эффективности этой работы;
— рассмотрение вопросов и предложений относительно оптимизации и усовершенствования управления государственной службой;
— анализ состояния и эффективности использования интеллектуального и управленческого потенциала государства, разработка мероприятий по стимулированию работы, усиление правовых гарантий, материальной и моральной защищенности государственных служащих, а также совершенствование административной культуры, повышение ответственности и предупреждение проявлений коррупции среди государственных служащих, усиление общественного доверия к государственной службе;
— анализ состояния и рассмотрение мер по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, а также проведение научных исследований по вопросам государственной службы;
— изучение и разработка предложений по внедрению отечественного и международного опыта по вопросам государственного управления, государственной службы, кадрового менеджмента.
С целью изучения и рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, Совет имеет право: формировать в случае необходимости комиссии, экспертные и рабочие группы, привлекать в установленном порядке работников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также ученых и ведущих специалистов; получать безвозмездно в установленном порядке необходимую для его деятельности информацию, документы, материалы и статистические данные; заслушивать на своих заседаниях информацию руководителей министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, государственных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Совета.
Функции рабочего органа Совета выполняет Главное управление государственной службы Украины.
Главное управление государственной службы Украины (далее Главгосслужба) — является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом (то есть органом, который имеет определенные Конституцией Украины и законодательством Украины особые задачи и полномочия. Относительно него устанавливается специальный порядок образования, реорганизации, ликвидации, подконтрольности, подотчетности, а также назначения и увольнения руководителей и решения других вопросов), правовой статус которого определяется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, постановлениями КМУ и Положением о Главном управлении государственной службы Украины (утв. Указом Президента от 2 октября 1999 г.)1. С момента создания Главгосслужбы ее правовой статус изменялся. Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 1994 г. «Об утверждении Положения о Главном управлении государственной службы при Кабинете Министров Украины» она была центральным органом исполнительной власти, подведомственным Правительству. В соответствии с Указом Президента «О повышении эффективности системы государственной службы» от 11 февраля 2000 г. Главгосслужба Украины представляет собой центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, подконтрольный и подотчетный Президенту Украины2.
В соответствии с п. 4 Положения Главгосслужба:
— разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к его компетенции;
— проводит анализ фактического состава государственных служащих и готовит предложения государственным органам о повышении эффективности их работы;
— ведет компьютерный учет данных о государственных служащих первой-третьей категорий;
— осуществляет меры по усовершенствованию конкурсного отбора на государственную службу, проведению аттестации государственных служащих с обеспечением объективной оценки их деятельности;
— готовит и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения об отнесении существующих должностей государственных служащих, которые не перечислены в статье 25 Закона Украины «О государственной службе», а также новых должностей государственных служащих к соответствующим категориям;
— готовит проекты актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины о присвоении рангов государственным служащим, которые занимают должности, отнесенные к первой и второй категориям;
— представляет выводы относительно назначения на должности и увольнения с должностей первых заместителей и заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти, которые отвечают за работу кадровых служб, предварительно рассматривает вопросы о назначении на должности и увольнении с должностей руководителей кадровых служб этих органов, а также руководителей аппарата и руководителей кадровых служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, директоров региональных центров повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций;
— осуществляет методическое руководство работой с кадровым резервом, анализирует предложения центральных и местных органов исполнительной власти относительно формирования кадрового резерва на должности государственных служащих, назначение на которые осуществляется Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины, а также Кабинетом Министров Украины, и обобщенные материалы ежегодно представляет на рассмотрение Кабинету Министров Украины;
— осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение проявлений коррупции среди государственных служащих, обобщает отчетность центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам соблюдения требований Закона Украины «О борьбе с коррупцией»1 и подает ее Кабинету Министров Украины;
— проверяет в государственных органах и органах местного самоуправления соблюдение требований Законов Украины «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией» и других актов законодательства по вопросам государственной службы и др.
Для выполнения задач, возложенных на Главгосслужбу, она имеет право: привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции; формировать в случае необходимости комиссии и экспертные группы с привлечением ученых, сотрудников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (по согласованию с их руководителями) для подготовки проектов актов законодательства, осуществления их экспертизы и предоставления разъяснений; получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций статистические данные, другие документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на нее задач; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к ее компетенции; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения соответствующих международных договоров Украины.
Одним из важных направлений деятельности Главгосслужбы является проведение проверок, регламентируемых Положением о порядке проведения Главгосслужбой проверок (утв. приказом Главгосслужбы от 18 мая 2000 г.)1. Объектами таких проверок выступают государственные органы и органы местного самоуправления на предмет:
— установления фактического состояния соблюдения единой государственной политики в сфере государственной службы, повышения ее эффективности, соблюдения государственными органами и органами местного самоуправления правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу и участие в местном самоуправлении;
— установления фактического состояния выполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам борьбы с коррупцией и предупреждения ее проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления;
— составление и предоставление практических рекомендаций относительно повышения эффективности деятельности по вопросам, которые проверялись, устранение выявленных недостатков и предотвращение их в будущем.
Право проводить проверки принадлежит: а) должностным лицам Главгосслужбы; б) лицам, привлеченным Главгосслужбой к проведению проверки в качестве специалистов или экспертов из других учреждений и организаций, в том числе контрольных, налоговых, таможенных или правоохранительных органов. Следует отметить, что правовой статус вышеуказанных лиц при проведении проверок неодинаковый. Должностные лица Главгосслужбы имеют право:
— получать в установленном порядке информацию и документацию относительно правовых, организационно-распорядительных, финансово-экономических оснований и обоснованности подготовки, рассмотрения, принятия и издания нормативно-правовых, административных, распорядительных, других актов и документов (постановлений, решений, распоряжений, приказов, положений, инструкций, стандартов, порядков, указаний, инструктивных писем и т. п.) о соблюдении Законов Украины «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», других актов законодательства по вопросам государственной службы;
— получать от должностных лиц объекта, на котором проводится проверка, необходимые справки, сведения, статистические данные, другую информацию;
— требовать и получать от должностных лиц объекта проверки устные и письменные объяснения по вопросам, касающимся предмета проверки;
— предъявлять руководителям, другим должностным лицам объекта проверки требования по неотложному устранению выявленных нарушений, которые требуют немедленного реагирования, отдельно указав об этом в акте проверки;
— в случае необходимости исследовать вопросы, требующие специальных знаний, ставить перед руководством Главгосслужбы вопрос о привлечении к проверке на любой стадии специалистов или экспертов.
В отличие от полномочий должностных лиц Главгосслужбы, на должностные лица, уполномоченные проводить проверки от имени Главгосслужбы, возлагаются следующие обязанности: строго придерживаться требований Конституции Украины, Законов Украины «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», иных актов действующего законодательства; проводить проверку в соответствии с утвержденной программой и планом проведения названного мероприятия; строго придерживаться принципов законности, полноты, объективности, достоверности и доказательности результатов проверки; не вмешиваться в оперативную деятельность объекта проверки, без необходимости не обнародовать свои выводы до завершения проверки и др.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530