logo search
С

8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций

В законодательстве Украины по вопросам прав человека и гражданина важное место занимают законы о свободе совести и религиозных организациях. Правовую основу деятельности последних составляют Конституция Украины, которая провозглашает, что каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания, а также Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г.1

В Законе подтверждаются конституционные положения о том, что ни одна из религий не может быть признана в качестве государственной или обязательной, а религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных организаций. Но и религиозные организации не имеют права вмешиваться в дела государства, принимать участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельность политических партий, а также предоставлять им материальную и другую помощь.

В соответствии с Законом, религиозные организации в Украине создаются с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и могут существовать в виде религиозных общин, управлений и центров, монастырей, религиозных братств, миссионерских обществ (миссий), духовных учебных заведений, а также объединений, которые состоят из перечисленных организаций.

Религиозная община является местной организацией верующих граждан одного и того же культа, вероисповедания, направления, течения или толка, которые добровольно объединились с целью удовлетворения религиозных потребностей.

Закон не дает определения других видов религиозных организаций, отмечая лишь, что религиозные управления и центры, монастыри, братства, миссии и духовные учебные заведения действуют на основании своих уставов, зарегистрированных установленным образом, потому что они являются юридическими лицами. Что касается религиозной общины, то она может и не иметь статуса юридического лица, а сообщение о ее создании в государственные органы не является обязательным.

Административно-правовые отношения возникают в процессе государственной регистрации религиозных объединений, осуществления ими полномочий юридического лица, контроля государственных органов за деятельностью религиозных объединений и их ликвидации.

Религиозная организация признается юридическим лицом с момента государственной регистрации ее устава или положения.

Для получения религиозной организацией статуса юридического лица граждане, ее учредившие, в количестве не менее десяти, достигшие 18-летнего возраста, подают заявление и устав в местную государственную администрацию. Религиозные центры, управления и монастыри, религиозные братства, миссии и духовные учебные заведения подают устав на регистрацию в государственный орган Украины по делам религий.

В необходимых случаях орган, который осуществляет регистрацию устава, может потребовать заключение местной государственной администрации, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета, а также специалистов.

Деятельность религиозной организации может быть прекращена в связи с ее реорганизацией или ликвидацией.

Реорганизация или ликвидация религиозной организации производится по решению ее учредителей или суда.

В судебном порядке деятельность религиозной организации прекращается лишь в случаях, установленных в законе, а именно:

— при совершении религиозной организацией действий, запрещенных законодательством;

— при объединении обрядовой или проповеднической деятельности религиозной организации с посягательствами на жизнь, свободу, здоровье и достоинство лица;

— при систематическом нарушении религиозной организацией установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий;

— при побуждении граждан к невыполнению их конституционных обязанностей или действий, которые сопровождаются грубыми нарушениями общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций.