7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.
Предприятия и учреждения различаются по назначению.
В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
Учреждение является некоммерческой организацией, выполняющей социально-культурные или административно-политические функции. Учреждениями создаются ценности, в общем, непроизводственного характера.
Предприятия могут быть унитарными или корпоративными; частными, государственными или коммунальными; иметь разную организационно-правовую форму. Различаются предприятия также отраслевой принадлежностью (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, торговли и т. п.).
В Украине могут действовать предприятия таких видов:
— частное предприятие, основанное на собственности физического лица;
— коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;
— хозяйственное общество;
— предприятие, основанное на собственности объединения граждан;
— коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной общины;
— государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.
Учреждения могут быть государственными, коммунальными.
Казенные предприятия являются новой категорией для украинского законодательства. Особенностью этого вида предприятий является, во-первых, то, что оно имеет имущество на праве оперативного управления, а не полного хозяйственного ведения, как другие государственные предприятия. Распоряжаться основными фондами казенное предприятие может лишь с разрешения органа управления соответствующим имуществом. Кроме того, управление предприятием осуществляют соответствующие органы исполнительной власти. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия осуществляется по решению Кабинета Министров Украины, который, вдобавок, утверждает устав и назначает руководителя такого предприятия.
Основанием для преобразования государственного предприятия в казенное является наличие одного из условий:
— предприятие осуществляет деятельность, которая отнесена к исключительной государственной деятельности,
— больше 50% продукции такого предприятия потребляет государство,
— предприятие является субъектом природных монополий. Предприятия на добровольных основах могут объединять свою
производственную, научную, коммерческую и другую деятельность и создавать хозяйственные объединения: ассоциации, корпорации, концерны и консорциумы.
Новый Гражданский кодекс устанавливает несколько иные виды юридических лиц, при этом предприятие среди них прямо не упоминается.
Так, юридическим лицом является организация, созданная путем объединения лиц и/или имущества, которая наделяется правоспособностью и может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо может быть создано одним лицом, если это не запрещено законом.
Юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридические лица частного права и юридические лица публичного права.
Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов.
Юридическое лицо публичного права создается распорядительным способом органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым и органом местного самоуправления.
Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений, в других формах, установленных законом.
Обществом, в соответствии с новым Гражданским кодексом Украины, является организация, созданная путем объединения лиц (участников), которые имеют право участия в этом обществе.
Учреждением по Гражданскому кодексу является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями) путем объединения (выделения) имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.
Общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками, могут быть организованы только как хозяйственные общества (акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, полное общество и коммандитное общество) или производственные кооперативы.
Хозяйственными обществами признаются юридические лица с разделенным на доли уставным капиталом.
Хозяйственные общества могут быть созданы в форме полного общества, коммандитного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерного общества.
Участниками хозяйственных обществ могут быть юридические и физические лица.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
Хозяйственное общество (за исключением полного и коммандитного обществ) может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество) признается зависимым хозяйственным обществом, если другому (преобладающему) хозяйственному обществу принадлежат 20 или больше процентов уставного капитала, (в случае акционерных обществ 20 или больше процентов простых акций) первого хозяйственного общества.
Хозяйственное общество, которое приобрело или иным образом получило 20 или более процентов уставного фонда общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, или 20 или больше процентов простых акций акционерного общества, обязано сделать достоянием гласности эту информацию в порядке, предусмотренном законом.
Полным признается общество, участники которого (полные участники) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и отвечают по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Коммандитным признается общество, в котором вместе с участниками, осуществляющими от лица общества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам общества всем своим имуществом (полными участниками), есть один или несколько участников (вкладчиков, коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сумм их вкладов, и не принимают участия в деятельности общества.
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на части определенных уставом размеров.
К обществам с дополнительной ответственностью относятся учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на части, размер которых определен уставом.
Акционерным является общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных предприятий, определяются законами и иными нормативно-правовыми актами о приватизации государственных предприятий.
Акционерное общество, проводящее открытую подписку на акции, обязано ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, сведения о прибылях и убытках, а также иную информацию, предусмотренную законом.
Акционерное общество может быть создано юридическими и физическими лицами.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или может состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны быть зарегистрированы и подлежат опубликованию.
- Предисловие
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- Раздел III. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава 18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- Раздел V. Административный процесс Глава 19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава 22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава 23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава 32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава 33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава 34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава 35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- Раздел IX. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава 39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава 40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава 41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава 42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава 43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Содержание
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение 267
- Глава 34 управление наукой 365
- Глава 35 управление здравоохранением 383
- Глава 36 управление культурой и искусством 402
- Глава 42 управление внутренними делами 504
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 522
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 530