logo search
С

9.5. Ответственность государственных служащих

Юридическая ответственность государственных служащих выступает важным элементом их правового статуса и может быть определена как предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой проявляется государственное осуждение служащего, виновного в совершении правонарушения, который должен понести наказание личного или имущественного характера.

За совершение разного рода правонарушений государственные служащие подлежат определенным видам юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой.

В случае совершения преступления государственные служащие привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях, в порядке, предусмотренном УК Украины. Государственные служащие, являющиеся должностными лицами, выступают специальными субъектами должностных преступлений, которым в УК посвящена целая глава. Однако необходимо указать, что определение должностного лица, закрепленное в ст. 164 УК Украины, не совпадает с понятием должностного лица, установленным ст. 2 Закона Украины «О государственной службе».

Основными особенностями дисциплинарной ответственности является то, что она применяется в пределах служебной подчиненности, а ее основанием может выступать административный проступок, дисциплинарный проступок или нарушение морального характера. Относительно последнего следует указать, что дисциплинарная ответственность может наступить за совершение лицом проступка, позорящего его как государственного служащего или дискредитирующего государственный орган, в котором он работает. Дисциплинарная ответственность регламентируется Законом Украины «О государственной службе» и КЗоТ Украины. По отдельным видам государственных служащих указанный вид ответственности регламентируется исключительно административно-правовыми нормами, предусмотренными в законах, уставах и положениях о дисциплине. Это касается служащих органов внутренних дел Украины, Вооруженных сил Украины, органов прокуратуры, СБУ и др.

Гражданско-правовая ответственность государственных служащих наступает в порядке, предусмотренном ГК Украины.

Кроме ГК Украины, который определяет общий порядок возмещения нанесенного ущерба, гражданско-правовая ответственность отдельных категорий государственных служащих регулируется Законом от 1 декабря 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «О порядке возмещения ущерба, нанесенного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда»1.

В соответствии с положениями этого Закона возмещению подлежит ущерб, нанесенный гражданину вследствие:

— незаконного осуждения, незаконного привлечения как обвиняемого, незаконного взятия и содержания под стражей, незаконного проведения, в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела, обыска, изъятия, незаконного наложения штрафа, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, которые ограничивают права граждан. В данном случае нанесенный ущерб возмещается в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

— незаконного применения административного ареста или исправительных работ, незаконной конфискации имущества;

— незаконного проведения оперативно-розыскных действий, предусмотренных Законами Украины от 18 февраля 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 18 января 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»1, «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и другими актами законодательства.

Право на возмещение вреда возникает в случаях:

— постановления оправдательного приговора суда;

— закрытия уголовного дела из-за отсутствия совершения преступления или недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления;

— отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела;

— закрытие дела об административном проступке. Государство возмещает гражданину:

— заработок и другие денежные средства, которые он истратил вследствие незаконных действий;

— имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты по ним, ценные бумаги и проценты по ним, долю в уставном фонде хозяйственного общества, участником которого был гражданин, и прибыль, которую он не получил соответственно этой доле, другие ценности), имущество конфискованное или обращенное в доход государства судом, изъятое органами дознания или предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также имущество, на которое наложено арест;

— штрафы, взысканные во исполнение приговора суда, судебные расходы и иные расходы, уплаченные гражданином;

— суммы, уплаченные гражданином в связи с предоставлением ему юридической помощи;

— моральный ущерб.

Имущество возвращается в натуральном виде, а в случае невозможности возврата в натуральном виде его стоимость возмещается за счет тех предприятий, учреждений, организаций, которым оно было передано бесплатно. Стоимость жилых домов, квартир, других сооружений возмещается только в случае, если указанное имущество не сохранилось в натуральном виде и гражданин отказался, от предоставления ему равноценного жилого помещения с бесплатной передачей в его собственность или в случае согласия на это гражданина.

Стоимость утраченного жилища возмещается исходя из рыночных цен, которые действуют на момент обращения гражданина с ходатайством о возмещении вреда.

В случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, которым имущество было передано бесплатно, или из-за недостаточности у них средств для возмещения вреда стоимость имущества возмещается за счет государственного бюджета. Стоимость имущества определяется по ценам, которые действуют на момент принятия решения о возмещении ущерба. В случае повреждения имущества причиненный ущерб возмещается полностью.

В случае смерти гражданина право на возмещение ущерба переходит к его наследникам.

Рассматривая материальную ответственность государственных служащих, следует отметить, что она носит правовосстановитель-ный характер. Материальная ответственность наступает за проступок, который причинил материальный ущерб органу, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного ущерба. Как и для всех иных граждан, материальная ответственность может быть полной или ограниченной. Особенности материальной ответственности для военнослужащих установлены Постановлением Верховной Рады Украины «Об утверждении Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» от 23 июня 1995 г.

Административная ответственность государственных служащих наступает за совершение государственным служащим административного проступка. В целом административная ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях за некоторыми исключениями. Так, государственные служащие выступают специальными субъектами при совершении административных нарушений, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией».

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы борьбы с коррупцией, является Закон Украины «О борьбе с коррупцией». Он впервые на законодательном уровне закрепляет определение коррупции. Коррупция — это деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ. Кроме коррупции, в Законе используются такие понятия, как «коррупционные деяния» и «иные правонарушения, связанные с коррупцией». К первым относятся такие деяния, как:

а) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций, материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ, в том числе принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), существенно низшей их фактической (соответствующей действительности) стоимости;

б) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

К иным правонарушениям, связанные с коррупцией, относятся:

а) нарушение специальных ограничений относительно государственных лиц и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленных на предупреждение коррупции (ст.ст. 5, 8 Закона);

б) нарушение требований финансового контроля (ст.ст. 6, 9);

в) неприменение руководителем мер по борьбе с коррупцией (ст. 10);

г) умышленное невыполнение лицами, на которых возложены обязанности по борьбе с коррупцией, этих обязанностей (ст. 11).

До принятия Закона Украины «О борьбе с коррупцией» борьбу с этим отрицательным явлением осуществляли специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, СБУ, Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также органы прокуратуры Украины, таможенные и иные органы. С принятием вышеупомянутого Закона перечень таких органов сузился. Полномочиями борьбы с коррупцией наделены соответствующие подразделения МВД, СБУ, органов прокуратуры, иные органы и подразделения, создаваемые для борьбы с коррупцией.

За совершение коррупционных деяний одновременно наступает и административная и дисциплинарная ответственность. Специфика двойной ответственности обусловлена тем, что в этом случае происходит посягательство и на трудовые, и на административные правоотношения.

При этом необходимо иметь ввиду, что субъектами ответственности за коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, могут быть государственные служащие, народные депутаты Украины, депутаты и головы городских советов, должностные лица органов местного самоуправления. Кроме названных лиц, к субъектам коррупционных правонарушений относятся судьи, прокуроры, следователи, лица рядового и начальственного состава органов внутренних дел, сотрудники службы безопасности, должностные лица налоговой администрации, таможенной службы, а также работники аппарата судов, прокуратуры и других указанных органов, уполномоченные на выполнение функций государства (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25 мая 1998 г. «О практике рассмотрения судами дел о коррупционных деяниях и других правонарушениях, связанных с коррупцией»). В отдельных статьях Закона предусмотрены особые виды служащих (в ст. 10 — руководители, в ст. 11 — лица, уполномоченные на составление протокола о совершении коррупционного правонарушения, в ч. 2 ст. 5 — должностные лица).

Коррупционные правонарушения совершаются только при наличии прямого умысла. То есть лицо, которое осуществляет коррупционное деяние, осознает, что, будучи уполномоченным на выполнение функций государства, незаконно получает в связи с выполнением таких функций какие-либо материальные блага, льготы и стремится действовать именно таким образом.

Объектом посягательства коррупционных деяний является установленный порядок осуществления служебных полномочий лицами, уполномоченными на осуществление функций государства. Кроме того, каждое конкретное правонарушение, в зависимости от функций, которые выполняет уполномоченное лицо, характеризуется непосредственным объектом.

Объективная сторона всех коррупционных правонарушений характеризуется противоправными деяниями (действиями или бездействиями). Поскольку последствия совершения коррупционных правонарушений диспозициями конкретных норм Закона не предусмотрены, они не имеют значения для квалификации указанных деяний как коррупционных. Получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, гонорара или другого вознаграждения за научную, преподавательскую, творческую деятельность или медицинскую практику Законом не запрещено, и потому коррупционным деянием не считается.