2. Демократическое государство
Демократический характер российского государства находит свое выражение в таких структурных элементах конституцион¬ного строя, как народовластие, разделение властей, идеологиче¬ское и политическое многообразие, местное самоуправление.
Конституция закрепляет основы народовластия, которое осу¬ществляется в следующих основных формах:
• непосредственной демократии, т. е. осуществления наро¬дом своей власти непосредственно, прежде всего путем ре¬ферендума и свободных выборов;
• представительной демократии, т. е. осуществления народом своей власти через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: феде¬ральном, региональном (субъектов РФ) и местном.
Референдум РФ — всенародное голосование ее граждан по Наиболее важным вопросам государственного значения — про¬водится на всей территории федерации, на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосо¬вании и свободном участии. На федеральном уровне было проведено три российских ре¬ферендума. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента РФ, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем союза.
25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту РФ и социально-экономической политике, о досрочном прекращении полномочий Президента РФ и народ¬ных депутатов РФ. 12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии новой Конституции РФ.
Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе голосовать на ре-ферендуме, участвовать в действиях по подготовке референдума. Референдумы проводятся в порядке и сроки, установленные Фе¬деральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации».
Вопросы, выносимые на референдум субъекта РФ, местный референдум, не должны противоречить федеральному законода¬тельству.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвы¬чайного положения, а также в течение трех месяцев после их от¬мены.
Срок, в течение которого не проводится повторный рефе-рендум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, устанав¬ливается законом субъекта РФ, уставом муниципального образо¬вания, но не может превышать одного года.
Инициатива проведения референдума принадлежит гражда¬нам РФ, имеющим право на участие в референдуме.
Референдум субъекта РФ, местный референдум назначаются соответственно органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Решение о проведении рефе¬рендума РФ, референдума субъекта РФ должно быть официаль¬но опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума — не менее чем за 45 дней.
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референ¬дума, является общеобязательным и не нуждается в дополнитель¬ном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. По¬вторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Проведение региональных и местных референдумов регули¬руется законами субъектов РФ.
Выборы в Российской Федерации — это выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы; в органы государствен¬ной власти субъектов РФ — депутатов законодательных (пред¬ставительных) органов государственной власти; в органы мест¬ного самоуправления (депутатов, членов выборных органов ме¬стного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления).
Правовую основу выборов составляют федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Конституционное закрепление принципа разделения вла-стей — важная предпосылка эффективного функционирования государственной власти, которая в соответствии со ст. 10 Консти¬туции РФ осуществляется на основе разделения на законодатель¬ную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельная. Тем самым принцип разделения властей закла¬дывает основы разумного баланса властей, невмешательства од¬ной ветви власти в полномочия других. Поэтому последователь¬ная реализация данного принципа есть необходимое условие на¬дежного функционирования всего государственного механизма.
Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т. е. феде¬ральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т. е. между федеральным центром и субъектами РФ; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.
Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Данная конституционная конструкция свидетельствует, что три ветви власаи четко укладываются в триаду разделения вла-стей, а именно: законодательную власть осуществляет Федераль¬ной Собрание, исполнительную — Правительство РФ, судеб¬ную — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.
Президент РФ не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует с ними, тем не менее можно говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти, бази- рующейся на принципе разделения властей и взаимодействую-щей со всеми ветвями власти.
В субъектах РФ вопросы организации государственной вла¬сти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.
Разделение государственной власти между федеральным цен¬тром и субъектами РФ тесно связано с другим конституционным принципом — разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государ¬ственной власти ее субъектов, закрепленным в ст. 5, 11 и кон¬кретизированным в ст. 71—73 Конституции РФ, Федеральном договоре и двусторонних договорах между Российской Федера¬цией и ее субъектами.
Последовательная реализация принципа разделения властей непосредственным образом связана с отделением государствен¬ной власти от органов местного самоуправления. Это отражено в конституционном положении о том, что органы местного само¬управления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Раскрывая принцип разделения властей, следует подчерк-нуть, что он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и Диктаторского режима в обществе.
Неотъемлемым свойством (элементом) демократического го¬сударства является идеологическое и политическое многообра¬зие, что закреплено в ст. 13 Конституции РФ.
Идеологическое многообразие означает, что никакая идеоло¬гия не может устанавливаться в качестве государственной и обя¬зательной. Конечно, это не значит, что в обществе не должно быть вообще какой-либо стержневой идеологии. Такая идеоло¬гия, которую разделяло бы и поддерживало большинство соци¬альных слоев и групп российского общества, необходима.
Идеологический вакуум, сложившийся на сегодняшний день В/нашей стране, не способствует сплочению общества, зачастую подрывает духовные, нравственные основы, ведет к вседозволен¬ности и идеологическому нигилизму.
Политическое многообразие означает:
• многопартийность, равенство общественных объединений перед законом;
• свободу деятельности общественных объединений;
• запрещение создания и деятельности общественных объ-единений, цели и действия которых направлены на насиль-ственное изменение основ конституционного строя и нару-шения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание соци-альной, расовой, национальной и религиозной розни. Создание многопартийной системы стало возможным в ре-зультате ликвидации монопольного воздействия Коммунистиче¬ской партии на государственную власть.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об обще¬ственных объединениях» под общественным объединением по¬нимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое фор¬мирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей. Учредителями общественных объединений являются фи¬зические (не менее трех) и юридические лица.
В указанном Федеральном законе устанавливаются следую¬щие организационно-правовые формы общественных объедине¬ний: общественная организация, общественное движение, обще¬ственный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами поли¬тических общественных объединений являются общественная организация (для политических партий) и общественное движе¬ние (для политических движений) (ст. 7).
Федеральный закон определяет порядок создания, реоргани¬зации и ликвидации общественных объединений (гл. 11), их права и обязанности (гл. 3), экономическую основу — собствен¬ность общественных объединений и управление их имуществом (гл. 4). Предусматриваются различные формы ответственности общественных объединений вплоть до приостановления их дея¬тельности и ликвидации (ст. 42—44).
Среди общественных объединений важное место занимают политические партии. Именно партии органически связаны с осуществлением государственной власти, они участвуют в фор¬мировании ее органов, выдвигают кандидатов в депутаты, ведут предвыборную агитацию, действуют в качестве фракций в Госу¬дарственной Думе, в законодательных (представительных) орга¬нах государственной власти субъектов РФ. В других государст¬венных органах, в Вооруженных Силах РФ создание и деятель¬ность организационных партийных ячеек не допускается.
Важный элемент демократизма российского государства -функционирование местного самоуправления, которое выступа¬ет одной из форм осуществления народовластия.
О значимости местного самоуправления для развития рос-сийского общества свидетельствуют: закрепление местного само¬управления в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя»; признание и гарантированность местного самоуправле¬ния Конституцией РФ; самостоятельность при осуществлении своих полномочий; отделение местного самоуправления от госу¬дарственной власти (ст. 12).
Правовой основой организации и деятельности местного са¬моуправления служат Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос¬сийской Федерации» ( с изменениями и дополнениями), другие федеральные законы, законы субъектов РФ, уставы муниципаль¬ных образований, иные нормативные правовые акты.
Местное самоуправление в РФ — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению не¬посредственно или через органы местного самоуправления во¬просов местного значения, с учетом интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Общая характеристика социальных норм
- 2. Признаки права
- 3. Функции права
- 1. Понятие нормы права
- 2. Структура нормы права
- 3. Классификация норм права
- 1. Понятие и признаки нормы права.
- 2. Виды правовых норм.
- 6.5. Юридические лица и их организационно-правовые формы
- 6.9. Обязательства в гражданском праве: понятие и виды, сроки действия
- 1. Наследование: понятие и основания
- 2. Лица, которые могут призываться к наследованию
- 3. Наследование по завещанию
- 4. Наследование по закону. Очередность наследования
- 5. Способы и сроки принятия наследования
- 6. Отказ от наследства
- 1. Понятия, предмет и метод семейного права
- 2. Принципы семейного права
- 4. Брак: понятия брака,
- 5. Права и обязанности супругов
- 2. Имущественные отношения между супругами
- 6. Права и обязанности родителей
- 8. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
- 9. Обязанности детей по содержанию родителей
- 10. Алиментные обязательства супругов
- 11. Опека и попечительство над детьми
- 12. Приемная семья
- 1. Понятие и предмет трудового права
- 2. Основные принципы трудового права
- 3. Понятие, система и виды источников трудового права
- 4. Трудовое правоотношение
- 5. Субъекты трудового права
- 6. Основные права и обязанности работника
- 7. Права и обязанности работодателя как субъекта трудового права
- 8. Понятие социального партнерства в сфере труда и его основные принципы
- 9. Трудовой договор
- 9.1. Понятие и значение трудового договора. Стороны трудового договора
- 9.2. Содержание трудового договора
- 9.3. Форма трудового договора
- 9.4. Срок трудового договора
- 9.5. Основания прекращения трудового договора
- 9.10. Понятие и виды рабочего времени. Продолжительность работы
- 9.12. Понятие оплаты труда.
- 9.13. Заработная плата. Минимальная заработная плата
- 9.14. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации
- 9.15. Охрана труда
- 9.16. Материальная ответственность сторон трудового договора. Условия наступления материальной ответственности
- 9.17. Материальная ответственность работодателя перед работником
- 9.18. Материальная ответственность работника перед работодателем
- 9.19. Понятие индивидуального трудового спора и порядок его рассмотрения
- 10.2. Административное принуждение
- 10.3. Административное предупреждение и пресечение
- 10.4. Административное правонарушение
- 10.5. Административная ответственность
- 11.1. Понятие уголовного права, его задачи и принципы
- 11.2. Понятие и признаки преступления, их классификация
- 11.3. Уголовная ответственность и состав преступления
- 11.5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную ответственность
- 11.5.1. Необходимая оборона
- 11.5.2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 11.5.3. Крайняя необходимость
- 11.5.4. Физическое и психическое принуждение
- 11.5.5. Обоснованный риск
- 11.5.6. Исполнение приказа или распоряжения
- 1. Понятие правоотношения
- 2. Субъекты правоотношений
- 3. Объекты правоотношений
- 4. Понятие и классификация юридических фактов
- 1. Понятие правомерного поведения
- 2. Понятие правонарушения
- 3. Состав правонарушения
- 4. Виды правонарушений
- Конституция рф 1993 г. – базовый (основной) закон государства
- 1. Общее понятие конституции и ее форма
- 2. Структура Конституции рф 1993 г.
- 3. Изменение Конституции рф; внесение поправок
- 4. Гарантии реализации Конституции рф.4
- 5. Охрана Конституции рф. Ответственность за нарушение Конституции рф
- 1. Понятие основ конституционного строя
- 2. Демократическое государство
- 3. Правовое государство
- 4. Социальное государство
- 5. Светское государство
- 6. Форма российского государства
- Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- 1. Права человека и гражданина в Конституции рф
- 2. Гражданство Российской Федерации
- 3. Основы правового статуса личности
- 4. Личные права и свободы граждан Российской Федерации
- 4.1. Право на жизнь
- 4.2. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
- 4.3. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений
- 4.4. Право на неприкосновенность жилища
- 4.5. Право каждого определять и указывать свою национальность
- Часть 1 ст. 26 Конституции рф регламентирует права человека, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе — национальностью.
- 4.6. Свобода совести и свобода вероисповедания
- 4.5. Политические права и свободы
- 4.6. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
- 4.7. Конституционные обязанности человека и гражданина
- 4.8. Гарантия конституционных прав и свобод личности
- 1. Понятие органа государства
- 2. Президент Российской Федерации