3. Функции права
Функции права — это основные направления воздействия на поведение людей, на общественные отношения. В функциях проявляется его сущность и социальное назначение, также как сущность государства проявляется в его функциях. Каковы функции, такова и сущность и права, и государства.
Право воздействует на различные сферы жизни общества: экономическую, политическую, духовную, выполняя при этом соответствующие функции.
Экономическая функция означает, прежде всего, закрепление форм собственности. Так, в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ сказано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Политическая функция права состоит в обеспечении политических процессов, закреплении участия граждан в этих процессах путем возможности объединения с другими лицами в общественные политические и неполитические организации, партии, а также участия в управлении государством путем реализации своего пассивного (быть избранным) и активного (избирать) избирательного права.
Воспитательная функция права осуществляется посредством закрепления в нормах права правил поведения людей. Особую роль при этом играет содержащаяся в санкциях правовых норм возможность государственного принуждения.
Право выполняет сугубо юридические функции. К ним относятся регулятивная и охранительная. Регулятивная функция сводится к закреплению общественных отношений с целью обеспечения их четкой организации., Вместе с тем регулятивная функция не только закрепляет общественные отношения, в какой-то мере консервирует их, но и обеспечивает их свободу, постоянное совершенствование, развитие, динамизм.
Охранительная функция права направлена на охрану общественных отношений, основополагающих ценностей общества — жизнь, достоинство, честь, собственность, общественный порядок и т. д. В рамках этой функции предусматривается установление различных видов ответственности за деяния (действие или бездействие), посягающие на указанные ценности.
. Вопросы для самопроверки
1. Что такое норма?
2. Что такое социальная норма? Назовите виды социальных норм.
3. Приведите примеры известных вам обычаев.
4. Какие нормы называют правовыми?
5. Перечислите и раскройте признаки права.
6. Какие функции право выполняет в обществе?
7. Как правовые нормы взаимодействуют с нормами морали?
8. В чем заключается социальная ценность права для общества?
9. Каково значение права для индивида?
Форма (источники) права
Термин «источник права», являющийся традиционным и имеющий довольно длительную историю, в настоящее время рассматривается в трех смыслах. Во-первых, это источник в материальном смысле, т. е. это те общественные отношения (экономические, политические и др.), которые порождают нормы права (см. схему 1).
Схема 1. Общественные отношения как источник права
Во-вторых, термин «источник права» в идеальном идеологическом смысле означает правосознание. В данном случае это представление о том, каким должно быть право (см. схему 2).
Схема 2. Общественные отношения и правосознание как источники права
Таким образом, право, отражая общественные отношения, сначала проходит через сознание общества, которое принимает форму правосознания.
В-третьих, в формальном, собственно юридическом смысле, источником права являются законы, указы и т. д., в которых выражена воля общества, отдельных групп классов. В этом случае термины «источник права» и «форма права» уравниваются. Таким образом, правила, созданные государством и облеченные в определенную внешнюю оболочку (внешняя форма права), представляют собой источник (форму) права.
В законодательстве каждой страны определяются те или иные формы, в которых существует право. Именно из этих форм, как из источников, люди черпают свои знания о праве.
В разных государствах сложилось несколько видов источников права. Это правовой или санкционированный обычай, судебный и административный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты, нормативный правовой акт (см. схему 3).
Обычай как форма права
Обычай является самой древней социальной нормой. Он занимал главенствующее место в регулировании отношений в первобытном обществе. Обычаи и послужили источником права. В условиях государственного управления делами общества роль обычая значительно уменьшилась за счет появления и развития других форм права. Однако и в современном мире наблюдается определенное усиление роли обычаев, особенно в сфере гражданско-правовых, трудовых и семейных отношений.
Правовой обычай представляет собой правило, которое сложилось в обществе в результате его применения в какой-либо сфере общественных отношений. Условием применения право-
вого обычая является возведение его в закон. Однако далеко не все обычаи становятся правом и, соответственно, формой права.
Есть ряд обычаев, которые функционируют автономно, они не поддерживаются государством, не опираются на принудительную силу.
Некоторые из обычаев государственная власть оценила как вредные, социально опасные и установила в нормативных актах санкции за их реализацию. Так, традиционно под угрозой наказания запрещена кровная месть, жертвоприношения людей и некоторые другие обычаи. Таким образом, имеет место отрицательная оценка обычаев государством.
В гражданском законодательстве в качестве формы права признается обычай делового оборота, применяемый в предпринимательской деятельности.
Обычаи делового оборота — это совокупность правил поведения, которые сложились в предпринимательской деятельности, не закрепленные в правовых актах, но не противоречащие им. Условием применения этой формы права является обоюдная осведомленность сторон о соответствующем обычае, обыкновении и указание об этом в законе.
Судебный и административный прецедент
Судебный и административный прецедент как форма права действует в англосаксонских странах. Его родиной является Англия. Правовые системы других стран не признают такую форму права.
Судебный и административный прецедент — это решение суда (административного органа) по конкретному делу, которое впоследствии может быть положено в основу при разрешении аналогичных дел.
Таким образом, указанным органам государства и, прежде всего, суду дается правотворческая функция — суд получает возможность создавать новые нормы права.
Система прецедентов в Англии и англосаксонских странах весьма обширна, это сотни и сотни томов. Дело в том, что прецеденты в отличие, например, от нормативных правовых актов никогда не отменяются, поэтому они уходят в глубь веков. Известны случаи применения в настоящее время прецедентов,
принятых в XIV в. Во многом это объясняется тем, что суды могут признать дело аналогичным, схожим, которое было рассмотрено когда-то, а могут не признать. И это несмотря на то, что решения, прецеденты, вынесенные Верховным судом Англии и палатой лордов, обязательны для судов низшего звена.
Решения судов современных государств, не относящихся к англосаксонской правовой системе, не признаются источниками права, равными закону или обычаю. Суд в таких странах не творит право, а применяет уже существующее. Наиболее близок прецеденту механизм восполнения пробела в праве путем аналогии. Во-первых, суд и тут руководствуется нормами уже имеющегося права, во-вторых, ищет аналогии в праве. Решения одних судов могут подражать решениям других судов, но не в силу их обязательности, как при прецедентном праве, а в силу их целесообразности, разумности, справедливости. Поэтому судебные решения в ряде случаев оказывали и оказывают определенное влияние на правовую систему.
Несмотря на непрекращающиеся в научной литературе споры о придании силы прецедентов решениям, актам судебной власти и, прежде всего, постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, вопрос не может быть решен положительно. И дело не только в том, что этому препятствует действующее законодательство. Его можно изменить. Нельзя быстро изменить менталитет народа и даже правосознание судейского корпуса, которое все еще отстает от требуемого уровня, заложенного законодательством.
Нормативный договор
Договор как юридическая конструкция широко используется в правовой системе нашей страны. Так, существует Федеративный договор, гражданско-правовые, трудовые, брачные и иные договоры. Однако не все эти договоры представляют собой форму права. Так, гражданско-правовые, брачные, трудовые и другие договоры, распространяющие свое действие на определенный, персонифицированный круг лиц, не являются формами права.
Источником права являются нормативные договоры, представляющие собой соглашение двух и более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы
права. Такой договор представляет собой добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления, нормативный договор предполагает добровольность в принятии на себя определенной обязанности.
Нормативные договоры как источники права особенно широко используются в конституционном праве. Союзы государств чаще всего образуются на договорной основе. Например, федерации являются обычно результатом соглашений, которые имеют значение источников права. Так, нормативным признан Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. Нормативное значение имеет Федеративный договор, который был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями субъектов РФ.
Правовая доктрина
Доктрина означает учение. При определенных условиях правовая доктрина может стать источником права. Мнения ведущих ученых в большинстве правовых систем не образуют право в его истинном значении. Однако роль юридической науки довольно велика. Законодатель обычно учитывает достижения юридической науки. Роль правовой доктрины трудно переоценить в совершенствовании законодательства в целом, выработке правовых понятий, доктринальном толковании норм права.
В то же время истории права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета. В связи с этим заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.
Религиозные тексты
Источником права в ряде государств могут выступать религиозные тексты или своды религиозных правил, обладающих иногда высшей юридической силой, т. е. стоящих выше законов и иных актов, издаваемых государством. В таком аспекте следует говорить, прежде всего, о шариате — своде норм мусульманского права.
Источники права
В юридической науке понятие «источник права» является весьма дискуссионным. В научный оборот это понятие ввели римские юристы. Известный римский юрист, оратор и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 г. до н.э.) в своей работе «Об ораторе», описывая ответную речь Марка Красса, указывает следующее: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов» .
А римский историк Тит Ливии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.) в своей работе «История Рима от основания города» назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» в том смысле, что они представляли собой «главную основу действующего права» .
Таким образом, понятие источника права уже в античное время активно использовалось многими исследователями в смысле основы, на базе которой получает развитие право определенной страны.
Российское право как качественно своеобразная система имеет свои специфические формы, которые представляют собой совокупность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих соответствующие общественные отношения. Это преимущественно нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Выбор формы права обусловливает юридическую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.
Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом. Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о постоянно развивающейся и воспроизводящейся системе социально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обусловленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими правотворческую деятельность.
Источник права в идеологическом смысле — это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология — важнейшая предпосылка формирования права.
В формально-юридическом смысле источник права представляет собой внешнюю форму выражения и существования правовых норм. Источники права — исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование. Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.
Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, то есть прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществления со стороны всех субъектов права), формальная определенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их с указанием на соответствующие права, обязанности, последствия невыполнения), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия).
Учитывая конкретные способы выражения (закрепления) формально-определенных правил в качестве обязательных и придания им официального статуса, выделяют
четыре основных формы права: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юридический прецедент. Все они неразрывно связаны с государством, поскольку возникли как результат правотворческой деятельности.
Источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями — документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому в данной области так важны приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка.
Во всех современных государствах используется прежде всего такая наиболее четкая и совершенная форма права, как нормативный правовой акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный правовой акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу.
Нормативные правовые акты в Российской Федерации подвергаются классификации по различным основаниям. Среди основных наиболее распространена классификация нормативных правовых актов по юридической силе. Их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты. В свою очередь каждый из этих видов делится на несколько разновидностей. Например, согласно Конституции РФ в нашей стране принимаются следующие виды законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ. К числу подзаконных нормативных правовых актов относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.
Другая классификация — по уровням принятия нормативных актов. Здесь выделяют нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления.
По степени обобщенности нормативного материала могут встречаться кодификационные акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т. д.).
Достаточно важной является классификация нормативных правовых актов по их действию во времени (постоянные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта РФ, муниципального образования), по кругу субъектов (общие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников организации, ведомства и акты внешнего действия, направленные на иных лиц).
Выделяется классификация по органам, их издающим: нормативные правовые акты законодательных органов, Президента РФ, исполнительных органов государственной власти, нормативные акты органов местного самоуправления, организаций (локальные нормативные правовые акты).
В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представляет собой соглашение двух и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер. Нормативный договор делает возможным взаимный учет и согласование интересов сторон.
Отличительной особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают относительно автономное положение. Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т. д.). Вместе с тем юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает все-таки закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение.
По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосудар-ственные договоры и международные договоры. Внутригосударственные договоры, согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, имеют свои разновидности: Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992 г.; договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ; договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Международные договоры Российской Федерации ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включены в правовую систему России. Международный договор РФ представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования*.
Международные договоры имеют свои разновидности, от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Известны такие виды данных актов, как договор, устав, пакт, акт, итоговый документ, хартия, конвенция, соглашение и др., которые обладают относительной однородностью по юридической силе.
Правовой обычай как общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи — разновидность общегражданских обычаев. Их содержание — это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных стереотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.
В современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве. Так, вследствие усложнения реально складывающихся отношений в гражданско-правовой сфере, характеризующейся подвижностью и высокой степенью динамичности, законодатель закрепил возможность применения обычаев делового оборота как одной из разновидностей правового обычая в Российской Федерации. Под обычаем делового оборота понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются» (ст. 5 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный правовой акт. Немаловажное значение имеют нормативный договор и соответствующий обычай. Юридический же прецедент, в качестве которого рассматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значение, как самостоятельный источник права у нас отсутствует, хотя и складываются предпосылки к его появлению.
Норма права
Нормативный правовой акт
В одном из постановлений Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. дано определение нормативного правового акта. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм.
Это означает, что нормативный правовой акт представляет собой императивный письменный документ, в котором содержится нормативно-правовой текст (т. е. не зависящий от воли субъектов, которым он адресован).
Следует подчеркнуть, что не всякий акт является нормативным правовым. Например, различные инструкции содержат правила обращения с техникой. Такие инструкции являются нормативными, но не правовыми.
Не являются нормативными правовыми актами акты правоохранительных органов, например приговоры судов. Они «правовые», но не нормативные.
Нормативный правовой акт обладает рядом специфических признаков (см. схему 4), а именно:
это письменный документ, имеющий определенную структуру. Он отличается специальным языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т. п.);
издается уполномоченными на то органами государства, субъектами. Их правомочие на издание нормативных правовых актов устанавливается законодательством. Каждый субъект в определенной форме (формах) акта воплощает свои предписания (например, Президент РФ издает только указы и распоряжения, Правительство РФ — постановления и распоряжения и т. д.);
издается органами государства (субъектами) в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических актах. Так, компетенция органов государственной власти разных уровней в общих чертах определена в ст. 71—73 Конституции РФ;
выражает волю общества, класса, определенной социальной общности. В нем закрепляются цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы;
входит в единую систему законодательства, осуществляет правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами;
предназначен для регулирования общественных отношений.
Юридическая сила нормативных правовых актов определяется тем, какой орган государства (субъект) издал его и какое место этот орган занимает в системе государственных органов. Так, закон занимает верхнюю строчку в иерархии нормативных правовых актов, обладает высшей юридической силой, потому что принимается Государственной Думой — законодательным и представительным органом (первичным органом), формируемым народом и получающим свои полномочия непосредственно от народа.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Общая характеристика социальных норм
- 2. Признаки права
- 3. Функции права
- 1. Понятие нормы права
- 2. Структура нормы права
- 3. Классификация норм права
- 1. Понятие и признаки нормы права.
- 2. Виды правовых норм.
- 6.5. Юридические лица и их организационно-правовые формы
- 6.9. Обязательства в гражданском праве: понятие и виды, сроки действия
- 1. Наследование: понятие и основания
- 2. Лица, которые могут призываться к наследованию
- 3. Наследование по завещанию
- 4. Наследование по закону. Очередность наследования
- 5. Способы и сроки принятия наследования
- 6. Отказ от наследства
- 1. Понятия, предмет и метод семейного права
- 2. Принципы семейного права
- 4. Брак: понятия брака,
- 5. Права и обязанности супругов
- 2. Имущественные отношения между супругами
- 6. Права и обязанности родителей
- 8. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
- 9. Обязанности детей по содержанию родителей
- 10. Алиментные обязательства супругов
- 11. Опека и попечительство над детьми
- 12. Приемная семья
- 1. Понятие и предмет трудового права
- 2. Основные принципы трудового права
- 3. Понятие, система и виды источников трудового права
- 4. Трудовое правоотношение
- 5. Субъекты трудового права
- 6. Основные права и обязанности работника
- 7. Права и обязанности работодателя как субъекта трудового права
- 8. Понятие социального партнерства в сфере труда и его основные принципы
- 9. Трудовой договор
- 9.1. Понятие и значение трудового договора. Стороны трудового договора
- 9.2. Содержание трудового договора
- 9.3. Форма трудового договора
- 9.4. Срок трудового договора
- 9.5. Основания прекращения трудового договора
- 9.10. Понятие и виды рабочего времени. Продолжительность работы
- 9.12. Понятие оплаты труда.
- 9.13. Заработная плата. Минимальная заработная плата
- 9.14. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации
- 9.15. Охрана труда
- 9.16. Материальная ответственность сторон трудового договора. Условия наступления материальной ответственности
- 9.17. Материальная ответственность работодателя перед работником
- 9.18. Материальная ответственность работника перед работодателем
- 9.19. Понятие индивидуального трудового спора и порядок его рассмотрения
- 10.2. Административное принуждение
- 10.3. Административное предупреждение и пресечение
- 10.4. Административное правонарушение
- 10.5. Административная ответственность
- 11.1. Понятие уголовного права, его задачи и принципы
- 11.2. Понятие и признаки преступления, их классификация
- 11.3. Уголовная ответственность и состав преступления
- 11.5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную ответственность
- 11.5.1. Необходимая оборона
- 11.5.2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 11.5.3. Крайняя необходимость
- 11.5.4. Физическое и психическое принуждение
- 11.5.5. Обоснованный риск
- 11.5.6. Исполнение приказа или распоряжения
- 1. Понятие правоотношения
- 2. Субъекты правоотношений
- 3. Объекты правоотношений
- 4. Понятие и классификация юридических фактов
- 1. Понятие правомерного поведения
- 2. Понятие правонарушения
- 3. Состав правонарушения
- 4. Виды правонарушений
- Конституция рф 1993 г. – базовый (основной) закон государства
- 1. Общее понятие конституции и ее форма
- 2. Структура Конституции рф 1993 г.
- 3. Изменение Конституции рф; внесение поправок
- 4. Гарантии реализации Конституции рф.4
- 5. Охрана Конституции рф. Ответственность за нарушение Конституции рф
- 1. Понятие основ конституционного строя
- 2. Демократическое государство
- 3. Правовое государство
- 4. Социальное государство
- 5. Светское государство
- 6. Форма российского государства
- Конституционные основы правового статуса личности в российской федерации
- 1. Права человека и гражданина в Конституции рф
- 2. Гражданство Российской Федерации
- 3. Основы правового статуса личности
- 4. Личные права и свободы граждан Российской Федерации
- 4.1. Право на жизнь
- 4.2. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
- 4.3. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений
- 4.4. Право на неприкосновенность жилища
- 4.5. Право каждого определять и указывать свою национальность
- Часть 1 ст. 26 Конституции рф регламентирует права человека, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе — национальностью.
- 4.6. Свобода совести и свобода вероисповедания
- 4.5. Политические права и свободы
- 4.6. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
- 4.7. Конституционные обязанности человека и гражданина
- 4.8. Гарантия конституционных прав и свобод личности
- 1. Понятие органа государства
- 2. Президент Российской Федерации