logo search
правоведение / раздатМатериалПраво / КоммТКСкачкова

2. Районные коэффициенты к заработной плате установлены:

ПостановлениемПравительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями";

письмомПФР от 6 августа 2002 г. N ЛЧ-06-25/7153 "О порядке установления повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации";

ПостановлениемПравительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 84 "Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников Российской антарктической экспедиции;

ПостановлениемПравительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края";

ПостановлениемПравительства РФ от 14 декабря 1996 г. N 1489 "Об установлении коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности на территории Александрово-Гайского района Саратовской области";

ПостановлениемПравительства РФ от 21 октября 1996 г. N 1256 "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края";

ПостановлениемПравительства РФ от 31 мая 1995 г. N 534 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области";

ПостановлениемПравительства РФ от 18 июля 1994 г. N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

ПостановлениемПравительства РФ от 25 февраля 1994 г. N 155 "Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям";

ПостановлениемСовета Министров - Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1004 "Об установлении для работников предприятий, учреждений и организаций отдельных районов Ростовской области коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности";

ПостановлениемСовета Министров - Правительства РФ от 29 мая 1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай";

ЗакономРФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

ПостановлениемПравительства РФ от 3 декабря 1992 г. N 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия";

ПостановлениемПравительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 868 "О районном коэффициенте для города Мурманска-140";

ПостановлениемПравительства РФ от 16 июля 1992 г. N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области";

ПостановлениемПравительства РФ от 27 мая 1992 г. N 348 "О повышении районного коэффициента в поселке Туманный Кольского района Мурманской области";

ПостановлениемПравительства РФ от 13 мая 1992 г. N 309 "О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области";

ПостановлениемПравительства РФ от 9 апреля 1992 г. N 239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов";

распоряжениемПравительства РФ от 29 января 1992 г. N 176-р "О дополнении к Постановлению Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 года N 25";

распоряжениемПравительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 199-р "Об отмене ограничений на заработную плату";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1990 г. N 259/10-65 "О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в населенных пунктах в 8-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1990 г. N 258/10-64 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных и восточных районах Вологодской области";

Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1990 г. N 547 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных и восточных районах Вологодской области";

ПостановлениемСовета Министров СССР и ВЦСПС от 1 августа 1989 г. N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории гг. Воркуты и Инты";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 октября 1988 г. N 546/25-5 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР";

ПостановлениемСовета Министров СССР от 23 сентября 1988 г. N 1114 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, в северных районах Кировской области, в северных и восточных районах Казахской ССР";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 января 1988 г. N 15/2-42 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, расположенных в Бодайбинском районе Иркутской области";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 г. N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР";

ПостановлениемГоскомтруда СССР от 19 февраля 1987 г. N 106 "О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников предприятий и организаций, обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения";

распоряжением Совета Министров СССР от 10 февраля 1987 г. N 296-р "О распространении на работников предприятий и организаций Мингазпрома СССР, выезжающих на объекты по добыче и транспортировке газа, расположенные в районах Крайнего Севера, порядка выплаты процентных надбавок к заработной плате, предоставления дополнительных отпусков и применения районного коэффициента к заработной плате";

ПостановлениемСовета Министров СССР от 11 января 1979 г. N 39 "О надбавках к заработной плате и дополнительных отпусках работников нефтяной промышленности, направляемых для выполнения работ в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к этим районам, из других районов страны";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 марта 1977 г. N 54/5 "О коэффициентах к заработной плате работников железнодорожного транспорта Казахской, Северной и Южно-Уральской железных дорог";

Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1974 г. N 124 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены";

распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 августа 1971 г. N 316/22 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР";

ПостановлениемГоскомтруда СССР от 6 августа 1971 г. N 315 "Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях и Кизлярских пастбищах";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения";

Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 апреля 1968 г. N 115/12 "О районном коэффициенте к заработной плате работников Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1967 г. N 487/31 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Томской области";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 апреля 1966 г. N 216/9 "О районных коэффициентах к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведки и строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств, занятых на территории Томской области севернее 60 градусов северной широты";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 22 февраля 1966 г. N 90/5 "О районном коэффициенте к заработной плате работников станции Таш-Кумыр Среднеазиатской железной дороги";

ПостановлениемГоскомтруда СССР от 23 июня 1965 г. N 401 "Об установлении районных коэффициентов к заработной плате профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, работников научно-исследовательских, проектных, конструкторских и некоторых других организаций и учреждений, занятых в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24 февраля 1965 г. N 112/7 "Об утверждении коэффициента к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций, занятых в отдельных районах Татарской АССР";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 г. N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области";

ПостановлениемГоскомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18 декабря 1963 г. N 359/32 "Об утверждении районного коэффициента к заработной плате работников железнодорожного транспорта, работающих на железнодорожном участке станция Комсомольская - Разъезд 165 км Октябрьской железной дороги";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 ноября 1960 г. N 1251/28 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников железнодорожного транспорта";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. N 470/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников предприятий, организаций и флота рыбной промышленности";

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. N 453/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций".

3. Судебная коллегия по гражданским деламВерховного Суда РФ отказала в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", поскольку оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству (ОпределениеСК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2008 г. N 66-Г08-1).

Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате

Комментарий к статье 317

Цель процентной надбавки состоит в том, чтобы возместить работающему и членам его семьи дополнительные материальные и физиологические затраты, которые он несет, проживая в суровых климатических условиях.

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

Комментарий к статье 318

1. Государственные гарантиипо комментируемойстатьепредоставляются только работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

2. Работодатель может установитьболее высокие гарантии, чем установленные в комментируемойстатье.

Статья 319. Дополнительный выходной день

Комментарий к статье 319

1. Получение дополнительного выходного дняявляется правом одного из родителей, имеющих детей до 16 лет. Каждый из них может воспользоваться им в любое время, пока одному из детей не исполнится 16 лет, письменно заявив об этом работодателю. Если родители этим правом не пользуются, то в дальнейшем неиспользованные выходные дни не компенсируются. Порядок предоставления дополнительного выходного дня определяется по соглашению между работником и работодателем.

2. Дополнительный выходной деньпредоставляется не только одному из родителей, но и опекуну, попечителю, поскольку на них распространяются гарантии и льготы, предоставляемые родителям, лицам, воспитывающим детей без родителей (ст. 264ТК).

Статья 320. Сокращенная рабочая неделя

Комментарий к статье 320

1. Для прокурорских работников, гражданских служащих и работников органов и учреждений прокуратуры обеспечивается нормальная продолжительность служебного (рабочего) времени, не превышающая 40 ч. в неделю, за исключением лиц, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность служебного (рабочего) времени.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективными договорами устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами РФ (п. 2.6Отраслевого соглашения по системе органов и учреждений прокуратуры РФ на 2008 - 2010 годы).

2. Согласно комментируемой статьеработодатель обязан установить сокращенную рабочую неделю для женщины, работающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3. Комментируемая статья определяет2 формы установления правила о сокращении рабочей недели: 1) коллективный договор или 2) трудовой договор. В то же время это правило может быть установлено и в коллективном договоре, и в трудовом договоре.

Статья 321. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Комментарий к статье 321

1. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска(ст. 116ТК) предоставляются работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТКи иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

2. Работникам, выезжающим для выполнения работвахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих:

в районах Крайнего Севера, - 24 календарных дня;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

В стаж работы, дающий право работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, на соответствующие гарантии и компенсации, включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте. Гарантии и компенсации работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются в соответствии с гл. 50ТК.

Статья 322. Порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков

Комментарий к статье 322

1. Право на получение ежегодногодополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 321ТК) возникает одновременно с правом на использование ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 120ТК) по истечении 6 мес. работы в районах Крайнего Севера в отличие от ранее действовавшего правила, когда такое право возникало лишь через 11 мес. работы.

2. Дополнительные отпуска за работув районах Крайнего Севера предоставляются сверх ежегодного основного и всех дополнительных отпусков, указанных вст. 116ТК и других законодательных актах, а также удлиненных отпусков для отдельных категорий работников (например, для работников образовательных учреждений, женщин, работающих в сельской местности, и др.). Это означает, что при наличии у работника северных районов права на другие дополнительные и удлиненные отпуска сначала определяется общая продолжительность отпуска с учетом всех иных дополнительных и удлиненных отпусков, а затем к ней прибавляется дополнительно отпуск за работу на Крайнем Севере.

3. По общим нормам трудового законодательстваотпуск должен предоставляться ежегодно. Перенесение отпуска на следующий рабочий год допускается лишь в исключительных случаях. Непредоставление ежегодного отпуска в течение 2 лет подряд запрещено (ст. 124ТК).

В то же время для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, допускается полное или частичное соединение по желанию работника как основных, так и дополнительных отпусков (ч. 3 комментируемой статьи). Чтобы воспользоваться этой гарантией, работник своевременно, до составления графика отпусков на соответствующий год, должен сообщить работодателю о своем намерении соединить отпуска. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников со своей стороны обязан при утверждении графика отпусков предусмотреть предоставление отпуска каждому работнику не реже чем 1 раз в 2 года.

4. Общая продолжительность объединенногоза 2 года отпуска не может превышать 6 мес., включая время, необходимое на проезд к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть отпуска, превышающая 6 мес., присоединяется к очередному отпуску на следующий год.

5. Средний заработок за времясоединенных отпусков должен подсчитываться по общим правилам: из расчета заработка за 3 календарных месяца, предшествующих уходу в отпуск, а не для каждого из соединенных отпусков.

6. Время проезда к месту использования отпускаи обратно 1 раз в 2 года не засчитывается в срок отпуска и не оплачивается. По своей юридической природе это целевой отпуск без сохранения заработной платы, который предоставляется работникам по их желанию, облегчает им выезд в другие районы страны и служит одной из гарантий их полноценного отдыха. Время для проезда в отпуск и обратно предоставляется начиная со 2-го года работы и определяется по тому виду транспорта, которым воспользовался работник.

7. Основаниями для внеочередного предоставленияежегодного оплачиваемого отпуска являются: 1) наличие у родителя ребенка стажа, необходимого для получения такого отпуска; 2) документ (вызов) учреждения среднего или высшего профессионального образования о допуске ребенка к вступительным экзаменам.

Статья 323. Гарантии медицинского обслуживания

Комментарий к статье 323

1. В отличие от нормы ст. 32 Закона"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", гарантировавшей медицинское наблюдение в процессе занятости, а также частичную оплату проезда для медицинской консультации или лечения в другие регионы РФ и обратно, если таких услуг нет по месту проживания, комментируемаястатья, во-первых, изменяет порядок предоставления гарантий по медицинскому обслуживанию - они предоставляются только в случаях, предусмотренных коллективным договором, и, во-вторых, устанавливает, что оплата проезда для медицинской консультации или лечения в других регионах РФ может быть при наличии медицинского заключения произведена полностью.

2. Законом Забайкальского края от 26 сентября 2008 г.N 42-ЗЗК установлены гарантии медицинского обслуживания для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Забайкальского края.

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей

Комментарий к статье 324

1. Постановлением Минтруда Россииот 23 июля 1998 г. N 29 утв.Рекомендациипо заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера. НазванноеПостановлениеприменяется в части, не противоречащейТК.

2. Примерный трудовой договор с работником, привлекаемым для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, утв. Постановлением Минтруда России от 23 июля 1998 г. N 29 (не приводится).

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Комментарий к статье 325

1. О порядке применения положенийкомментируемойстатьисм.письмоФНС России от 24 июля 2006 г. N 16-0-07/001583.

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам территориальных органов ФНС России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - работник), просит дать разъяснения о порядке применения положений статьи 325"Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Трудового кодекса Российской Федерации по следующим вопросам:

1. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, при условии, что поездка осуществляется без участия работника, например: при направлении (с сопровождением взрослого члена семьи или без него) на отдых детей в детский оздоровительный лагерь, расположенный за пределами места нахождения бюджетного учреждения.

2. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, при условии разного времени прибытия к месту использования отпуска или разного времени отъезда в обратном направлении.

3. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, при условии, что отдых осуществляется в различных санаторно-курортных учреждениях, расположенных в одном административно-территориальном образовании.

4. Права неработающих членов семьи работника (муж, жена, несовершеннолетние дети) один раз в два года на оплату проезда и провоза установленной нормы багажа к месту отдыха и обратно, не совпадающего с местом отдыха работника территориально и по времени отдыха.

5. Перечень документов, являющихся подтверждающими для возмещения расходов по проезду к месту отдыха и обратно на личном транспорте работника, или критерии, по которым документ может быть отнесен к подтверждающим.

6. Порядок и размеры возмещения расходов по проезду личным транспортом работника к месту отдыха при отсутствии документов, свидетельствующих об использовании автомобиля.

Одновременно, учитывая, что положения рассматриваемой статьине распространяются на совершеннолетних детей работника, находящихся на иждивении родителей (полное содержание или получение постоянной помощи, являющейся основным источником средств к существованию) в период обучения по очной форме в образовательном учреждении и неработающих совершеннолетних детей-инвалидов, просим разъяснить порядок предоставления льгот для них.

2. Письмо Минздравсоцразвития Россииот 24 августа 2006 г. N 1010-13 (не приводится).

3. В решении Арбитражного судаХабаровского края от 14 марта 2007 г. N А73-14277/2006-73 по делу о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны РФ в пользу МО убытков, связанных с расходами по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно медицинским работникам, на которых распространяется действиеЗакона"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", суд пришел к выводу, что финансирование указанной льготы должно производиться из средств федерального бюджета, однако в федеральном бюджете расходы на реализацию названногоЗаконане предусматривались.

Статья 326. Компенсации расходов, связанных с переездом

Комментарий к статье 326

1. Размер, условия и порядоккомпенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. См., например:

Постановление администрации Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. N 98-п "Об утверждении Положения о порядке признания населенных пунктов Ненецкого автономного округа закрывающимися";

Постановление губернатора Амурской области от 21 мая 2005 г. N 303 "Об условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из областного бюджета";

Постановление губернатора Приморского края от 17 июня 2008 г. N 44-пг "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов, связанных с переездом лиц, работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета, и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера";

Постановление администрации Магаданской области от 9 октября 2008 г. N 398-па "Об утверждении Порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из областного бюджета, и членам их семей";

решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2005 г. N 397 "Об утверждении Положения о порядке и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, порядке и условиях компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, проживающим в г. Сургуте и Сургутском районе и работающим в организациях, финансируемых из бюджета Сургутского района" и др.

2. Минфин Россииписьмом от 27 августа 2008 г. N 03-04-06-02/96 дал разъяснения по вопросу налогообложения единовременного пособия, выплачиваемого лицам, прибывающим на работу в районы Крайнего Севера.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом единовременного пособия, связанного с переездом работника на работу в другую местность, и в соответствии со статьей 34.2НК РФ (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 3 статьи 217иподпункту 2 пункта 1 статьи 238Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность).

Согласно статье 326ТК РФ лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются соответствующие гарантии и компенсации, в частности единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Учитывая изложенное, единовременное пособие лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере, установленном коллективным договором, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217иподпункта 2 пункта 1 статьи 238НК.

Статья 327. Другие гарантии и компенсации

Комментарий к статье 327

1. К правовым актам, перечисленным в комментируемойстатье, относятся:

Федеральный законот 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

ЗаконРФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

распоряжениеПравления ПФР от 1 августа 2006 г. N 147р "Об организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по взаимодействию с транспортными организациями при реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176";

ПостановлениеПравительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" и др.

2. В Обзоре судебной практикиВерховного Суда РФ за второй квартал 2005 г. (по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г., навопрос 21"Имеют ли пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха (например, отдых у родственников в другом регионе)" дан следующий ответ.

Согласно статье 34Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции от 29 декабря 2004 года) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 34указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 были утвержденыПравилакомпенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Согласно пункту 3Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

В соответствии с пунктами 7и8Правил к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте.

Вместе с тем отсутствие прямого указания в названных Правилахо порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Предусмотренные данным Закономгосударственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбулак Закону).

Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость в данном случае от выбранной гражданином формы отдыха.

Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, предоставляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам).

Такое ограничение противоречит статье 19Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

3. В письме Минздравсоцразвития Россииот 19 мая 2006 г. N 1391-19 дан ответ на вопрос о проблеме компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории РФ и обратно.

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения с участием Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. N ГБ-09-15/8847 о проблеме компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает следующее.

Статьей 26Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения вЗаконРоссийской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 г. N 4520-1), вступившие в силу с 1 января 2005 г., согласно которым гарантии и компенсации, установленныеЗакономот 19 февраля 1993 г. N 4520-1 в отношении неработающих пенсионеров, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 34Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (в редакции Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. принялоПостановлениеN 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 1 апреля 2005 г. N 176).

В соответствии с пунктом 4Постановления от 1 апреля 2005 г. N 176 оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В связи с этим начиная с 2005 года в федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год предусматривается компенсация расходов на указанные цели в сумме, соответствующей объему средств, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета.

Пунктом 3Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением от 1 апреля 2005 г., определены две формы реализации правоотношений, возникающих по поводу проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно:

предоставление проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В этой связи основанием возникновения правоотношений в первом случае будет являться обращение пенсионера, желающего выехать к месту отдыха, за предоставлением проездных документов, во втором случае - факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно.

Положения статьи 34Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 иПостановленияот 1 апреля 2005 г. N 176, как указано выше, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Из этого следует, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно может быть осуществлена только в том случае, если имел место юридический факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно после 1 января 2005 г., а не момент обращения за компенсацией после указанной даты независимо от даты проезда.

На правоотношения, возникшие до 1 января 2005 г. (когда имел место факт проезда к месту отдыха и обратно), положения статьи 34Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 иПостановленияот 1 апреля 2005 г. N 176 не распространяются, в том числе и в случаях, когда обращение пенсионера за выплатой компенсации вследствие таких правоотношений произошло после этой даты.

4. В Определении Конституционного Суда РФот 2 февраля 2006 г. N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений п. 7 и п. 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно Конституционный Суд РФ установил:

1. В соответствии со статьей 34Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, в размере и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. 1 апреля 2005 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 176, которым утвержденыПравилакомпенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа оспаривает конституционность положений пунктов 7и9названных Правил, согласно которым заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха; заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в этот же орган с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.

По мнению заявителя, названные нормативные положения, увязывающие возможность компенсации пенсионерам транспортных расходов с документальным подтверждением их пребывания в учреждениях, предоставляющих услуги по организации отдыха, противоречат не содержащей такого требования статье 34названного Закона и нарушают предписания статьи 55 (части 2и3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишают установленной государством социальной гарантии пенсионеров-северян, самостоятельно организующих свой отдых.

2. Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" согласно его преамбулеустанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Предусмотренная статьей 34данного Закона компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер. Право на такого рода льготу непосредственно изКонституцииРоссийской Федерации не вытекает, - определение правовых оснований ее предоставления относится к компетенции федерального законодателя, который возложил на Правительство Российской Федерации регулирование порядка ее предоставления. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, при осуществлении данного полномочия обязано действовать в соответствии со смыслом названногоЗаконаи в обеспечение его адекватной реализации (статьи 10,18;пункты "е","ж" части 1 статьи 114;часть 1 статьи 115Конституции Российской Федерации).

Оспариваемые нормативные положения устанавливают порядок реализации пенсионерами - получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы, имеющей целью создание условий, обеспечивающих им отдых и оздоровление в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, чем регионы, в которых они постоянно проживают, и, как правило, значительно удаленных от места их постоянного жительства. С учетом целевой направленности этой льготы для данной категории пенсионеров предусматривается оплата транспортных расходов, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно.

Содержащееся в пунктах 7и9Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно требование о предъявлении путевки, курсовки (отрывных талонов к ним) либо иного документа, являющегося основанием для пребывания (подтверждающего период пребывания) пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются (предоставлены) услуги по организации отдыха, т.е. документов, подтверждающих факт поездки именно к месту отдыха и оздоровления, само по себе не может рассматриваться как нарушающее предписания статьи 55 (части 2и3) Конституции Российской Федерации, посколькустатья 34Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", во исполнение которой принятоПостановлениеПравительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 (как в действующей, так и в ранее действовавшей редакции, в соответствии с которой пенсионеры имели право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно), закрепляет, по сути, ту же льготу (с 1 января 2005 года изменен лишь способ ее предоставления) по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Вместе с тем, по смыслу названной статьи, решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренныхЗакономРоссийской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" условиях, нормативные положения, содержащиеся впунктах 7и9Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34названного Закона и вопреки требованиям статьи 19 (части 1и2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43ичастью первой статьи 79Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7и9Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176), не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

В силу статьи 6Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящемОпределении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

2. Признать запрос Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.