logo
правоведение / раздатМатериалПраво / КоммТКСкачкова

Глава 3. Общие положения

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

Комментарий к статье 23

1. Социальное партнерство(или, по терминологии МОТ, социальный диалог) - важнейшая часть коллективных трудовых отношений. Исторически первый шаг в использовании этого понятия в международных трудовых нормах был сделан в конце 40-х гг. XX в. путем закрепления в ст. 4 Конвенции N 98 МОТ "Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров" (1949 г.) положения о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров. Данное положение имеет всеобъемлющий характер.

В принятой в начале 50-х гг. XX в. Рекомендации N 91 МОТ "О коллективных договорах" (1951 г.) устанавливается цель заключения, содержание и местоположение коллективных договоров в системе актов, регулирующих отношения между работодателями и работниками.

Коллективный договор определяется как письменное соглашение относительно условий найма и условий труда, заключаемое, с одной стороны, работодателем, группой работодателей или организацией работодателей и 1 либо несколькими представительными организациями работников - с другой (подп. 1 п. 2 Рекомендации N 91). Такое определение подразумевает наличие коллективных договоров разных уровней, в том числе отраслевого и регионального. В пользу данного толкования говорит и тот факт, что согласно положениям п. п. 4 и 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на работодателей и работников предприятий отрасли или территории.

Индивидуальные трудовые договоры не должны противоречить коллективным договорам. В случае такого противоречия, которое по смыслу положения подп. 1 и 2 п. 3 Рекомендации N 91 ведет к ухудшению положения работника, должны применяться соответствующие положения коллективных договоров. Напротив, если положения трудового договора более благоприятны для работника, то они не считаются противоречащими коллективному договору.

2. Международно-правовые нормыо месте и значении коллективно-переговорного метода регулирования трудовых отношений закреплены в Конвенции N 154 МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и сопровождающей ее Рекомендации N 163. В ст. 2 названной Конвенции дается определение понятия "коллективные переговоры", которое означает переговоры, проводимые "между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников, с другой стороны, в целях: (a) определения условий труда и занятости; и (или) (b) регулирования отношений между работодателями и работниками; и (или) (c) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников". Таким образом, коллективные переговоры понимаются широко как процесс совместного на разных уровнях участия работников и работодателей или их представителей в определении условий труда, найма и характера отношений между организациями социальных партнеров.

Рекомендация N 163 МОТ "О содействии коллективным переговорам" устанавливает порядок определения организаций, пользующихся правом на ведение коллективных переговоров применительно к разным уровням, - отдельное предприятие, отрасль, регион, вся страна.

Все участвующие в переговорах стороны должны иметь доступ к информации, необходимой для их компетентного ведения.

Порядок ведения коллективных переговоров устанавливается сторонами. При этом государству отводится роль содействующей коллективным переговорам инстанции. Однако государство также должно проводить предварительные консультации и, когда это возможно, заключать соответствующие соглашения с организациями работодателей и работников.

Среди мер содействия коллективным переговорам должны быть, согласно ст. 5 Конвенции N 154, и такие, которые поощряют разработку процедуры ведения коллективных переговоров.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Комментарий к статье 24

1. Уважение интересов сторон- это отказ от действий и решений, унижающих честь, а также от обращения, унижающего человеческое достоинство либо создающего опасность для жизни и здоровья сторон социального партнерства.

2. Учет интересов сторонсоциального партнерства осуществляется по вопросам, которые определены вст. ст. 48, 59, 74, 81, 92, 96,99,101,105,112,113,116,117,123,135,136,139,144,147,153,154,157,159,162,180,190,196,211,212,221,222,225,253,265,268,282,297,299,301,302,325,326,329,350,371,372ТК.

3. Перечни производств, работи должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утв.ПостановлениемСовета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105.

Переченьтяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.

Нормыпредельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утв. Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7.

4. Порядок учета мнения выборногопрофсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен вст. 372ТК.

5. Порядок учета мотивированного мнениявыборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен вст. 373ТК.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Комментарий к статье 25

1. Представителями работниковв социальном партнерстве являются: профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, указанныхТК.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров защищают первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

2. Представителями работодателяпри проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора могут быть руководитель организации либо уполномоченные им лица в соответствии сТК, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, которая представляет интересы и защищает права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Представлять работодателей (государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов) могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

3. В органах государственной властиработают государственные служащие, в органах местного самоуправления работают муниципальные служащие, для них работодателями являются названные органы.

Статья 26. Уровни социального партнерства

Комментарий к статье 26

1. Социальное партнерство- основа социально-трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления (см. Генеральноесоглашениемежду общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы).

Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства (см. Закон Московской области от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области").

Социальное партнерство - это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство - это способ согласования интересов партнеров. Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества.

2. Система социального партнерствабыла создана в РоссииУказомПрезидента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".УказомПрезидента РФ от 20 мая 1996 г. N 743 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений"УказN 212 был признан утратившим силу.

В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике в УказеN 212 было предусмотрено введение в практику ежегодного заключения на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. В этих соглашениях определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.

3. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения согласно Закону Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. N 40-З "О социальном партнерстве" - правовые акты, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), которые могут заключаться на региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Статья 27. Формы социального партнерства

Комментарий к статье 27

1. Одной из форм социального партнерстваможно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников.

2. Принятие работодателем согласованных решенийпредусмотрено в ТК следующими статьями: 48, 59, 74, 81, 96,99,101,105,112,113,117,123,135,136,139,144,147,153,154,157,159,162,180,196,211,212,222,225,253,268,281,297,299,301,302,325,326,329,350,371,372.

3. Участие работников, их представителейв управлении организацией установлено вгл. 8ТК.

4. Участие представителей работникови работодателей в разрешении трудовых споров закреплено вгл. 60"Рассмотрение индивидуальных трудовых споров" игл. 61"Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров" ТК.

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Комментарий к статье 28

1. При применении норм комментируемого раздела ТКцелесообразно также учитывать положения Конвенций МОТ: N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948 г.), N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров" (1949 г.) и N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.).

2. Конвенция N 151 МОТ"О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе" (1978 г.) распространяется на всех лиц, нанятых органами государственной власти, если только к ним не применяются положения других международных трудовых конвенций.

Национальное законодательство устанавливает гарантии для служащих, занимающих посты высокого уровня (политиков или управленцев), для вооруженных сил и полиции.

Организации государственных служащих пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны государственных органов власти в их создание, деятельность или управление ими. В частности, действия, имеющие целью способствовать созданию организаций государственных служащих под контролем государственного органа власти или финансировать организации государственных служащих с тем, чтобы поставить их под контроль государственного органа власти, рассматриваются как акты вмешательства в смысле комментируемой статьи.

Представителям признанных организаций государственных служащих даются такие возможности, которые позволят им быстро и эффективно выполнять свои обязанности как в рабочее время, так и вне его, не нанося ущерба эффективной работе соответствующего ведомства или службы.

Урегулирование споров, возникающих в связи с определением условий занятости, достигается согласно национальным законам путем переговоров между сторонами или процедур, гарантирующих независимость и беспристрастность, таких как посредничество, примирение и арбитраж.