logo
правоведение / раздатМатериалПраво / КоммТКСкачкова

Глава 10. Общие положения

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

Комментарий к статье 56

1. Трудовой договор - двустороннее соглашение, с помощью которого наемный работник продает работодателю свою рабочую силу, являющуюся товаром, как правило, по причине отсутствия у работника в его собственности средств производства.

2. Соглашение - волеизъявлениесвободных лиц, которые договорились действовать на основании установленных сторонами условий. Соглашение в данном случае синоним понятия "договор".

3. Трудовая функция- проявление действия закона разделения труда. Работодатель обязан принять работника по определенной трудовой функции, которая включает 5 элементов: 1) должность; 2) профессия; 3) специальность; 4) квалификация; 5) конкретный вид поручаемой работы.

4. По ТК организация имеет правозаключать с работником только трудовой договор, а не контракт. Применение контракта в трудовых отношениях отменено с 1 февраля 2002 г. - даты вступления в силу ТК.

5. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (см.комментарий к ст. 20ТК). Возраст, с которого можно заключать трудовой договор, установлен вст. 63ТК и составляет 16 лет. Иные случаи начала трудовой деятельности с 14 и 15 лет оговорены в этой жестатье.

6. Работодатель - физическое либо юридическое лицо(организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20ТК). В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В письмеФНС России от 25 сентября 2008 г. N ЧД-6-6/671@ "О применении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности при государственной регистрации" говорится о том, что в настоящее время действуют 2 Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): 1) Общероссийскийклассификаторвидов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенный Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст; 2) Общероссийскийклассификаторвидов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст.

Виды работодателей можно классифицировать по Общероссийскому классификаторуорганизационно-правовых форм ОК 028-99 (ОКОПФ), утв. Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97.

Объектами классификации ОКОПФявляются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленныеГК, а также другими законодательными и нормативными актами РФ, указанными вприложении А.

К хозяйствующим субъектам в ОКОПФотносятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и т.д.).

К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества.

К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

С учетом изложенного в ОКОПФвыделены следующие основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица; индивидуальные предприниматели и определен состав относящихся к ним позиций.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями:

хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества; товарищества на вере; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества; открытые акционерные общества; закрытые акционерные общества; производственные кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; унитарные предприятия: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями:

потребительские кооперативы;

общественные и религиозные организации (объединения);

общественные движения;

фонды;

учреждения (частные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения);

государственные корпорации;

органы общественной самодеятельности;

некоммерческие партнерства;

автономные некоммерческие организации;

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств;

территориальные общественные самоуправления;

товарищества собственников жилья;

садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;

прочие некоммерческие организации.

Организации без прав юридического лица:

паевые инвестиционные фонды;

простые товарищества;

представительства и филиалы;

индивидуальные предприниматели;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

иные неюридические лица.

7. Филиал - подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55ГК).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

8. Условия труда - совокупность факторовпроизводственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209ТК).

9. Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами и соглашениями (ст. 8ТК). Например, Новотроицкий цементный завод (ОАО "НЦЗ") ввел в действие в 2006 г. Положение о найме, прохождении испытательного срока, перемещении и увольнении персонала.

10. Трудовое законодательство не ограничиваетработника при заключении трудовых договоров. Однако следует учитывать деление трудовых договоров на основные и по совместительству. Работник вправе заключить только один основной договор, остальные - по совместительству.

11. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755, изданным в соответствии сподп. 5 п. 1 ст. 14Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В этотПереченьвключены:

1) объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;

2) структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

3) организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

12. Трудовой договор необходимо отличатьот договора подряда, который заключается на основаниист. 702ГК. Согласно этой статье по договору подряда подрядчик обязан выполнить по заданию заказчика определенную работу. По трудовому договору наемный работник обязан выполнять трудовую функцию, а не определенную работу. Второе отличие состоит в том, что заказчик по договору подряда обязан оплатить конкретную работу. По трудовому договору работодатель обязан выплачивать заработную плату. Третье отличие состоит в том, что по трудовому договору работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а по договору подряда - нет.

Трудовой договор также необходимо отличать от следующих договоров: договора подряда (ст. 702ГК); на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769ГК); возмездного оказания услуг (ст. 779ГК), по которому исполнитель обязан оказывать определенные услуги, а не выполнять трудовую функцию; поручения (ст. 971ГК), по которому поверенный обязан совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия, а не выполнять трудовую функцию.

Работа по трудовому договору имеет следующие признаки: 1) это работа по трудовой функции; 2) работнику обеспечены условия труда, предусмотренные трудовым законодательством; 3) работнику выплачивается заработная плата; 4) работник лично выполняет трудовую функцию; 5) работник соблюдает правила внутреннего трудового распорядка; 6) работник подчинен работодателю и обязан выполнять его указания; 7) работодатель регулирует процесс труда, а также определяет результаты труда.

13. Работодатель не имеет правазаключать трудовые договоры с дисквалифицированными лицами.Наставлениепо формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц иИнструкцияо порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах утв. Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957.

14. Работодатели обязаныв соответствии сПриказомМинздравсоцразвития России от 30 октября 2008 г. N 610н представлять в государственную инспекцию труда по субъекту РФформу сведенийо заключении работодателем трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.

Для повышения эффективности рынка труда целесообразно ввести государственную регистрацию рабочих мест и заключенных трудовых договоров.

Статья 57. Содержание трудового договора

Комментарий к статье 57

1. Трудовой договор - это информация, состоящая из сведений и условий. Каждая организация разрабатывает свою модель трудового договора, причем их может быть несколько для разных категорий работников. За основу можно взять следующую модель трудового договора: 1) название правового акта; 2) место и дата заключения трудового договора; 3) раздел 1 - обязательные условия трудового договора; 4) раздел 2 - другие обязательные условия трудового договора; 5) раздел 3 - дополнительные условия трудового договора; 6) раздел 4 - форма трудового договора; 7) правила изменения трудового договора, прекращение трудового договора; 8) реквизиты сторон.

При разработке модели трудового договора, которую затем работодатель оформит в виде бланка, в содержание трудового договора целесообразно включить все условия, которые можно в него включить. Если по какому-то условию договоренность не была достигнута, то в договоре ставится прочерк. Условия трудового договора упоминаются в следующих статьях ТК: 15,21,22,32,59-61,68,69,72-75,81,94,97,100,112,113,121,131,135,136,147,149,151-154,158,168,173-178,189,196,219,220,232,243,249,270,274,275,278,279,285,292,301,302,307,310,312,320,325,344,347,379.

Трудовой договор представляет собой определенную совокупность конкретных договоров (договоренностей) между работником и работодателем по каждому условию труда работника. Эти договоренности, по существу, составляют содержание трудового договора. Условия договора - это обстоятельства, договоренности, соглашения, правила. Таким образом, договор состоит из ряда правил, представленных в виде прав и обязанностей.

2. Одним из условий трудового договораявляется наименование должности или профессии. Работодатель и работник могут указывать их в трудовом договоре в соответствии с Общероссийскимклассификаторомпрофессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК ПДТР) (принят Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367) (с изм.). Квалификационныйсправочникдолжностей руководителей, специалистов и других служащих утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Квалификационная характеристика по должности имеет 3 раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". Тарифно-квалификационныехарактеристикипо общеотраслевым профессиям рабочих утв. Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31.ПостановлениемМинтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а разъяснено применение действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих в организациях, расположенных на территории РФ.

3. Отношения по обучениюв организациях регулируются образовательным законодательством.

4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен вст. 5 разд. 2Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", вУказеПрезидента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне".

Инструкцияо порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:первая форма- для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;вторая форма- для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;третья форма- для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности и ее территориальными органами (далее - органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, указанного в п. 26Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ.

Граждане, принимаемые на временную работу или не достигшие 18-летнего возраста, как правило, не подлежат оформлению на допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям.

5. В трудовом договоремогут быть предусмотрены условия о неразглашении охраняемой законом коммерческой тайны.

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, регулируются Федеральным закономот 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

В соответствии со ст. 5этого Закона коммерческую тайну организации и предпринимателя не могут составлять следующие сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

6. Перечень сведенийконфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188. Это сведения:

1) о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях. Согласно Федеральному законуот 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными;

2) составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным закономот 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами РФ;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГКи федеральными законами (служебная тайна);

4) связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с КонституциейРФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5) связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГКи федеральными законами (коммерческая тайна);

6) о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

7. При заключении трудового договораможно использовать следующую примерную форму.

Примерная форма трудового договора

Трудовой договор N ___

Населенный пункт (город) "__" _________ 20__ г.