logo
правоведение / раздатМатериалПраво / КоммТКСкачкова

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Комментарий к статье 1

1. Настоящая статьяустанавливаетосновные целине только ТК, но и всего трудового законодательства РФ в целом с учетом егосоциального назначения- установления государственных гарантий реализации трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, всемерной защиты прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудовых отношений.

Статья 1ТК конкретизирует положенияст. 7Конституции РФ о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. Выполняя основные задачи,возложенные на него законом, трудовое законодательство РФ осуществляет правовое регулирование отношений в сфере труда.

Наряду с трудовыми отношениями между работником и работодателем(см.комментарий к ст. 15ТК) предмет трудового права составляют ииные, непосредственно связанные с ними, отношения,производные от трудовых отношений, исчерпывающий перечень которых (всего их 9) дан вст. 1ТК.

3. В соответствии с ФЗот 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в указанный перечень включеныдополнительноотношения по обязательному социальному страхованию, правовое регулирование которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, отнесено к задачам трудового законодательства РФ.

Так, лица, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными и имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке и размерах, определяемых ФЗот 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18).

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений

Комментарий к статье 2

В настоящей статьеуказаныосновополагающие начала, закрепленные в нормах трудового законодательства и определяющие направление развития его норм в реализации государственной политики по регулированию трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.

Основные принципы, изложенные в ст. 2ТК, конкретизируют и уточняют применительно к сфере труда общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы граждан, закрепленные вКонституцииРФ.

См. комментарий ко всем разделамТК.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Комментарий к статье 3

1. Запрещение дискриминации в сфере труда является одним из основных принципов трудового права (ст. 2ТК), основанным наобщепризнанных нормахмеждународного права, закрепленных, в частности, в Конвенции МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.).

2. О запрещении дискриминации в сфере труда свидетельствует и конституционная норма, устанавливающая равные права и свободы человека и гражданина(ст. 19Конституции РФ) в реализации трудовых прав сторон трудового договора на всех этапах действия соглашения о труде.

3. Закрепляя равенство всех граждан в реализации трудовых прав, ТКустанавливает запрет на возможность ограничения в трудовых правах и свободах или получения каких-либо преимуществ в зависимости отлюбых обстоятельств,не связанных с деловыми качествами работника. Исключена возможность неравенства граждан в сфере труда в зависимости от наличия или отсутствия любых обстоятельств, поскольку перечень таких обстоятельств, указанных вст. 3ТК,не является исчерпывающим.

4. Установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников возможно только в том случае, если свойственные данному виду труда требования, во-первых, установлены федеральными законами либо,во-вторых,обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (см.комментарий к разд. XIIТК).

5. Дискриминация в сфере труда может быть обжалована в судебном порядке(см.комментарий к гл. 60ТК).

Статья 4. Запрещение принудительного труда

Комментарий к статье 4

1. Запрещение принудительного труда является одним из основных принципов трудового права (ст. 2ТК), основанным на общепризнанных нормах международного права и конституционной норме, устанавливающейпринцип свободы труда(ст. 37Конституции РФ).

2. Определение в ТКпринудительного трудасоответствует положениям конвенций МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.).

3. В то же время ТКрасширил понятие принудительного труда по сравнению с международно-правовыми нормами, включивдополнительнов это понятие выполнение работы при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплате ее не в полном размере, необеспечении работника средствами индивидуальной или коллективной защиты, угрозе жизни или здоровью работника.

4. ИсчерпывающийвТКперечень случаев, когда привлечение к труду не является принудительным, соответствует положениям Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.).

См. также комментарий к ст. ст. 142,220,379ТК.

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Комментарий к статье 5

1. В настоящей статьеречь идет обисточниках трудового права- системе правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующих трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения.

2. Правовую основу для регулирования указанных выше отношений составляет прежде всего Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации(ст. 15), предоставляющая правоПрезиденту РФпринимать содержащие нормы трудового права указы(ст. 90), аПравительству РФ- постановления(ст. 115), предусматривая также принятие федеральных конституционных законов(ст. 76).

3. Трудовой кодекс РФ- систематизированный законодательный акт, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., являетсяосновополагающимсреди всех федеральных законов в сфере труда и базовым для федеральных законов иной отраслевой принадлежности.

4. В пределах своих полномочий нормативные правовые акты в сфере труда принимают федеральные органы исполнительной власти(Минздравсоцразвития, Минюст, Минобороны, МВД, МЧС России и др.), действующие в соответствии с положениями.

Согласно УказуПрезидента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, а положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, утверждаются Правительством РФ.

5. Собственное правовое регулирование в сфере труда в пределах своей компетенции могут осуществлять также субъекты РФ(см.комментарий к ст. 6ТК).

6. В пределах своей компетенции акты в сфере труда могут принимать и органы местного самоуправления(см.ФЗот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822).

7. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ.Организация и ведение такого регистра осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ (см.ст. 43.1ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

8. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Минюстом Россиив порядке, установленномПостановлениемПравительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301).

9. В системе источников трудового права особое место занимают локальные нормативные акты, действующие только у данного работодателя и принимаемые непосредственно работодателем, в том числе с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с этим органом (см.комментарий к ст. ст. 8,372ТК).

10. В качестве источников трудового права выступают коллективные договорыисоглашения,т.е. нормативные соглашения различного уровня, принимаемые по договоренности работников и работодателей в рамках социального партнерства (см.комментарий к разделу IIТК).

11. Перечень всех источников трудового права, данный в ч. 1 ст. 5ТК, построен на строгомиерархическомсоответствии их друг другу по принципу юридической силы каждого из таких актов.

12. Ряд ученых-трудовиков считают судебную практикуисточником трудового права. ОднакоКонституцияРФ не относит судебную власть к органам, осуществляющим нормотворчество, в силу чего судебная практика не названа вст. 5ТК в числе источников трудового права.

13. В то же время судебная практика имеет большое значение в практике регулирования отношений сферы трудового права: акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, восполняя пробелы и неясности в трудовом законодательстве РФ, способствуют правильному и единообразному применению его норм, не создавая в то же время новых актов и норм.

14. Содержащийся в ст. 5ТК перечень источников трудового праване является исчерпывающим: согласност. 423ТК на территории РФ в части, не противоречащей ТК, действуют и применяются законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР (см.комментарий к ст. 423ТК).

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений

Комментарий к статье 6

1. Исходя из того что согласно ст. 72Конституции РФ трудовое законодательство отнесено кпредмету совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов РФ,ст. 6ТК конкретизирует эти положения.

2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений построено на четком выделении исчерпывающегоперечня вопросов, отнесенныхк ведению федеральных органовгосударственной власти.

3. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права, могут регулироваться лишь вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти (см.ФЗот 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005).

4. В соответствии с УказомПрезидента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356) Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 утвержденоПоложениео порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ (СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4826).

5. В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ включаютсяконституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

6. Предоставление субъектами РФ более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с тем, что установлено на федеральном уровне, должно осуществляться за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

7. Если нормативные правовые акты субъектов РФ противоречат ТКили иным федеральным законам либо снижают установленный ими уровень трудовых прав и гарантий работникам, то должны применяться ТК или иные федеральные законы.

Статья 7. Утратила силу. - Федеральный законот 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Комментарий к статье 8

1. К локальным нормативным актам относятся акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателями - юридическими лицами (организациями)ифизическими лицами - индивидуальными предпринимателямив пределах своей компетенции в определенном законом порядке, действующие только у данного работодателя.

2. В отличие от актов правоприменения (приказы или распоряжения о назначении лица на должность, предоставлении отпуска, увольнении работника с работы и т.д.), которые всегда имеют конкретного адресата, локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о комиссии по трудовым спорам и т.д.) распространяются на всех работников у данного работодателя или некоторые их категории.

3. В некоторых случаях, установленных ТК, работодатель должен согласовывать спредставительным органом работниковпринятие локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка, графиков сменности, актов по нормированию труда и др.) или учитывать мнение этого органа.

См. комментарий к ст. ст. 103,123,147,154,162,190,196,212ТК.

4. Конкретные формывзаимоотношений работодателя с представительным органом работников при принятии локальных нормативных актов (согласование, учет мнения), если это не установленоТК, могут быть предусмотреныколлективным договором, соглашением.

5. В качестве представительного органа работников может выступать соответствующий профсоюзный органилииной представитель работников,который может быть образован в случаях, предусмотренныхТК(см.комментарий к ст. ст. 29-31,52,53ТК).

6. Порядок учета мненияпредставительного органа работников изложен вст. 372ТК (см.комментарий к данной статье).

7. Локальные нормативные акты не могут ухудшатьположение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если же это имеет место, то такой локальный нормативный акт признаетсянедействительным.

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений в договорном порядке

Комментарий к статье 9

1. Законодательно закрепляется договорный метод регулированияотношений сферы трудового права - путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений (подробнее об этом см.комментарий к последующим разделамТК).

2. Права и гарантии, установленные работникам в договорном порядке, не могут быть сниженыпо сравнению с установленными законом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия договоров о труде, ухудшающие положение работников, применяться не могут.

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

Комментарий к статье 10

1. В действующем законодательстве РФ закреплен приоритетнорм, установленных международным договором РФ, перед внутренними актами, содержащими нормы трудового права.

2. Приоритет норм международного права перед национальным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действует при условии, что международно-правовые акты содержат более льготныедля граждан положения по сравнению с национальными нормами.

3. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определен ФЗот 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2756).

4. Соотношение между нормами национального трудового законодательства и иных актов РФ, содержащих нормы трудового права, и нормами международного права основано на положениях ч. 4 ст. 15Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

См. также ПостановлениеВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (БВС РФ. 2003. N 12).

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Комментарий к статье 11

1. Предмет регулированиятрудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см.комментарий к ст. 1ТК).

2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотреноТКили иным федеральным законом.

Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера(участника товарищества), -сфера действия норм трудового права.

3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателяминезависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

5. В соответствии со ст. 62 (ч. 3)Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории,пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.

6. Согласно п. 1 ст. 13ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; далее - Закон о правовом положении иностранцев) иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

7. Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения работодателями, являющимися:

а) иностранными организациями и международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ с применением труда граждан РФ;

б) организациями, созданными на территории РФ с участием иностранных инвесторов (либо полностью, либо только с участием иностранных инвесторов).

8. Закономо правовом положении иностранцев установленыопределенные правилапо привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы (ежегодное квотирование численности работников для въезда в РФ, необходимость получения в некоторых случаях специального разрешения на работу, ограничения в отдельных видах трудовой деятельности).

Так, например, иностранцы не могут быть:

а) приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (ст. 14Закона о правовом положении иностранцев);

б) назначены на должность нотариуса (ст. 2Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318);

в) членами летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации (ст. 56Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383), и т.д.

9. Статья 11ТК, определяясферу действия норм трудового права по кругу лиц, указывает на установление ТКособенностейправового регулирования труда отдельных категорий работников - руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет и др. (см.комментарий к разд. XIIТК).

10. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться и к иным отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

Так, согласно ст. 40ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870) в производственном кооперативе не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).

11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренныхФЗот 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215), а на муниципальных служащих - с учетом особенностей, предусмотренныхФЗот 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152).

12. Статья 11ТК называет также кругиных лиц(их перечень не является исчерпывающим), на которых не распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если только указанные лица не выступают одновременно в качестве работодателей или их представителей.

Так, действие норм трудового права не распространяетсяна членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), а также на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), например на основании договора поставки, поручения, возмездного оказания услуг и др. (см. часть вторуюГК).

13. Действие норм трудового права не распространяетсятакже на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см.ФЗот 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см.ПостановлениеВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см.ФЗот 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.

Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Комментарий к статье 12

1. Настоящая статья, устанавливаяпределы действияне только законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, но и локальных нормативных актов, содержит положения, касающиеся момента вступления в силу указанных актов, прекращения их действия, придания им обратной силы.

2. Особенности действия во временизакона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, установлены вФЗот 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801), а также вУказеПрезидента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663).

3. Статья 12ТК, закрепляя общее правило, согласно которому действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии сТК, в то же время указывает наособенностивступления в силу локальных нормативных актов и прекращения действия локального нормативного акта в целом либо отдельных его положений.

Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Комментарий к статье 13

1. Любой нормативный правовой акт действует не только во времени, но и в пространстве, пределы которого зависят от уровня правового регулирования.

2. При осуществлении правового регулирования на федеральном уровне законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации (если в самих актах не установлено иное) с учетом особенностей, установленных актами, указанными вст. 12ТК.

3. При осуществлении правового регулирования на уровне субъектов РФ соответствующие нормативные правовые акты субъектов РФ действуют в пределахтерритории данного субъекта РФ.

4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправлениядействуют натерриториисоответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты- в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Статья 14. Исчисление сроков

Комментарий к статье 14

1. Настоящая статьяразличает сроки, с которыми связано возникновение трудовых прав и обязанностей, и сроки, с которыми связано прекращение трудовых прав и обязанностей.

2. Если возникновениетрудовых прав и обязанностей начинается с календарной даты, которой определено начало течения срока, топрекращениетрудовых прав и обязанностей начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

3. В ч. ч. 3и4 ст. 14ТК приведеныустоявшиеся на практикеправила истечения сроков, исчисляемых годами, месяцами, неделями, а также невключения нерабочих дней в сроки, исчисляемые в календарных днях.