logo
УМКД адм

Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.

Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовые обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушений, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц, аварий и т.д. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, не виновных в нарушении норм права; органы государственного управления в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Например, органы исполнительной власти могут устанавливать карантин, санитарно-наблюдательный контроль, имеющий целью изоляцию людей или животных, органы внутренних дел по решению суда могут устанавливать административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.

Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не всегда требуется факт нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы.

Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступников, несчастный случай и т.д.

При наличии условий, предусмотренных гипотезой соответствующей правовой нормы, органы исполнительной власти на основе представленных им полномочий принимают решения о применении административно-предупредительных мер. Данные меры осуществляются на организационных основаниях, но они не являются санкциями правовых норм. Норма права формирует их не в санкции, а в диспозиции. В этом состоит одна из особенностей административно-предупредительных мер.

В нормативных актах не только закрепляются полномочия на применение органами исполнительной власти принудительных мер, но и определяется порядок реализации мер, предусмотренных диспозиций.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.

Меры административно – процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей. Их применение нередко связано с непосредственным вмешательством в действия нарушителя в целях их прекращения и недопущения вредных последствий. Посредством психологического или физического воздействия, связанного с личным, организационным или имущественным ограничением, правонарушитель лишается фактической возможности продолжить неправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей.

Меры административного пресечения наиболее часто применяются органами внутренних дел в связи с совершением административных проступков. В ряде случаев они являются действенными, а иногда и единственно возможными средствами пресечения преступной (например, применения оружия).

Не всегда применение мер процессуального пресечения связано с фактом конкретного правонарушения. Они могут применяться в связи с реализацией принудительных мер медицинского характера. Однако во всех случаях они обусловлены необходимостью совершения последующих процессуальных действий: составление протокола, получение объяснения, проведение медицинского освидетельствования и пр.