logo
УМКД адм

Вопрос 3. Система и источники административного права рк

Административное право, как уже указывалось, регулирует различные общественные отношения. Это предопределяет необходимость проведения определенной систематизации правовых норм. Система административного права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

Административное право состоит из двух частей: общая и особенная.

Система общей части административного права – это нормы, регулирующие общие вопросы для всей отрасли государственного управления. Она выглядит следующим образом:

- нормы, закрепляющие основные принципы государственного управления;

- нормы, закрепляющие правовые отношения субъектов административного права;

- нормы, закрепляющие основы и принципы государственной службы;

- нормы, закрепляющие правовые формы и методы государственного управления;

- нормы, закрепляющие способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;

- административный процесс и условия применения мер воздействия;

Подобная система административного права положена в основу действующей учебной программы по курсу административного права. Это значит, что система права, науки и учебной дисциплины фактически совпадают.

В особенной части содержатся нормы, объединяющие институты административного права и действующие в отдельных сферах (управление государственной собственностью, образованием, культурой, юстицией, здравоохранением, внутренними делами и др.).

Источники административного права – это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РК, принятая 30 августа 1995 г.

2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, от 30 января 2001 г. представляющий собой комплекс нормативных актов, регулирующих различные сферы административных правоотношений.

3. Законы, принимаемые Парламентом РК.

4. Акты Президента, определяемые Конституцией:

- указы

- распоряжения

- указы, имеющие силу закона.

5. Постановления Правительства РК, которые в соответствии со статьей 69 Конституции обязательны для исполнения на всей территории республики.

6. Акты центральных органов государственного управления (министерств и ведомств). Акты, принимаемые этими органами, затрагивают конкретную сферу исполнительно-распорядительной деятельности и обладают юридической силой в ее рамках.

7. Конституция к действующему праву относит постановления Верховного Суда РК. Их в полной мере можно отнести к источникам административного права, если указанные постановления касаются:

а) обобщения практики рассмотрения административных дел;

б) совершенствования практики правоприменения административного законодательства.

Такова классификация нормативных актов – источников административного права по степени юридической силы.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти имеющий функцию и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализаций государственной власти. Поэтому государственное управление это деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридических властных полномочий.