Классификация актов государственного управления
Акты управления, отражая многообразие государственного управления как наиболее обширной деятельности государства, весьма разнообразны. В целях более четкого уяснения правовой характеристики они могут быть классифицированы по определенным признакам. Классификация акта управления позволяет определить юридическую силу и значение каждого из них, их отраслевое и пространственное действие, место среди других актов. В основу их классификации должны быть положены наиболее существенные общие признаки. Наука административного права обычно классифицирует акты:
По юридическим свойствам: Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия. Индивидуальные это решение субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Смещенные – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения.
К административным нормам относятся акты, содержащие конкретные предписания определенному лицу (например, постановление начальника ОВД о наложении штрафа на конкретное лицо). На основании административных актов в процессе исполнительной и распорядительной деятельности возникают конкретные права и обязанности у определенных лиц. Нормативные акты управления устанавливают правила поведения общего характера, которыми регулируются группы однородных отношений.
По сроку действия: Бессрочные; Срочные.
По территории: Акты, действующие в пределах РК; Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы.
По характеру компетенции: Общего; Отраслевого; Межотраслевого;
По характеру компетенции органа, издающих акты, различают акты общего и отраслевого (специального) управления. Они регулируют управленческие отношения во всех или нескольких отраслях, другие отношения, связанные с какой – либо одной отраслью. К первой группе относятся акты Правительства, глав местных представительных и исполнительных органов; ко второй – акты министерств, руководителей других центральных ведомств, начальников управлений и отделов.
По органам, издающие акты: По органам, издающим акты управления, последние делятся на несколько видов:
постановления и распоряжения Правительства;
приказы и инструкции министерств, и иных центральных ведомств;
решения и распоряжения глав местных представительных и исполнительных органов;
приказы и инструкции руководителей управлений и отделов, руководителей учреждений и предприятий.
Правительственные акты обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими актами государственного управления. Правительственные постановления – это, как правило, нормативные акты, издаваемые по крупным государственно-хозяйственным вопросам, а также по вопросам социально – культурного строительства. Некоторые постановления издаются по поводу назначения высших должностных лиц (заместителей министров, руководителей ведомств), присвоения высших званий и т.п.
Распоряжения Правительства – это решения по оперативным и другим текущим вопросам. Приказы министров и руководителей иных центральных ведомств, а также начальников отделов и управлений администрации – акты как административные (индивидуальные), так и нормативные, их инструкции – акты нормативные.
По форме выражения: Письменные; Устные исполнения при непосредственном руководстве производственной деятельности для обеспечения общественной безопасности; Конклюдентные, выраженные в законах световых и звуковых сигналов.
Особое место среди актов государственного управления занимают нормативные акты. Согласно Закона «О нормативных правовых актов» (24.03.1998 года), нормативный правовой акт – это письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.
Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.
К основному виду нормативных правовых актов относятся: 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; 6) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; 7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов; 8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений; 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения; 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности; 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.
Кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования следующих однородных общественных отношений: 1) бюджетных; 2) гражданских; 3) гражданских процессуальных; 4) брачно-семейных; 5) экологических; 6) водных; 7) земельных; 8) лесных; 9) налоговых; 10) таможенных; 11) транспортных; 12) трудовых; 13) связанных с исполнением уголовных наказаний; 14) связанных с привлечением к административной ответственности; 15) связанных с привлечением к уголовной ответственности; 16) уголовно-процессуальных.
Иерархия нормативных правовых актов: Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: 1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; 2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; 2-1) кодексы Республики Казахстан; 3) законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; 4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 5) нормативные указы Президента Республики Казахстан; 6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; 8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы