logo
УМКД адм

Классификация актов государственного управления

Акты управления, отражая многообразие государственного управления как наиболее обширной деятельности государства, весьма разнообразны. В целях более четкого уяснения правовой характеристики они могут быть классифицированы по определенным признакам. Классификация акта управления позволяет определить юридическую силу и значение каждого из них, их отраслевое и пространственное действие, место среди других актов. В основу их классификации должны быть положены наиболее существенные общие признаки. Наука административного права обычно классифицирует акты:

По юридическим свойствам: Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия. Индивидуальные это решение субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Смещенные – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения.

К административным нормам относятся акты, содержащие конкретные предписания определенному лицу (например, постановление начальника ОВД о наложении штрафа на конкретное лицо). На основании административных актов в процессе исполнительной и распорядительной деятельности возникают конкретные права и обязанности у определенных лиц. Нормативные акты управления устанавливают правила поведения общего характера, которыми регулируются группы однородных отношений.

По сроку действия: Бессрочные; Срочные.

По территории: Акты, действующие в пределах РК; Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы.

По характеру компетенции: Общего; Отраслевого; Межотраслевого;

По характеру компетенции органа, издающих акты, различают акты общего и отраслевого (специального) управления. Они регулируют управленческие отношения во всех или нескольких отраслях, другие отношения, связанные с какой – либо одной отраслью. К первой группе относятся акты Правительства, глав местных представительных и исполнительных органов; ко второй – акты министерств, руководителей других центральных ведомств, начальников управлений и отделов.

По органам, издающие акты: По органам, издающим акты управления, последние делятся на несколько видов:

Правительственные акты обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими актами государственного управления. Правительственные постановления – это, как правило, нормативные акты, издаваемые по крупным государственно-хозяйственным вопросам, а также по вопросам социально – культурного строительства. Некоторые постановления издаются по поводу назначения высших должностных лиц (заместителей министров, руководителей ведомств), присвоения высших званий и т.п.

Распоряжения Правительства – это решения по оперативным и другим текущим вопросам. Приказы министров и руководителей иных центральных ведомств, а также начальников отделов и управлений администрации – акты как административные (индивидуальные), так и нормативные, их инструкции – акты нормативные.

По форме выражения: Письменные; Устные исполнения при непосредственном руководстве производственной деятельности для обеспечения общественной безопасности; Конклюдентные, выраженные в законах световых и звуковых сигналов.

Особое место среди актов государственного управления занимают нормативные акты. Согласно Закона «О нормативных правовых актов» (24.03.1998 года), нормативный правовой акт – это письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.

Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

К основному виду нормативных правовых актов относятся: 1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; 2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; 3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; 6) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; 7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов; 8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений; 2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения; 3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности; 4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.

Кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования следующих однородных общественных отношений: 1) бюджетных; 2) гражданских; 3) гражданских процессуальных; 4) брачно-семейных; 5) экологических; 6) водных; 7) земельных; 8) лесных; 9) налоговых; 10) таможенных; 11) транспортных; 12) трудовых; 13) связанных с исполнением уголовных наказаний; 14) связанных с привлечением к административной ответственности; 15) связанных с привлечением к уголовной ответственности; 16) уголовно-процессуальных.

Иерархия нормативных правовых актов: Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: 1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; 2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; 2-1) кодексы Республики Казахстан; 3) законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; 4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат; 5) нормативные указы Президента Республики Казахстан; 6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; 7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; 8) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 9) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.