Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
Важное место в деятельности ОВД занимает административная юрисдикция, содержанием которой является рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Административно-юрисдикционная деятельность является частью административной деятельности ОВД, ее относительно самостоятельной формой. Наряду с административным надзором и деятельностью ОВД по исполнению (реализации) административных взысканий и иных мер административного принуждения она призвана обеспечить защиту от противоправных посягательств (административных правонарушений) общественного порядка, общественной безопасности и других общественных отношений, охрана которых возложена на ОВД.
Охранительная функция административной юрисдикции реализуется применением санкции, предусмотренной действующим законодательством за совершение того или иного административного проступка.
В отличие от административного надзора административная юрисдикция не способна воздействовать на динамику развития противоправного поведения, предотвратить или пресечь конкретный правовой конфликт. Административное взыскание всегда применяется после уже совершенного проступка и выполняет функцию правовой охраны воздействием на сознание правонарушителя и иных лиц, предупреждая совершение ими новых правонарушений. Кроме того, эта функция реализуется в процессе осуществления административно-юрисдикционной деятельности по средством выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, и внесения в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам предложений о принятии мер по их устранению.
Охранительная функция административной юрисдикции неразрывно связана с ее воспитательной функцией. Последняя проявляется не только в применении админимтративного взыскания, целью которого является и воспитание лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, но и в особых организационно-правовых формах ее осуществления, призванных способствовать воспитанию граждан в духе соблюдения законов.
Социальная ценность административной юрисдикции проявляется и в ее регулятивной функции. Административная юрисдикция является своеобразным средством правового регулирования общественных отношений, охраняемых ОВД.
Благодаря ей нормативные предписания переводятся в конкретные правоотношения, в реальное поведение субъектов. Так, нормами административного права запрещается распитие спиртных напитков в неустановленных общественных местах (ст. 336 КоАП РК).
Лицо, нарушившее эту норму, подлежит к административной ответственности. Эти нормативные предписания имеют целью урегулировать поведение граждан в общественных местах. Однако наличие нормы не исключает отклоняющегося от ее предписания поведения. В случае ее нарушения в механизм правового регулирования включается административно-юрисдикционная деятельность, осуществляющая воздействие на правонарушителей (например, на должностных лиц, предприятия, обязанных взыскать с нарушителя наложенный штраф).
Как разновидность административной деятельности административная юрисдикция ОВД помимо названных функций характеризуется рядом специфических признаков.
Во-первых, основанием ее осуществления является административное правонарушение.
Во-вторых, она осуществляется в особых процесных формах, установленных законом.
В-третьих, ее результатом является издание юрисдикционного акта (постановление о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством, обязательного для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами).
Будучи одним из видов правоохранительной деятельности, административная юрисдикция осуществляется многими органами государственного управления, образующими систему органов административной юрисдикции, построенную по территориально-отраслевому принципу. ОВД является составной частью отраслевой подсистемы административной юрисдикции, которую составляют многочисленные органы ведомственной принадлежности (органы железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта и электротранспорта, госгортехнадзора, таможенные органы и др.).
Их административно - юрисдикционная деятельность обладает особенностями, отличающими ее от деятельности территориальных органов административной юрисдикции (судьи районных и приравненных к ним судов ст. 541 КоАП РК, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ст. 542 КоАП РК и др.), а также от административной юрисдикции, осуществляемой иными органами отраслевой компетенции.
В отличие от территориальных органов административной юрисдикции ОВД осуществляют юрисдикционную деятельность по делам о нарушениях правил, надзор за соблюдением которых возлагается на них законодательством.
Такое положение объясняется спецификой борьбы с нарушениями общественного порядка, безопасности дорожного движения и некоторых иных правил, требующей оперативного реагирования на выявленные в ходе надзорной деятельности нарушения, быстрого принятия мер к правонарушителям.
Законодательством на ОВД не только возложена обязанность выявлять и пресекать нарушения общественного порядка и другие правонарушения, но и предоставлены полномочия по применению к нарушителям административных взысканий. Такое сочетание административно-надзорных и юрисдикционных полномочий ОВД призвано обеспечить эффективность их правоохранительной деятельности.
Значительный объем и многообразие общественных отношений, охрана которых возложена на ОВД, обусловливает широкуюподведомственность дел об административных правонарушениях, рассматриваемых органами нутренних дел. Так, если другие административно-юрисдикционные органы отраслевой компетенции правомочны осуществлять юрисдикцию по одному-двум или небольшой группе однородных административных проступков, то ОВД разрешают значительное количество различных дел.
Своеобразие административно-юрисдикционной деятельности ОВД заключается также в наличии юрисдикционных полномочий у относительно широкого круга должностных лиц ОВД. Так, в соответствии со ст.543 Ко АП Р.К. рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени ОВД вправе:
п.1 ст. 543 - начальники ОВД и их заместители;
п.2 ст. 543 - начальники городских, районных отделений ОВД;
п.3 ст. 543 - начальники линейных отделений, линейных пунктов ОВД;
п.4 ст. 543 - участковые инспектора полиции ОВД;
п.5 ст. 543 - начальники патрульных участков ОВД;
п.6 ст. 543 - начальники департаментов, управлений, отделов дорожной полиции ОВД;
п.7 ст. 543 - сотрудники дорожной полиции имеющие специальные звания;
п.8 ст. 543 - начальники и их заместители подразделений природоохранной и ветеринарной полиции ОВД;
п.9 ст. 543 - начальники и их заместители подразделений по делам несовершеннолетних ОВД:
п.10 ст.543 - начальники следственных изоляторов системы органов внутренних дел (Министерства юстиции);
п.11 ст. 543 – начальники и их заместители специализированных подразделений полиции ОВД по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы.
Объем юрисдикционных полномочий перечисленных должностных лиц ОВД определяется их должностным положением. Так, наибольшими полномочиями пользуются начальники территориальных ОВД. Им подведомственна большая часть дел об административных правонарушениях, входящих в предмет административно-юрисдикционной деятельности ОВД. Она вправе налагать такие взыскания, как предупреждение и штраф (в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Кодекса об администратвиных правонарушениях Республики Казахстан).
Например, начальники подразделений дорожной полиции разрешают дела о нарушениях правил, надзор за соблюдением которых возложен на эти судьбы. За некоторые нарушения указанных правил административные взыскания могут налагать и инспектора этих служб. Однако законодательством ограничен максимальный размер штрафа, который может быть ими наложен на правонарушителя.
Такая дифференциация юрисдикционных полномочий должностных лиц ОВД отражает существующую специализацию их административной деятльности по борьбе с правонарушениями, способствует наиболее квалификационному рассмотрению дел о нарушениях специальных правил (общественного порядка, дорожного движения и т.д.), выяснение и оценка обстоятельств совершения которых требует специальных познаний, а также учитывает компетентность и уровень профессиональной подготовки работников ОВД различных категорий.
Особенностью административно-юрисдикционной деятельности ОВД является участие в ее осуществлении сотрудников полиции, не обладающих полномочиями по разрешению дела об административном правонарушении по существу и наложению административных взысканий. Так, дежурные по ОВД, участковые инспектора полиции, работники других служб полиции выясняют обстоятельства, совершенных административных правонарушений, квалифицируют содеянное правонарушителем, составляют протоколы об административных правонарушениях, выполняют иные процессуальные действия, обеспечивающие рассмотрение и разрешение дела полномочным должностным лицом или органом.
Причем работники полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, дела о которых разрешаются по существу иными юрисдикционными органами.
Протоколы также предварительно рассматриваются руководителями ОВД, которые проверяют правильность квалификации содеянного, оценивают достоверность и достаточность собранных по делу доказательств, выясняют, не имеется ли обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу, определяют подведомственность данного дела и направляют его компетентному органу для разрешения по существу. Органы внутренних дел правомочны применять к правонарушителям меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие компетентному органу необходимые условия для рассмотрения дела. Так, в определенных законом случаях лицо, привлекаемое к административной ответственности и уклоняющееся от явки по вызову, может быть задержано полицией и подвергнуто приводу в суд для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административно-юрисдикционная деятельность ОВД регламентируется, прежде всего, нормами Кодекса об административных правонарушениях РК, в структуре которого имеются разделы и главы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, МВД РК издают нормативные акты, регулирующие отдельные стороны организации и осуществления административно-юрисдикционной деятельности ОВД, их служб и сотрудников.
В нормах законодательных актов определяются задачи производства по делам об административных правонарушениях, решению которых и подчинена административная юрисдикция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог по лекции необходимо сказать, что под административно-юрисдикционной деятельностью необходимо понимать установленную законодательными актами деятельность судьи и органов государственного управления (должностных лиц) по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы