logo
УМКД адм

Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация

Под методами понимают способы или средства достижения поставленных целей. Метод управления – это способ осуществления его функций, средство воздействия органа исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, предприятия, граждан). Методы управления показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления.

Методы государственного управления – это разнообразные способы, приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов управления, их должностных лиц на волю и сознание управляемых (подчиненных органов, граждан и других объектов).

Методы государственного управления характеризуют следующие признаки:

1) все методы государственного управления формируются по воле государства и производны от нее;

2) как правило, они реализуются в процессе осуществления государственной деятельности;

3) используются субъектами государственного управления от имени государства и в его интересах;

4) обладают государственно-властными полномочиями;

5) обычно облекаются в правовую или организационную формы;

6) имеют разностороннюю направленность (в чем проявляется многообразие и сложность процессов управления).

От правильного применения тех или иных методов при реализации задач и функций управления зависит эффективность государственного управления, поэтому совершенствование этих методов означает улучшение управления.

Методы государственного управления используются для осуществления деятельности, имеющей государственный характер. В связи с этим они преимущественно выражаются в правовых формах управленческой деятельности. Основными методами государственного управления являются убеждение и принуждение. На первом плане выступает убеждение, а затем принуждение.

Метод убеждения должен быть основным методом органов государственной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания обоснованности и необходимости установленных государственных правил и проводимых властью мероприятий. Разъяснение целей государства, проектов законов, намеченных мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан.

Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины. Среди мер убеждения – разъяснение, обоснование, обсуждение, внушение, поощрение, показ положительных объектов управления и многое другое.

Опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допустившим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и должностных лиц.

На базе соотношения методов убеждения и принуждения выделяются иные специальные методы государственного управления.

По характеру (содержанию) управляющего воздействия выделяют:

Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод управления характеризуется особым способом реализации одних и тех же функций управления.

В государственном управлении важное место занимают административные и экономические методы. Административные методы характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, то есть "властью-подчинением", в них наиболее ярко выражена властная природа управленческой деятельности. Использование административных методов позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого в управлении подчинения. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов. Особую роль административные методы играют в управлении государственной безопасностью, внутренними делами.

Административные методы управления классифицируются по:

В отличие от административных экономические методы воздействуют на объекты управления не прямо, а косвенно, так как их управляющее воздействие достигается посредством материальных стимулов, создания таких экономических условий, которые побуждают управляемых к должному поведению. Среди экономических методов важная роль принадлежит таким методам, как цена, прибыль, премии, кредит, экономические санкции, хозрасчет.

Административные и экономические методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания полномочными органами юридических актов управления. Поэтому недопустимо противопоставление административных и экономических методов управления.

Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на поведение человека. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.

Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.

В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различают психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личности, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций.

Принудительные меры могут применяться как и индивидуальным, так и к коллективным субъектам права.

По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других государств, завоевание, внешнее насилие.

Юриста принуждение интересует, прежде всего, как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.

Следует отметить его признаки:

  1. принуждение осуществляется в связи с неправомерным для общества деянием как реакция на вредоносное поведение;

  2. правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы;

  3. правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;

  4. принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться;

  5. существует государственная монополия на правовое принуждение. Только государство вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции.

Таким образом, принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, путем принятия актов применения права.

Государственное принуждение, можно различать по отраслевому критерию: какой отраслью права установлены принудительные меры. Разнородность общественных отношений, регулируемых правом, обусловливает необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения. Эти виды принуждения отличаются друг от друга по своему содержанию, основаниям и порядку реализации.

В сложившейся практике существует четыре основных вида государственного принуждения:

- уголовно-правовое;

- гражданско-правовое;

- дисциплинарное;

- административно-правовое.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения правопорядка.

Профессор М.И. Еропкин дает следующее определение административному принуждению: «Административно-правовое принуждение – это применение органами государственного управления (судами, судьями), а в случаях делегирования соответствующих государственно-властных полномочий – общественными организациями, установленных законом мер, состоящих в понуждении к исполнению гражданами, должностными лицами юридических обязанностей, в целях прекращения противоправных действий, привлечение к ответственности за административные проступки, или обеспечение общественной безопасности».

Административно-правовое принуждение – один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все его признаки. В то же время, будучи самостоятельной разновидностью государственного принуждения, административное принуждение обладает определенными особенностями, позволяющими индивидуализировать его, отграничить от других форм правового принуждения.

К основным признакам, характеризующим административно-правовое принуждение, можно отнести следующие:

1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, предназначенным для охраны общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер.

2. Основаниям применения административного принуждения является, как правило, содержание административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств), при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.

3. Административное принуждение характеризуется тем, что его применение не связано с отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного трудового коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения. Если лицо нарушает служебно-воинскую, трудовую или иную государственную дисциплину в коллективе, к нему применяются меры дисциплинарного принуждения.

4. Акты, регламентирующие применение мер административного принуждения, правомочны издавать многие органы государственной власти: Парламент, Президент, Правительство, маслихаты, акиматы. Но следует иметь в виду, что санкции за совершение административных правонарушений устанавливаются только законом или указами Президента, имеющими силу закона.

5. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами, круг которых строго определен правовыми актами. Исчерпывающий перечень этих органов дан в главе 32 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

6. Процессуальный порядок применения мер административного принуждения по сравнению с процессуальным порядком применения иных мер государственного принуждения (уголовное, гражданское судопроизводство) прост, лишен громоздкой процедуры. Вопросы применения мер административного принуждения решаются в условиях обычной очевидности фактических обстоятельств, не требуют сложного доказательного материала, а потому и сложного процессуального регламента. Административно-процессуальные действия отличаются оперативностью, относительной простоты и экономичностью.

Административно-правовое принуждение – понятие далеко не однородное, а сложное, слагающееся из совокупности административно-правовых средств принудительного воздействия, которые применяются уполномоченными на то субъектами правоприменения в целях охраны правопорядка.

Таким образом, административно-правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Основанием применения административного принуждения является, как правило, совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, нап­ример, эпидемии, эпизоотии, стихийного бедствия и других чрезвы­чайных обстоятельств , при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий. Комплекс мер административного принуж­дения весьма разнообразен. Все они различаются по целям, осно­ваниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификаций.

Место той или иной меры в системе принудительных средств определяется, прежде всего, ее назначением (целями), обусловливающим соответствующий способ воздействия на общественные отно­шения. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно разделить на три группы:

  1. административно-предупредительные меры;

  2. меры административного пресечения и процессуального обеспечения;

  3. административная ответственность.

Таким образом, меры административного принуждения – это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов.

Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

К административно-предупредительным мерам относятся контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закрытие участков государственной границы, проверка документов и досмотр вещей, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств.

Меры административного пресечения – это способы и средства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

К таким мерам относятся административные задержания для составления протокола об административном принуждении, применение оружия и других специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного оружия, приостановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на банковские счета организаций, привод в милицию.

Меры административной ответственности, административные взыскания – это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии (предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его специального права.