Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
Под методами понимают способы или средства достижения поставленных целей. Метод управления – это способ осуществления его функций, средство воздействия органа исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, предприятия, граждан). Методы управления показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления.
Методы государственного управления – это разнообразные способы, приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов управления, их должностных лиц на волю и сознание управляемых (подчиненных органов, граждан и других объектов).
Методы государственного управления характеризуют следующие признаки:
1) все методы государственного управления формируются по воле государства и производны от нее;
2) как правило, они реализуются в процессе осуществления государственной деятельности;
3) используются субъектами государственного управления от имени государства и в его интересах;
4) обладают государственно-властными полномочиями;
5) обычно облекаются в правовую или организационную формы;
6) имеют разностороннюю направленность (в чем проявляется многообразие и сложность процессов управления).
От правильного применения тех или иных методов при реализации задач и функций управления зависит эффективность государственного управления, поэтому совершенствование этих методов означает улучшение управления.
Методы государственного управления используются для осуществления деятельности, имеющей государственный характер. В связи с этим они преимущественно выражаются в правовых формах управленческой деятельности. Основными методами государственного управления являются убеждение и принуждение. На первом плане выступает убеждение, а затем принуждение.
Метод убеждения должен быть основным методом органов государственной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания обоснованности и необходимости установленных государственных правил и проводимых властью мероприятий. Разъяснение целей государства, проектов законов, намеченных мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан.
Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины. Среди мер убеждения – разъяснение, обоснование, обсуждение, внушение, поощрение, показ положительных объектов управления и многое другое.
Опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допустившим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и должностных лиц.
На базе соотношения методов убеждения и принуждения выделяются иные специальные методы государственного управления.
По характеру (содержанию) управляющего воздействия выделяют:
морально-политические методы (воспитание, моральное поощрение, агитация, пропаганда и др.);
организационные методы (координация, согласование, контроль, инспектирование, инструктирование, коллегиальность и единоначалие и др.);
социологические методы (интервьюирование, анкетирование, наблюдение, эксперимент и др.);
психологические методы (психологическое побуждение, мотивация, авторитет и др.);
административные (метод прямого воздействия: общее и непосредственное руководство, контроль, регулирование);
экономические (метод косвенного воздействия: налоги, штрафы, премии, льготы и др.).
Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод управления характеризуется особым способом реализации одних и тех же функций управления.
В государственном управлении важное место занимают административные и экономические методы. Административные методы характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, то есть "властью-подчинением", в них наиболее ярко выражена властная природа управленческой деятельности. Использование административных методов позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого в управлении подчинения. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов. Особую роль административные методы играют в управлении государственной безопасностью, внутренними делами.
Административные методы управления классифицируются по:
форме выражения - подразделяются на административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий);
по юридическим свойствам - административные методы могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся инструкции, наставления и другие акты, регулирующие деятельность управляемых. К индивидуальным - предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям;
по способу воздействия на поведение субъектов управления административные методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, поощряющие совершение социально полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий;
по форме предписания - административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган управления поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные.
В отличие от административных экономические методы воздействуют на объекты управления не прямо, а косвенно, так как их управляющее воздействие достигается посредством материальных стимулов, создания таких экономических условий, которые побуждают управляемых к должному поведению. Среди экономических методов важная роль принадлежит таким методам, как цена, прибыль, премии, кредит, экономические санкции, хозрасчет.
Административные и экономические методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания полномочными органами юридических актов управления. Поэтому недопустимо противопоставление административных и экономических методов управления.
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на поведение человека. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.
В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различают психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личности, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций.
Принудительные меры могут применяться как и индивидуальным, так и к коллективным субъектам права.
По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других государств, завоевание, внешнее насилие.
Юриста принуждение интересует, прежде всего, как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.
Следует отметить его признаки:
принуждение осуществляется в связи с неправомерным для общества деянием как реакция на вредоносное поведение;
правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы;
правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться;
существует государственная монополия на правовое принуждение. Только государство вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции.
Таким образом, принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, путем принятия актов применения права.
Государственное принуждение, можно различать по отраслевому критерию: какой отраслью права установлены принудительные меры. Разнородность общественных отношений, регулируемых правом, обусловливает необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения. Эти виды принуждения отличаются друг от друга по своему содержанию, основаниям и порядку реализации.
В сложившейся практике существует четыре основных вида государственного принуждения:
- уголовно-правовое;
- гражданско-правовое;
- дисциплинарное;
- административно-правовое.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения правопорядка.
Профессор М.И. Еропкин дает следующее определение административному принуждению: «Административно-правовое принуждение – это применение органами государственного управления (судами, судьями), а в случаях делегирования соответствующих государственно-властных полномочий – общественными организациями, установленных законом мер, состоящих в понуждении к исполнению гражданами, должностными лицами юридических обязанностей, в целях прекращения противоправных действий, привлечение к ответственности за административные проступки, или обеспечение общественной безопасности».
Административно-правовое принуждение – один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все его признаки. В то же время, будучи самостоятельной разновидностью государственного принуждения, административное принуждение обладает определенными особенностями, позволяющими индивидуализировать его, отграничить от других форм правового принуждения.
К основным признакам, характеризующим административно-правовое принуждение, можно отнести следующие:
1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, предназначенным для охраны общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер.
2. Основаниям применения административного принуждения является, как правило, содержание административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств), при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.
3. Административное принуждение характеризуется тем, что его применение не связано с отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного трудового коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения. Если лицо нарушает служебно-воинскую, трудовую или иную государственную дисциплину в коллективе, к нему применяются меры дисциплинарного принуждения.
4. Акты, регламентирующие применение мер административного принуждения, правомочны издавать многие органы государственной власти: Парламент, Президент, Правительство, маслихаты, акиматы. Но следует иметь в виду, что санкции за совершение административных правонарушений устанавливаются только законом или указами Президента, имеющими силу закона.
5. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами, круг которых строго определен правовыми актами. Исчерпывающий перечень этих органов дан в главе 32 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
6. Процессуальный порядок применения мер административного принуждения по сравнению с процессуальным порядком применения иных мер государственного принуждения (уголовное, гражданское судопроизводство) прост, лишен громоздкой процедуры. Вопросы применения мер административного принуждения решаются в условиях обычной очевидности фактических обстоятельств, не требуют сложного доказательного материала, а потому и сложного процессуального регламента. Административно-процессуальные действия отличаются оперативностью, относительной простоты и экономичностью.
Административно-правовое принуждение – понятие далеко не однородное, а сложное, слагающееся из совокупности административно-правовых средств принудительного воздействия, которые применяются уполномоченными на то субъектами правоприменения в целях охраны правопорядка.
Таким образом, административно-правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
Основанием применения административного принуждения является, как правило, совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемии, эпизоотии, стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств , при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий. Комплекс мер административного принуждения весьма разнообразен. Все они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификаций.
Место той или иной меры в системе принудительных средств определяется, прежде всего, ее назначением (целями), обусловливающим соответствующий способ воздействия на общественные отношения. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно разделить на три группы:
административно-предупредительные меры;
меры административного пресечения и процессуального обеспечения;
административная ответственность.
Таким образом, меры административного принуждения – это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов.
Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.
К административно-предупредительным мерам относятся контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закрытие участков государственной границы, проверка документов и досмотр вещей, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств.
Меры административного пресечения – это способы и средства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.
К таким мерам относятся административные задержания для составления протокола об административном принуждении, применение оружия и других специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного оружия, приостановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на банковские счета организаций, привод в милицию.
Меры административной ответственности, административные взыскания – это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии (предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его специального права.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы