Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
В административном процессе могут участвовать государственные органы – органы управления, органы прокуратуры, суды, уполномоченные должностные лица - общественные организации, их должностные лица, органы общественной самодеятельности - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.
Рассмотрим более подробно правовое положение субъектов административного процесса.
Во-первых – это сторона в процессе, где она защищает свой конкретный интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной процесса. При этом сторона административного процесса обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находится в тесных корреспондирующих отношениях с другой стороной процесса.
Во-вторых – участники административного процесса могут выступать как свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях участниками процесса являются потерпевший, лица, выступающие в защиту прав сторон процесса, в том числе адвокаты (гл. 34 ст. ст. 584-599 КоАП РК). Необходимо обратить внимание на то, что в каждом из перечисленных выше случаев имеется специфика правового положения участников процесса в зависимости от совокупности ряда условий: материальной нормы, применяемой в конкретном случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.
Все участники административного процесса, для реализации своего субъективного права имеют возможность избирать определенный вариант поведения, т.е. обладают административно - процессуальной правоспособностью. Например, для граждан РК Конституцией гарантировано право обжалования незаконных действий государственных и общественных органов , их должностных лиц. Данное право обеспечивается возможностью для каждого гражданина непосредственно или через своего представителя обратиться за защитой субъективных прав в компетентный государственный орган, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд.
Рассмотрим вопрос о субъектах административно-процессуальных отношений. В качестве субъектов административного процесса выступают:
- граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы;
- государственные предприятия и учреждения;
- общественные организации;
- государственные служащие;
- служащие общественных организаций и представители общественных организаций.
Граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. В нем они выступают в качестве:
- лица, возбудившего административное дело перед органом, имеющим право на его разрешение;
- стороны административного спора при защите нарушенного или оспариваемого права;
- третьего лица, т.е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон;
- уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством;
- лица, привлекаемого к административной ответственности;
- потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный ущерб;
- свидетеля;
- лица, защищающего права и интересы других лиц.
Государственные органы
Им принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы государственной власти, органы государственного управления, суд, прокуратура в той или иной мере наделены правом по разрешению конкретных управленческих дел. В административном процессе государственные органы могут выступать в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело (например, начальник РУВД, санитарный инспектор), и как сторона административного процесса (например, должностное лицо, действия которого обжалуются в вышестоящий государственный орган или в суд). При этом закон обязывает это должностное лицо представлять необходимые доказательства, давать объяснения по возникшему делу, не препятствовать процессу. В тех делах, которые возникают в связи с совершением административного проступка, стороной административного процесса является должностное лицо, составившее соответствующий протокол о правонарушении.
Органы прокуратуры также довольно часто являются сторонами административно-процессуальных отношений (ст. 582-583 КоАП РК). Например, при принесении протеста в порядке общего надзора на незаконный акт управления, на административное взыскание, вынесенное в нарушении требований закона. При этом указ Президента РК, имеющий силу закона, «О Прокуратуре РК» определяет порядок принесения протеста, а также обязанности органа управления или общественной организации рассмотреть протест в установленный срок.
Государственные органы могут выступать в качестве:
- органа, разрешающего административное дело;
- органа, возбудившего административное дело;
- стороны административного спора;
- третьего лица;
- органа, защищающего права и интересы других лиц.
Государственные предприятия и учреждения являются юридическими лицами. Они, а также их структурные подразделения (цехи, участки, филиалы, отделы и т.п.) могут выступать в качестве:
- организации, возбудившей административное дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение;
- стороны административного спора;
- третьего лица;
- организации, защищающей права и интересы других лиц.
Общественные организации
Общественные организации и их должностные лица выступают как субъекты административно-процессуальных отношений при рассмотрении их жалоб на действия органов государственного управления. Действующий закон предусматривает возможность направления дела об административном правонарушении на рассмотрение общественности, а также привлечения представителей общественных организаций для участия в административном процессе, осуществляемом соответствующим государственным органом. В период демократизации общества, когда возрастает роль общественных организаций и трудовых коллективов, увеличивается и объем правосубъектности этих организаций в административном процессе. Они могут выступать в качестве:
- организации, возбудившей административное дело;
- стороны административного спора;
- третьего лица;
- организации, защищающей интересы и права других лиц;
- организации, разрешающей административное дело в случаях и пределах, установленных законодательством.
Государственные служащие - как субъекты административного процесса могут выступать в качестве:
- должностного лица или представителя власти, разрешающего административное дело;
- лица, возбудившего административное дело в связи с осуществлением должностных функций перед органом, имеющим право на его разрешение;
- стороны административного спора;
- представителя государственного органа, предприятия, учреждения;
- третьего лица;
- лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности.
Служащие общественных организаций и представители общественных организаций в административном процессе могут выступать в качестве:
- лица, возбудившего административное дело в связи с осуществлением должностных функций перед органом, имеющим право на его разрешение;
- стороны административного спора;
- представителя общественной организации;
- третьего лица;
- лица, разрешающего административное дело в предусмотренных законодательством случаях;
- лица, привлекаемого к административной ответственности в случаях, предусмотренных законом.
Органы внутренних дел как субъекты административного процесса
Выступают в нем в том же качестве, что и другие государственные органы. Характерным для ОВД как субъектов административного процесса является то, что они часто выступают в качестве органа, разрешающего дело, и стороны административного процесса. Многие вопросы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности рассматриваются и разрешаются органами внутренних дел, которые обладают также широкими юрисдикционными полномочиями, выносят постановления о наложении на виновных лиц административных взысканий и применяют другие меры административного принуждения.
В тех случаях, когда орган внутренних дел не уполномочен разрешить дело, он выступает в качестве органа, возбудившего административное дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение.
При обжаловании действий ОВД он выступает как сторона административного процесса и несет определенные процессуальные обязанности. По делам об административных правонарушениях, рассмотрение и разрешение которых не относится к компетенции ОВД, последние выступают в качестве стороны, составившей протокол об административном правонарушении.
Административная процессуальная правоспособность признается за всеми вышеперечисленными субъектами.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы