Вопрос 2. Административно-правовая норма
(ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ). ВИДЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Любая отрасль права состоит из совокупности юридических норм, ее первичных «клеток» и составляет правовую основу этой отрасли.
Правовую основу административного права составляют административно-правовые нормы.
Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере государственного, муниципального и общественного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах государственной деятельности (осуществление правосудия, прокурорский надзор и др.), реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.
Основные задачи административно-правовых норм:
1. Упорядочение различных компонентов системы государственного управления;
2. Закрепление наиболее целесообразных взаимоотношений между управляющими и управляемыми системами;
3. Регламентация связей различных отраслей управления, взаимодействия государственных органов с предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.
Сущность административно-правового регулирования состоит в упорядочении управленческих отношений, в установлении с помощью норм административного права юридических прав и обязанностей участников этих отношений. Они определяют, каким должно, быть (может быть) поведение субъектов управленческих отношений.
Содержание норм административного права направлено на:
1. Организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере государственного управления;
2. Охрану урегулированных правом управленческих отношений;
3. Порождение и развитие новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития нашего общества;
4. Вытеснение из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям.
Посредством административно-правовых норм определяется правовое положение и компетенция большинства органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления.
Нормы административного права определяют также правовое положение предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных служащих, граждан в сфере государственного управления.
Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений.
Нормы административного права обязывают:
1. Совершать определенные действия;
2. Запрещать совершение других;
3. Разрешать совершение иных действий вообще;
4. При условии получения разовых разрешений рекомендуют совершение или воздержание от совершения определенных действий.
Для административно-правового регулирования характерны формы воздействия:
1. Предписания к совершению действий
2. Дозволение
3. Поощрение к действию
4. Запрет
Следовательно, в правовых нормах либо предписывается определенный вариант должного поведения, либо он дозволяется при соблюдении определенных условий, либо совершение определенных действий запрещается.
Большая часть административных норм носит императивный характер (повелительный). Их нарушение влечет юридическую ответственность.
Однако самое широкое применение имеет предписание. Это можно объяснить тем, что осуществление управления как организующей целенаправленной деятельности немыслимо без властного установления должного поведения, предписания к действию, исходящего от субъекта управления к объекту, от управляющего к управляемому.
Говоря о дозволении и поощрении к действию, следует отметить, что оно используется достаточно часто, так как управление носит творческий характер и предполагает инициативу управляемых.
Запрет имеет сравнительно меньшую форму действия.
Структура административно-правовых норм - это внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов норм.
Это внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов норм.
Согласно мнению большинства ученых-административистов административно-правовая норма состоит из следующих элементов:
1. Гипотеза
2. Диспозиция
3. Санкция
Гипотеза – это характеристика условий, при которых надо или можно действовать определенным образом (условие применения нормы права).
Следовательно, обстоятельства, предусмотренные гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими, прекращающими административные правоотношения.
Пример: достижение определенного возраста (16 лет, получение паспорта), совершение гражданином правонарушения (за утерю привлекается к административной ответственности). Юридическими факторами будут достижение 16 лет (событие), утеря паспорта (действие).
Гипотеза бывает:
а) Абсолютно-определенная – содержит конкретные условия, при которых норма подлежит применению.
б) Относительно-определенная содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована.
Диспозиция определяет правило поведения. Это предписания, запреты, дозволения (предусматривает установленные нормой права и обязанности).
Санкция – это последствия за нарушение правил поведения, предусмотренных нормой.
Административно-принудительные меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, реквизиция и т.п.) не могут быть отнесены к санкциям, ибо они не связаны с правонарушением. Подобные меры указываются в диспозиции.
Классификация норм права: по предмету регулирования: а) материальные, юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов правоотношений; б) процессуальные определяют, каким образом, и в каком порядке действуют органы государственного управления, какова процедура рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления.
По характеру предписания: а) обязывающие – предписывают в определенных условиях обязательно совершить обозначенные в норме действия; б) запрещающие, предусматривающие запрет на совершение действий, определенных в норме; в) уполномочивающие разрешают действовать по своему усмотрению, но в рамках требований, заключенных в норме права.
По действию во времени: а) срочные – заранее определен срок действия. Например, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами, стихийными бедствиями, эпизоотиями, эпидемиями. б) бессрочные – не имеющие заранее установленного срока действия. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется.
По форме предписания: а) категорические – (императивные). Эти нормы формируют права и обязанности субъектов однозначно и не могут быть изменены участниками регулируемых отношений, т.е. содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении указанных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения; б) диспозитивные, которые формируют права и обязанности таким образом, что участники административных правоотношений могут сами в рамках нормы определить их; в) рекомендательные, которые содержат определенные советы, рекомендации и целесообразности совершения тех или иных действий, т.е. формируют права и обязанности в форме рекомендаций органам, которым они адресованы.
По субъектам: а) нормы, регулирующие деятельность государственных органов, предприятий, учреждений, и организаций; б) нормы, регулирующие деятельность общественных организаций в сфере государственного управления; в) нормы, регулирующие деятельность служащих и общественных организаций; г) нормы, регулирующие поведение граждан в сфере государственного управления.
Под реализацией административно-правовых норм понимаются такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
Формы реализации: а) соблюдение (субъект права добровольно подчиняется требованиям административно-правовых норм); б) исполнение (активные правомерные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах); в) использование (добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления); г) применение (принятие компетентным органом (должностным лицом) индивидуального юридически властного решения на основе действующей нормы).
Основные требования правильного применения административно-правовых норм:
1. Законность
2. Обоснованность
3. Целесообразность
4. Научная организация правоприменительной деятельности.
Законность заключается в применении компетентным органом государства (должностным лицом) административно-правовых норм в рамках предоставленных ему полномочий и строгом соблюдении предписаний данной нормы.
Означает строгое соблюдение юридического процессуального порядка применения норм. Компетентные органы и должностные лица обладают не только правом, но и наделены определенными обязанностями применять административно-правовые нормы. Неприменение нормы в случае, когда это предписывается законом, означает нарушение законности.
Обоснованность заключается в том, что норма права применяется на основе достоверной информации.
При принятии решения по административному делу компетентный орган обязан полно, всесторонне проверить все факты и обстоятельства дела.
Сравнительные и неправомерные факты должны браться во внимание. Акт применения административно-правовых норм, будет законным, если он обоснован.
Целесообразность заключается в том, что правоприменитель, уяснив смысл нормы и фактические обстоятельства дела, обязан приять по нему наиболее целесообразное решение.
При принятии решения он обязан максимально учитывать конкретную обстановку, время место, своеобразие создавшегося положения и т.д. Обязан вынести такое решение, при помощи которого будет наиболее оптимально достигнуты цели, сформулированные в норме.
Научная организация заключается в необходимости достижения максимума эффективности правоприменительного процесса при минимальных затратах сил для его осуществления, т.е. он должен быть научно организован.
Элементы этой деятельности:
1. Рациональное использование процесса применения административно-правовых норм
2. Использование в этом процессе современных научно-технических средств.
3. Оптимальное распределение компетенции между субъектами применения административно-правовых норм в одной системе.
4. Разграничение деятельности по применению административно-правовых норм на операции между субъектами применения различных систем.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы