Рекомендуемая литература к теме №5
Конституция РК, 1995 г. Раздел 2,3,5,7,8.
Конституционный закон от 26.12.95г “О Президенте Республики Казахстан”. САПП 1995 г.
Конституционный закон от 18.12.95г. « О Правительстве РК». САПП 1995 г.
Закон РК от 2.07.98г. « О борьбе с коррупцией». Казахстанская правда. 1998г.,9 июля.
Закон РК от 20.12.91г. с изменениями и дополнениями от 3.10.95г. « О гражданстве Республики Казахстан». САПП 1995 г.
Указ Президента РК, от 22.01.99г. « О структуре Правительства РК». САПП 1999г.
Указ Президента РК от 14.09.96г. «Об отнесении отдельных должностей государственных служащих к категории должностей, установленных указом Президента РК, имеющим силу закона, « О государственной службе». САПП. 1996г.
Положение о квалификационных классах государственных служащих. Утвержденная указом Президента РК от 12.07.97г. САПП 1997г.
«Положение о прохождении службы финансовой полиции», Утвержденная постановлением Правительства РК № 365 от 20.03.2004г.
Назарбаев Н.А. Обращение к гражданам РК. Казахстанская правда. 1998 г., 11 июля.
Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. М. Изд. «Теис» . 1995г., Глава 9.
Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. М. 1996г. Главы 9,10.
Манохин В.Н. и др. Российское административное право. М. Юристь. 1996г. Глава 10.
Уваров В.Н. Государственная служба. Алматы. 1996г.
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. М. Изд. «Теис» . 1995г., Глава 9.
Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. М. 1996г. Главы 9,10.
Манохин В.Н. и др. Российское административное право. М. Юристь. 1996г. Глава 10.
Уваров В.Н. Государственная служба. Алматы. 1996г.
В В Е Д Е Н И Е
Каждый государственный или общественный орган, каждое предприятие или учреждение представляет собой коллектив людей, определенным образом организованных для осуществления той или иной общественно полезной деятельности. Каждый работающий в государственном или общественном органе, предприятии или учреждении, входит в его коллектив, занимает в нем определенное место, играет определенную роль в его деятельности.
Находясь на государственной службе, служащие государственного аппарата, а также другие категории государственных служащих становятся участниками разнообразных правоотношений: административных, трудовых, финансовых, гражданских и др.
В административно-правовых отношениях они могут либо осуществлять государственно-властные полномочия, либо быть участниками этих правоотношений, не имея государственно-властных полномочий. Для правильного понимания роли государственных служащих в качестве субъектов административно-правовых отношений необходимо знать: сущность государственной службы; категории государственных служащих, которые наделены государственно-властными полномочиями; условия и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений.
Надежность, результативность деятельности любого государственного органа во многом зависит от работающих в нем людей – государственных служащих. Практически компетенция каждого органа государства реализуется в действиях его работников (главным образом руководителей, заместителей руководителя органа и его структурных подразделений). Поэтому люди, работающие в органах государственного управления, являются государственными служащими, а выполняемая ими работа есть государственная служба. И соответственно, лица работающие в общественных организациях и объединениях, являются служащими данных общественных формирований.
Вопрос № 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.
Республика Казахстан как суверенное, независимое государство с 1991 года переживает сложный период своего становления и развития. Одним из важных аспектов социально-экономических преобразований в Казахстане связано с повышением эффективности системы государственной службы.
Согласно, статьи 33 Конституции РК, «граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Следует отметить, что вопрос о совершенствовании государственной службы нашел свое отражение в приоритете «Профессиональное Правительство» Стратегии развития страны до 2030 года. В котором Президент Н. Назарбаев поставил задачу «… создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики, сформировать Правительство, способное реализовать приоритетные цели, и в конечном итоге построить государство, стоящее на страже национальных интересов».
В связи с этим, с первого января 2000 года в Казахстане начала функционировать новая модель государственной службы, которое представляет собой особую систему, при которой поступление и продвижение граждан на государственной службе осуществляется по объективным критериям вне зависимости от национальности, пола, политических и религиозных взглядов.
Действующее законодательство о государственной службе Республике Казахстан устанавливает главное направление функционирования государственной службы – реализация задач и функций государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется государственными служащими.
Согласно закону РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. государственная служба – это деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.
Вообще же государственная служба является видом социальной деятельности людей, органически связана с государством, оказывает важную роль в жизни нашего общества. Следовательно, служба – понятие социальное и в этом качестве применяется для определения характера и рода деятельности людей, тем самым отражая факт общественного разделения труда.
Существующая учебная литература по административному праву рассматривает понятие государственной службы, как в широком, так и в узком смысле слова.
В широком смысле толкования под государственной службой понимается любая работа в государственных органах, предприятиях, учреждениях, организациях, отличная от труда рабочих и крестьян. В узком (собственном) смысле слова – это повседневная трудовая деятельность служащих государственных органов (госаппарата).
Детальное рассмотрение понятия государственной службы в собственном смысле слова позволяет точнее уяснить ее характер как деятельности непроизводительной и отграничить от других форм деятельности людей (например, деятельность по созданию материальных благ в процессе промышленного или сельскохозяйственного производства).
Таким образом, государственная служба представляет собой самостоятельный вид трудовой деятельности людей в рамках государства, урегулирована нормами права, осуществляется на профессиональной основе, за вознаграждение, работниками государственных органов (государственными служащими) в целях реализации задач и функций государства. В связи с этим государственная служба тесно связана с государством и начинается там, где устанавливается должность.
Государственная должность – структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей.
Понятие государственной службы включает в себя следующие основные признаки (элементы):
является одной из сторон (или частей) организационной деятельности государства;
урегулирована нормами административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права;
осуществляется на профессиональной основе за вознаграждение, специально подготовленными работниками – государственными служащими;
содержанием и целью их деятельности является практическая реализация задач и функций государства.
Таким образом, понятие служба в правовой и научной литературе употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность человека. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечения самого управления, социально-культурном обслуживании людей. Особым видом службы, как отмечается в правовой литературе, является служба в государственных органах.
Следует отметить, что ученые подходят к пониманию государственной службы неоднозначно. Так, в юридической литературе советского периода даются самые разнообразные определения государственных служащих. Причиной этого явилось разнообразие социальных функций, выполняемых государственными служащими. Основным отличием государственных служащих от других категорий работников явилось то, что к служащим относились: во-первых «работники не физического, а умственного труда, получающие заработную плату»; во-вторых «лица, работающие по найму в различных учреждениях в сфере обслуживания».
Вместе с тем, необходимо отграничить понятие «служащего» от «государственного служащего». В отличие от «государственного служащего» «служащим» является, как правило, гражданин, занимающий определенную должность в государственной организации и на профессиональной основе осуществляющий социально-полезную деятельность, связанную с управлением или же осуществляющий социально-культурное обслуживание. Деятельность эта, осуществляется за вознаграждение. К категории служащих следует отнести врачей, учителей, научных работников, работников культурно-просветительных учреждений и т.д. Специфической особенностью, отличающей, деятельность служащих от других категорий работников является то, что они: а) заняты - умственным трудом; б) не создают материальных ценностей, но создают условия для их производства; в) получают вознаграждение за свой труд; г) трудятся на определенных должностях в государственных, общественных, религиозных, частных и иных организациях. Причем труд осуществляется на профессиональной основе; д) не являются собственниками, то есть выполняют волю тех, кто оплачивает их труд.
Таким образом, государственные служащие являются разновидностью служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу и являются субъектами административного права.
Приступая к рассмотрению имеющихся в законах формулировок понятия государственной службы, необходимо уяснить следующее: во-первых, служба вообще является одним из видов социальной деятельности людей; во-вторых, в зависимости от форм собственности, на которой базируется органы, предприятия, учреждения и организации, где люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками функций, служба может быть государственной и служба в негосударственных объединениях (акционерные общества, кооперативы, общественные организации и т.д.).
Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной службе», под государственным служащим понимается гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном, законодательством порядке, оплачиваемую, из республиканского или местных бюджетов либо, из средств Национального банка Республики Казахстан, должность, в государственном органе и осуществляющий, должностные, полномочия в целях реализации задач и функций государства.
Законодательство о государственной службе Республики Казахстан в настоящее время предусматривает ее видовую классификацию. В основу которого положены: принцип разделения властей, принцип единства системы государственной службы основанной на унитаризм (Республики Казахстан); специфика сфер и отраслей государственной деятельности.
Исходя из принципа единства системы государственной службы в Республике Казахстан (основанном на унитаризме) государственную службу подразделяют на два уровня: республиканский и местный.
Республиканский уровень включает в себя государственную службу в высших и центральных органах государственной власти, которое в свою очередь подразделяется на государственную службу:
в органах законодательной власти;
в органах исполнительной власти;
в органах судебной власти.
На местном уровне государственная служба существует:
в областных органах власти;
в районных и городских органах власти;
в сельских органах власти.
В основу данного деления положены, прежде всего, нормативно-правовые основы в соответствии, с которыми осуществляется правовое регулирование государственной службы этих уровней. Они неодинаковы. Так государственная служба республиканского уровня регулируется Конституцией, законами и, в меньшей степени, подзаконными актами. Государственная служба, местного уровня отличается большим по объему и содержанию правовым регулированием ее, именно подзаконными актами. Причем государственные органы республиканского уровня, в соответствии с действующим законодательством, могут непосредственно регулировать отдельные сферы государственной службы местного уровня. Это правовое регулирование осуществляется путем издания республиканскими органами нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения местными органами власти.
В соответствии с законодательством, классификация должностей государственных служащих в Республики Казахстан осуществляется исходя из организационно-правового уровня органа, в котором они осуществляют государственную службу.
В Республике Казахстан с понятием государственной должности связывается порядок присвоения квалификационных разрядов (званий, чинов, рангов), размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения многих вопросов государственной службы.
Следовательно, понятие государственной должности является стержневым, основополагающим для определения правового положения государственного служащего и порядка прохождения им государственной службы. Отныне понятие государственной службы тесно связан с определенным кругом государственных должностей. Государственная должность представляет собой комплексное правовое образование (государственное управление), элементы которого регулируются нормами административного, трудового, финансового и других отраслей права.
Анализ понятия государственной должности, государственной службы в нынешнем ее содержании во всех рассматриваемых государствах позволяет сделать следующие выводы:
а) существующее понятие государственной должности, как и должности в государственной службе советского периода, предполагает, что это структурная (штатная) единица в государственной службе;
б) должность предусматривает объем полномочий для лица ее замещающего и ответственность за исполнение обязанностей предусмотренных должностью;
в) должность предусматривает денежное содержание за счет средств бюджета;
г) отличительной чертой действующего понятия государственной должности является принадлежность ее к государственным органам, тогда как в понятии советской государственной службы должность непосредственно не связывалось с каким-либо государственным органом.
Следует отметить, что Республика Казахстан, используя категорию должностей, определяет место каждого служащего в системе государственной организации. То есть взаимоотношения заменяющего данную должность лица с выше, ниже и равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Таким образом, должность выступает организационной формой, определяющее и юридически закрепляющее основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.
Важное преимущество в должностной классификации государственных служащих, заключается в том, что на ее основе возможно, нормальное функционирование института, продвижения государственных служащих, которое может происходить путем получения государственными служащими более высокого звания. Лицо назначается на должность по усмотрению начальника, но с учетом звания (чина, класса, разряда). Однако данное положение может носить противоречивый характер, так как с одной стороны им устраняется произвол и ограждается право государственного служащего на продвижение по службе, а с другой стороны, руководитель получает неограниченное право по своему усмотрению принимать решения, связанные с назначением или перемещением государственных служащих.
В современной юридической литературе подход к определению понятии должностного лица неоднозначен. Вместе с тем, во всех определениях присутствуют два признака, характерных для должностного лица. Это:
право должностных лиц совершать властные действия;
эти действия должны влечь за собой юридические последствия.
На основании этих признаков можно выделить формулировку должностного лица, как государственного служащего, имеющего право совмещать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т.д.).
Должностные лица совершают юридические действия, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по характеру и объему полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов (организаций, учреждений). Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а так же меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
Таким образом, под должностным лицом понимается – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Под организационно-распорядительными полномочиями понимаются функции по осуществлению руководства государственным аппаратом управления в целом или отдельным звеном. Организационно-распорядительные функции могут осуществлять только те должностные лица, которые руководят трудовыми коллективами, осуществляют организацию труда подчиненных, поддерживают трудовую дисциплину в государственном органе, в органе местного самоуправления, в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (подбор расстановка кадров, организация труда, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Это руководители министерств, государственных комитетов, структурных подразделений государственных органов, их заместителя и т.д.
Административно-хозяйственными полномочиями следует понимать функции по непосредственному управлению и распоряжению чужими имуществом, его хранением, реализацией по обеспечению контроля над этими операциями в государственном органе, органе местного самоуправления, воинских формированиях.
В то же время, нельзя ставить в один ряд должностных лиц государственного, общественного и частного аппаратов управления, поскольку социальная сущность совершаемых ими деяний, даже похожих по внешним, объективным признакам (злоупотребления, превышения служебных полномочий, служебный подлог и т.д.) различна. Во-первых, общественные структуры (различные объединения, фонды, ассоциации, партии) являются добровольными объединениями граждан и создаются для решения определенных общих целей по какой-то части общества, а не для реализации управленческой функции государства. Во-вторых, частные предприятия, организации, учреждения основываются на частной или государственно-частной форме собственности, и общественные отношения, возникающие в процессе реализации этого частного права, отражают частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. В-третьих, вред причиняемый должностными злоупотреблениями, в общественной и частной сферах, прежде всего, направлен во внутрь структуры, а затем уже вовне. Поскольку никакая, даже саморегулирующая структура автономно в обществе не существует. Этот вред, вряд ли может быть, сопоставим с вредом, причиняемым злоупотреблением должностных лиц государственных структур, которые осуществляют свою служебную деятельность в рамках метода централизации (субординации власти – подчинения), обеспечивающей совокупный общий интерес.
Таким образом, современное понятие должностного лица ограничено кругом лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в системе органов государственной власти и управления. Эта система, на наш взгляд, состоит из: администрации Президента; аппарата Парламента, Правительства, Верховного Суда, иных судов Республики, Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии Республики; государственных органов Республики (и их аппаратов), непосредственно подчинены и подконтрольны Президенту Республики Казахстан; министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов (и их аппаратов); местных, исполнительных органов и их структурных подразделений, аппаратов, маслихатов; Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и ее территориальных органов; Национального банка: его органов и подразделений; органов национальной безопасности; органов внутренних дел; органов финансовой полиции; дипломатической службы; Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. К которым можно отнести должностных лиц, имеющих право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, налоговые инспекторы, санитарные врачи и т.д.). Следовательно, представителями власти являются служащие, которые наделены властными полномочиями публичного характера, распорядительной властью в отношении многих лиц и организаций организационно им не подчиненных. Представители власти обладают функциональной властью вне рамок организаций, в которых они работают, и в отношении граждан и организаций, которые не являются их клиентами. Возможно и совмещение в одном лице руководителей органов и представителей власти (например, органы МВД).
Таким образом, должностные лица реализуют определенный объем управленческой деятельности по осуществлению компетенции органа государства, характеризующийся комплексом обязанностей и прав. Должностные лица осуществляют подготовку, принятие и организацию исполнения управленческих решений, направляют и контролируют деятельность подчиненных работников или работников подведомственных предприятий, учреждений и организаций, вызывают своими действиями определенные организационные и правовые последствия.
Закон о государственной службе определяет два основных вида государственной службы в Республике – административную и политическую государственные службы. Отметим, что каждый вид государственной службы имеет свое правовое оформление, характеризуется определенными признаками и специальным правовым статусом.
Политический государственный служащий – государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач.
Административный государственный служащий – государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе.
Статья 7 Закона определяет их правовой статус, согласно которому политические государственные служащие занимают политические должности.
К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:
назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;
назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;
являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;
возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.
Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.
Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999 года утвержден Реестр должностей административных государственных служащих в соответствии с которым последние делятся на пять групп:
В группу категории «А» входят должности, занимаемые в Администрации Президента Республики Казахстан;
Группа категории «В» охватывает должности в Аппаратах палат Парламента, Канцелярии Премьер-министра, Аппарате Верховного суда, Аппарате Конституционного Совета РК, Управлении делам Президента РК;
Группа категорий «С» включает должности, занимаемые в органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту; в центральных исполнительных органах; в центральных исполнительных органах, не входящий в состав Правительства; ведомствах центрального исполнительного органа; областных, районных территориальных органах;
Группа категорий «Д» предусматривает должности в аппарате акимов областей, районов, поселков, аулов (сел), аппаратах маслихатов областей, районов, аппаратах судов областей, районов;
В группу категорий «Е» входят должности в местных исполнительных органов.
Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы в Республике Казахстан. Так, согласно статье 3 Закона принципами государственной службы являются:
1. Законность.
2. Казахстанский патриотизм.
3. Единство системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви.
4. Приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.
5. Общедоступность, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
6. Добровольность поступления граждан на государственную службу.
7. Профессионализм и компетентность государственных служащих.
8. Равная оплата труда за выполнение равнозначной работы.
9. Обязательность исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов.
10. Подконтрольность и подотчетность государственных служащих.
11. Учет общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
12. Правовая и социальная защищенность государственных служащих.
13. Поощрение государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности.
14. Личная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий.
15. Непрерывность повышения квалификации государственных служащих.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы