logo
УМКД адм

Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус граждан РК составляет важнейшую и органическую часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РК (2 раздел) и Законом РК от 20.12.1991 г. с изменениями и дополнениями от 3.10.1995 г. «О гражданстве РК» и другими законодательными актами РК.

Гражданство Республики Казахстан определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Республики Казахстан являются лица, которые: постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу Закона; родились на территории Республики Казахстан и не состоят в гражданстве иностранного государства; приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с Законом.

Гражданство Республики Казахстан приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Республики Казахстан;

3) по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты:

1) лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет.

Наличие условий, предусмотренных в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан либо имеют профессии и отвечают требованиям по перечню, устанавливаемому Президентом Республики Казахстан, и членов их семей, а также лиц, покинувших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину;

2) граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью постоянного проживания в Республику Казахстан, имеющие одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от срока их проживания в Республике Казахстан.

Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан, определяются межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Ходатайство в приеме в гражданство Республики Казахстан отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом:

1) совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

2) призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан;

3) осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;

5) осуждено за террористическую деятельность;

6) признано судом особо опасным рецидивистом;

7) состоит в гражданстве других государств.

Гражданство Республики Казахстан прекращается вследствие:

1) выхода из гражданства Республики Казахстан;

2) утраты гражданства Республики Казахстан.

Выход из гражданства Республики Казахстан разрешается на основании ходатайства лица в порядке, установленном Законом.

В выходе из гражданства Республики Казахстан может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет неисполненные обязательства перед Республикой Казахстан или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, расположенных на территории Республики Казахстан.

Выход из гражданства Республики Казахстан не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо отбывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда, или если выход лица из гражданства Республики Казахстан противоречит интересам государственной безопасности Республики Казахстан.

Гражданство Республики Казахстан утрачивается:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

2) если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан;

4) если лицо, постоянно проживающее за пределами Республики Казахстан, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет;

5) если лицо приобрело гражданство другого государства.

Содержание административно-правового субъекта составляет:

1. Комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

2. Гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Правовой статус человека и гражданина РК характерен равенством всех перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.

Административно-правовой статус субъекта включает в себя элементы:

а) права и обязанности: общие – определяют правовое положение гражданина во всей системе государственного управления; специальные – определяют правовое положение гражданина в конкретной отрасли государственного управления.

б) ответственность.

Что бы стать участником административно-правовых отношений, гражданин должен располагать: административной правоспособностью; административной дееспособностью; правосубъектностью: а) общая – с 18 лет; б) специальная – необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны иметь специальные звания, определенный возраст, а также правами и обязанностями: абсолютными и относительными.

Юридические гарантии прав и свобод граждан: экономические заложены в экономической системе общества (ст.ст. 24, 26, 28 Конституции РК); политические (ст. 33 Конституции РК); правовые (юридические) – это система правовых норм, определяющих условие и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты (ст.ст. 15, 16, 18, 39 Конституции РК); организационные гарантии представляют собой деятельность государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан, а также возложенных обязанностей и административно-правовые состоят в деятельности самих органов государственного управления по применению имеющихся в их распоряжении правоохранительных средств с целью обеспечения реализации прав и обязанностей граждан. Важной гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению.Административно-правовой статус граждан. Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.

Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В РК правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.

Конституция РК признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти законы РК, платить налоги и сборы, сохранять природу, окружающую среду , не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию .

Вместе с тем Конституция РК устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности “только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РК. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства, право на объединение, право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, обязанность нести воинскую службу и др. Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности, право частной собственности, в том числе на землю и др. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Казахстан определяется законом Республики Казахстан «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» от 19 июня 1995 года. Согласно которого под иностранным гражданином понимается лицо, не являющееся гражданином РК и имеющее доказательство о своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицо без гражданства (апатриды) это лицо, не являющиеся гражданином Казахстана и не имеющие доказательство о своей принадлежности к гражданству другого государства. Наиболее распространенный случай без гражданства – выход или исключение лица из гражданства. Лица без гражданства подчиняются законам страны пребывания, однако их правоспособность ограничена.

Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько меньше, чем объем правосубъектности граждан РК. Например: они не могут занимать выборные должности в государственном аппарате; не участвуют во всенародном голосовании (референдуме); не могут назначаться на отдельные должности экипажей воздушных судов, выполняющих международные рейсы, сотрудника КНБ, МВД, судьи, прокурора; заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Казахстана; они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил Казахстана и другие.

В то же время на них возлагаются специфические обязанности. Во-первых, они должны иметь разрешение и вид на жительство, выданные ОВД (с 16 лет), являющиеся основными документами для проживания в РК. Во-вторых, иностранные граждане, находящиеся в Казахстане на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы.

Иностранные граждане могут передвигаться по территории Казахстана и избирать место жительства в соответствии с порядком, установленным законодательством. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц. Иностранцы, желающие изменить место жительства, временно выехать в другую местность, во всех случаях должны получить разрешение ОВД.

Въезд, временное пребывание и проживание иностранных граждан в пограничной зоне и пограничной полосе, а также в местностях закрытых для их посещения запрещается, кроме случаев установленных законом. Иностранные граждане, проезжающие через территорию Казахстана транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из республики по установленному маршруту и могут останавливаться на территории РК при наличии разрешения, выданного компетентными органами (могут иметь остановки на территории РК только в пунктах, указанных в транзитных визах). Они могут следовать на автотранспортных средствах только по дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения.

Согласно ст. 16 КоАП РК находящиеся на территории РК иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РК.

Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у других лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РК и международными договорами с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под юрисдикцию государства.

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство РК, может быть сокращен срок пребывания в республике, а также он может быть выдворен из пределов РК: если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство.

Законодательство различает иностранных граждан: постоянно проживающих, временно проживающих и проезжающих транзитом.