logo
УМКД адм

Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация

К органам государственного управления относятся органы (аппараты), которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они – составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права.

Органам государственного управления присущи основные черты, свойственные всем органам государственного аппарата:

а) наличие в их распоряжении полномочий государственно-властного характера (издание от имени государства юридически обязательных актов, обеспечение их реализации путем применения мер воспитания, убеждения и поощрения, осуществление наблюдения за исполнением требований юридических актов, защиты этих актов от нарушений путем применения в необходимых случаях мер принуждения);

б) они имеют свою организационную структуру, т.е. систему построения их внутреннего или рабочего аппарата, определяемую задачами органа, территориальным масштабом деятельности и, наконец, компетенцией, с помощью которой определяются их полномочия.

Органы управления обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов, которые определяются своеобразием стоящих перед ними задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности.

Органы управления призваны осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность государства, которая состоит в практическом исполнении законов и подзаконных актов в процессе непосредственного управления. Они проводят в жизнь требования этих актов, организуют их исполнение подведомственными объектами, решают разнообразные вопросы, возникающие в повседневной практике претворения в жизнь требований законов, указов, а также актов местного самоуправления.

Итак, орган государственного управления – это звено государственного аппарата, функционально осуществляющее на основе и во исполнение законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность.

Правовое положение органов государственного управления регулируется: Конституцией РК, законами, указами, регулирующими те или иные сферы деятельности и подзаконные акты.

По характеру компетенции органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие (акиматы областей, городов, районов, сельских округов).

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство внутренних дел РК).

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления.

Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (территориальные органы министерств).

По порядку разрешения подведомственных вопросов различают коллегиальные и единоличные органы.

Система органов государственного управления – взаимосвязанная совокупность органов государственного управления, упорядоченная по наиболее существенным, определяющим признакам.

Система органов государственного управления в Республике Казахстан:

а) высший исполнительный орган государственной власти РК – Правительство РК;

б) центральные исполнительные органы РК: министерства, агентства, комитеты; центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства;

в) местные исполнительные органы – акиматы областей, городов, районов, сельских округов.

Правительство – осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом РК, а также подотчетно Парламенту. Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Казахстан Премьер-министром республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Порядок деятельности Правительства определяется Конституционным законом РК от 18 декабря 1995 года «О Правительстве РК». Премьер-министр республики в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о Программе Правительства РК.

Правительство РК по вопросам своей компетенции издает нормативные и индивидуальные постановления, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Премьер-министр издает распоряжения. Распоряжения он принимает по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.

Правительство РК наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти, это: разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности; обеспечение общественного порядка, обороноспособности; руководство центральными и местными исполнительными органами; подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом; управление государственной собственностью; внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их выполнения; выработка мер по проведению внешней политики.

Правительство РК действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства. Президент может по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.

Министерство – является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством – межотраслевую координацию (например, Министерство финансов РК).

Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Согласно Положения о министре Республике Казахстан (Утверждено Постановлением Правительства РК от 29 апреля 1999 года), основными задачами министра Республики Казахстан являются: координация деятельности центральных и местных исполнительных органов в вопросах социальной поддержки семьи, женщин и детей; сотрудничество от имени Правительства Республики Казахстан с международными женскими организациями по вопросам поддержки семьи, женщин и детей; обеспечение взаимодействия Правительства с Парламентом Республики Казахстан; координация и контроль деятельности представительства Правительства Республики Казахстан в Парламенте Республики Казахстан; выполнение отдельных поручений Премьер-министра Республики Казахстан; осуществление иных задач в соответствии с Конституцией, законами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Правовой статус министерств закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах (например, Положение «О Министерстве юстиции», утвержденное постановлением Правительства РК от 28 октября 2004 года).

В структуре министерства образуются ведомства, департаменты и управления, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства.

Министерства имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации – по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).

Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента. Акты министерств издаются в форме приказов.

Агентство – центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики.

Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции.

Структура агентства утверждается его руководителем – председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.

Ведомство – орган, который выполняет отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные под отраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.

Среди ведомств можно выделить две основные группы: создаваемые при правительстве; образуемые и действующие в составе министерств (Налоговый Комитет Министерства финансов РК).

Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы – как Президентом, так и Правительством. Формой акта издаваемого ведомством, является приказ руководителя ведомства.

Местные исполнительные органы. В соответствии с административно-территориальным устройством Республики Казахстан, исполнительная власть осуществляется ее органами, возглавляемыми акимами.

Аким – должностное лицо, возглавляющее местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы. Является представителем Президента и Правительства Республики.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности.

Согласно Указа Президента РК от 06.12.2004 года в РК избираются Акимы аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков.

Выборы акимов проводятся на территориях соответствующих административно-территориальных единиц с населением: до пяти тысяч человек - на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; свыше пяти тысяч человек - на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Косвенное избирательное право состоит в избрании указанных акимов гражданами через своих представителей - выборщиков.

Аким соответствующей административно-территориальной единицы избирается сроком на четыре года.

Очередные выборы акимов назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за сорок пять дней до окончания срока полномочий акимов. Выборы акимов вместо выбывших назначаются областными, городов Астаны и Алматы избирательными комиссиями по представлению акимов областей, городов Астаны и Алматы не позднее двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий акима. В выборах акимов вправе участвовать граждане Республики Казахстан, проживающие на соответствующей территории.

При проведении выборов акимов применяется следующая система подсчета голосов: избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей либо выборщиков, принявших участие в голосовании.

Полномочия акима прекращаются досрочно в случаях: 1) его выезда на постоянное место жительства за пределы административно-территориальной единицы, акимом которой он является; 2) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; 3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 4) утраты им гражданства Республики Казахстан; 5) его смерти; 6) подачи им личного заявления об отставке.

С Указом Президента Республики Казахстан от 06.06.2006 года избираются Акимы районов, городов областного значения (Утверждены правила проведения выборов Акимов районов, городов областного значения).

Выборы Акимов проводятся в соответствующих административно-территориальных единицах на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Косвенное избирательное право состоит в избрании указанных Акимов выборщиками – гражданами РК, являющимися депутатами маслихата. Они избираются сроком на 4 года. Кандидат: не моложе 25 лет, проживающий на территории области. Выдвижение кандидата осуществляется Акимом области (им подается представление в ЦИК) на альтернативной основе, то есть не менее двух кандидатов.

Акимы всех административно-территориальных единиц наделяются полномочиями государственно-распорядительного характера, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории: область, район, город, район в городе и т.д.

К основным направлениям деятельности акимов относятся: разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения; представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения; управление коммунальной собственностью; назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации; координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом; регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством РК; принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах.