logo
УМКД адм

Проверка документов.

Эта мера осуществляется работниками органов внутренних дел в целях: установления личности гражданина, принадлежности документа предъявителю, подлинности предъявленного документа.

Основания проверки документов работниками органов внутренних дел сформулированы в Законе Республики Казахстан от 21.12.95 г. «Об органах внутренних дел в Республике Казахстан». Согласно ст. 11 п.п. 2, 30 работники органов внутренних дел имеют право «при подозрении в совершении преступлений и административных правонарушений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел», «в порядке и случаях, установленных законодательством, останавливать транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, документы на груз и право перевозки».

Проверка документов служит двум конкретным целям:

При необходимости документы проверяются у очевидцев происшествия, если они могут быть свидетелями или потерпевшими по уголовному или административному делу и дать объяснения по существу правонарушения. Для проверки не требуется составления какого-либо документа или получения санкции. Право проверять документы - это прерогатива всех сотрудников органов внутренних дел безотносительно занимаемой должности.

Анализ практики применения рассматриваемой меры свидетельствует о неоднозначном понимании и толковании работниками органов внутренних дел этой нормы.

Так, предоставляя работникам органов внутренних дел, право проверки документов или при подозрении лица в совершении преступления и административного правонарушения, какие данные могут быть положены в основу этого подозрения? Не содержится такого указания и в иных нормах административного права.

Работники органов внутренних дел проверяют документы у лиц в случаях, когда особенности их одежды, имеющиеся при них предметы и вещи дают основания заподозрить их в совершении преступления. Поводом для проверки документов или подозрения лица в совершении преступления или административного правонарушения может служить его сходство по приметам с разыскиваемым правонарушителем, особенности поведения, дающие основания полагать, что данное лицо совершило или намеревается совершить преступление или административное правонарушение. Проявлением такого поведения может быть стремление избежать контакта с работником ОВД, скрыться от него, остаться незамеченным для других граждан и т.п. Однако следует иметь в виду, что указанные и подобные им данные не являются бесспорным свидетельством причастности лица к преступлению или административному правонарушению и взятые в отдельности они не всегда могут рассматриваться в качестве достаточных оснований применения мер административного принуждения. Эти данные служат основанием для наблюдения за поведением такого лица. В ходе наблюдения работник органов внутренних дел может получить дополнительные сведения, свидетельствующие о причастности лица к правонарушению, совокупность которых дает основание для проверки документов или принятия других мер административного принуждения, например, административного задержания.

По нашему мнению, другими основаниями для проверки документов служат кроме указанных выше: