Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
Акты государственного управления – это особая юридическая форма юридической и распорядительной деятельности государственных органов. Они издаются на основе и во исполнение законов и содержат определенные правила поведения (предписания, дозволение, запреты), устанавливаемые в целях практического осуществления задач и функции государства.
Содержание актов государственного управления определяется характером управленческой деятельности государства. Они играют важнейшую роль в практическом осуществлении организационных мероприятий, разрабатываемых органами управления, т.к. устанавливают обязанность выполнять содержащиеся в них предписания или представляют определенные права субъектам административно-правовых отношений.
Акт государственного управления – это одностороннее волеизъявление, поскольку он выражает волю того органа управления (должностного лица), которым принимается. В актах управления находят свое воплощение управленческие решения, процесс исполнительства, распорядительства, нормотворчества органов государственного управления.
Акты государственного управления могут содержать наряду с правовыми установлениями правила технического характера, экономические нормативы, например, при определении порядка пользования различными орудиями и механизмами, процесса производства тех или иных работ, нормы труда, оплаты, расхода сырья и т.д. В них ярко проявляется организационно-творческий характер государственных управлений, в процессе которого государственные органы укрепляют и развивают собственность, повышают материальное благосостояние и культуру трудящихся, охраняют их права, закрепленные Конституцией РК, обеспечивают соблюдение возложенных на них обязанностей.
Подзаконный характер исполнительно – распорядительной деятельности государственных органов обуславливает обязанность соответствия акта управления законам. Любой акт управления должен издаваться на основе и во исполнение законов. Акты управления издаются в устной или письменной форме. В случаях, когда последние имеют оперативный характер и обращены к подотчетным лицам, они могут быть выражены в устной форме.
По своему назначению и вызываемым ими юридическим последствиям акты государственного управления имеют различный характер.
Они могут: выступать в роли юридических фактов, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются, например, приказ Министра внутренних дел о назначении начальника управления или отдела Министерства, о присвоении очередного звания; служит основанием для издания актов управлений или актов других государственных органов. Так, решение главы местной администрации о введении карантина в определенной местности служит основанием для принятия Маслихатом аналогичного акта; решение комиссии по распределению молодых специалистов о направлении на работу порождает трудовое правоотношение; акт планирования наряду с договором поставки влечет возникновение гражданско-правового отношения. Следовательно, акт государственного управления может порождать не только административно – правовые, но и гражданские, трудовые, земельные, семейные и иные отношения; служит основанием для возбуждения административного или уголовного преследования (в частности, протокол о нарушении общественного порядка); выступать как условие действительности гражданско-правовых, земельных, трудовых и других актов. Так, решение ОВД на изготовление печати для учреждения является условием действительности договора между указанными учреждением и штемпельно-граверным предприятием на изготовление печати; служить законным доказательством для судебных органов, так, приказ об увольнении со службы может быть доказательством причин увольнения, а также основанием для рассмотрения дела в суде.
Акты государственного управления следует отличать от иных государственных актов, от актов общественных организаций и от различных документов. В отличие от законов они обладают меньшей юридической силой.
Акты государственного управления отличаются от судебных актов (приговоров, решений, определений) являющихся проявлением иной формы государственной деятельности – правосудия. Суд применяет нормы права к отдельным случаям, фактам, спорам. Судебные акты всегда индивидуальны, касаются конкретных лиц, участвующих в процессе, не содержат новых общеобязательных норм. Акты же управления содержат не только конкретные предписания, но и новые общеобязательные правовые нормы.
Судебные акты издаются судами только на основании закона и правосознания в силу конституционного принципа независимости судей. Акты же управления принимаются на основании, как закона, так и указаний вышестоящих органов, которые в пределах своей компетенции вправе давать конкретные предписания по соответствующим вопросам, обязательные для исполнения подчиненными органами.
Эти акты отличаются и от гражданско-правовых актов, которые бывают двусторонними (договоры) и односторонними (завещание) но всегда являются результатом взаимного волеизъявления сторон – участников отношения; акты управления принимаются без согласия другой стороны лишь по воле государственного органа, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность. За незаконное принятие акта государственного управления несет ответственность только тот, кто его издал, а за незаконное заключение гражданско-правовой сделки – обе ее стороны.
Акты государственного правления отличаются от актов общественных организаций. Последние являются негосударственными, как правило не обладают общеобязательностью, действуют лишь внутри самих общественных организаций, исполнение их обеспечивается самой организацией. За нарушение же актов управления могут быть применены меры государственного воздействия.
В случаях, когда выполнение государственных функций законом возлагается на общественную организацию (например, контроль за охраной труда и техники безопасности возложен на профсоюзы), соответствующие организации по своей юридической природе аналогичны актам управления.
Акты государственного управления отличаются от документов, имеющих юридическое значение и от служебных документов. Документы, имеющие юридическое значение (паспорт, трудовая книжка, аттестат и др.), не порождают и не изменяют правоотношения, они составляются по установленной законом форме, удостоверяя определенные факты, состояния.
Служебные документы (справки, докладные, рапорты и др.) не имеют юридического значения, для них не существует формальных требований, но они служат источниками сведений по соответствующим вопросам. На их основании (как и на основании документов) могут быть изданы акты управления.
Для характеристики актов государственного управления важным является вопрос об их действии во времени и в пространстве. Вступление в силу акта управления начинается с момента получения его исполнителем, если иное не указано в самом акте. Некоторые акты вступают в силу с даты (срока), специально оговоренной в их тексте. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Правительства РК определен законом. В постановлениях нормативного характера указывается срок введения их в действие. Если этот срок не указан, то акт управления вступает в силу с момента его принятия. Постановления, имеющие общее значение или носящие нормативный характер публикуется в Собрании постановлений.
Постановления, которые в виду важности или срочности предусмотренных в них мероприятий подлежат широкому и немедленному обнародованию, публикуются в газетах, а в необходимости случаев объявляются по радио или по телеграфу.
Для актов управления действует презумпция их правильности. Это правило означает, что любой акт управления подлежит обязательному исполнению до тех пор, пока в установленном порядке он не отменен или не приостановлен.
Признание того, или иного акта недействительным, его отмена производится как самим органом, издающим его, так и вышестоящим органом управления может быть отменен и решением судебных органов.
От отмены акта следует отличать прекращение его действия в силу различных причин и условий. Некоторые акты предусматривают определенный срок действия, по истечении которого прекращают свое действие, например, решения глав местных администраций – 2 месяца. Основанием к прекращению актов управления бывают различные юридические факты. Так, смерть гражданина, подвергшегося административному штрафу, влечет прекращение действия акта о наложении штрафа. Некоторые акты могут прекратить действие вследствие волеизъявления одной из сторон правоотношения, регулируемого данным фактом, что связано обычно с осуществлением гражданами своих прав.
В зависимости от причин его отмены наступают те или иные последствия. Отмена незаконного акта влечет за собой признание недействительными всех отношений, возникающих на основании отмененного акта.
Характеризуя действие акта управления в пространстве, необходимо иметь в виду, что наряду с территориальными пределами действия для многих из них характерны и отраслевые пределы. Так, например приказы, инструкции руководителя министерства, ведомства действуют, как правило, только в данной отрасли государственного управления.
В работе ОВД большое значение имеет знание действия актов управления во времени. Оно необходимо для каждого сотрудника полиции, осуществляющего надзор за соблюдением решений местных органов управления и ответственности за нарушение общественного порядка. Незнание сроков может привести к нарушениям законности.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы