logo
УМКД адм

3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в установленном КоАП РК порядке, судья или орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность физического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются:

  1. объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности;

  2. показаниями потерпевшего, свидетелей;

  3. заключениями эксперта;

  4. вещественными доказательствами;

  5. показаниями сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов наблюдения и фиксации правонарушения, прошедших метрологическую проверку;

  6. иными документами;

  7. протоколами об административном правонарушении и протоколами, предусмотренными КоАП РК.

Фактические данные должны быть признаны недопустимыми в качестве доказательств, если они получены с нарушениями требований КоАП РК, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников процесса или нарушением иных правил процесса повлияли или могли повлиять на достоверность полученных фактических данных, в том числе:

1) с применением насилия, угрозы, обмана, а равно иных незаконных действий;

2) с использованием заблуждения лица, участвующего в процессе, относительно своих прав и обязанностей, возникшего вследствие неразъяснения, неполного или неправильного ему их разъяснения;

3) в связи с проведением процессуального действия лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному делу;

4) в связи с участием в процессуальном действии лица, подлежащего отводу;

5) с нарушением порядка производства процессуального действия;

6) от неизвестного источника;

7) с применением в ходе доказывания методов, противоречащих современным научным знаниям.

Недопустимость использования фактических данных в качестве доказательств устанавливается судьей или органом (должностным лицом), ведущим производство по делу об административном правонарушении, по собственной инициативе или по ходатайству участников процесса.

Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу решения по делу, а также использоваться при доказывании любого обстоятельства по делу, за исключением факта соответствующих нарушений и виновности лиц, их допустивших.

По делу об административном правонарушении подлежат доказыванию:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправное деяние, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность;

3) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, влекущие освобождение от административной ответственности;

7) причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства представляют участники процесса.

Доказательства могут представляться сторонами и другими участниками административного производства.

Если представленные доказательства недостаточны, суд либо орган, рассматривающий дело, может предложить участникам процесса представить дополнительные доказательства либо собрать их по собственной инициативе. Однако суд не может по своей инициативе вызывать новых свидетелей, если об этом не ходатайствовал ни один из участников процесса.

Обстоятельства, признанные судом, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать административное правонарушение, общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда по гражданскому делу или постановлением судьи по иному делу об административном правонарушении, не нуждаются в доказывании при рассмотрении других дел об административных правонарушениях, в которых участвуют те же лица.

Следующие обстоятельства считаются установленными без доказательств, если в рамках надлежащей правовой процедуры не будет установлено обратного:

1) правильность общепринятых в современной науке, технике, искусстве, ремесле методов исследования;

2) знание лицом закона;

3) знание лицом своих служебных и профессиональных обязанностей;

4) отсутствие специальных подготовки или образования у лица, не представившего в подтверждение их наличия документа и не указавшего учебное заведение или другое учреждение, где оно получило специальную подготовку или образование.

Статья 606. Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания потерпевшего и свидетеля

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля представляют собой имеющие отношение к делу сведения, сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля отражаются в протоколе об административном правонарушении или о применении меры обеспечения производства по делу, а при необходимости - оформляются протоколом опроса и приобщаются к делу.

Статья 611. Назначение и производство экспертизы

Экспертиза назначается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть получены в результате исследования материалов дела, проводимого экспертом на основе специальных научных знаний.

Наличие в деле актов ревизий, проверок, заключений ведомственных инспекций, а также официальных документов, составленных по результатам исследований, проводимых специалистами в ходе процессуальных действий, не исключает возможности проведения экспертизы по тем же вопросам.

Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может назначить экспертизу по ходатайству сторон или собственной инициативе.

Производство экспертизы может быть поручено сотрудникам органов экспертизы либо иным лицам, удовлетворяющим требованиям КоАП РК. Производство экспертизы может быть поручено лицу из числа предложенных сторонами. Требование судьи, должностного лица о вызове лица, которому поручено производство экспертизы, обязательно для руководителя организации, где работает указанное лицо.

О назначении экспертизы судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит определение, в котором указывает:

1) фамилию, инициалы судьи, должностного лица, наименование суда, органа;

2) время, место назначения экспертизы;

3) основания для назначения экспертизы;

4) фамилию, имя, отчество эксперта или наименование органа экспертизы, в котором она должна быть произведена;

5) вопросы, поставленные перед экспертом;

6) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Для производства сложных экспертных исследований может быть назначена комиссионная экспертиза, которая проводится экспертами одной специальности.

Если для установления обстоятельства, имеющего значение для дела, необходимы исследования на основе разных отраслей знаний, назначается комплексная экспертиза, которая проводится экспертами разных специальностей.

До направления определения о назначении экспертизы для исполнения судья, должностное лицо обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права: заявлять отвод эксперту; просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц; ходатайствовать о постановке перед экспертом дополнительных вопросов; знакомиться с заключением эксперта либо сообщением о невозможности дачи заключения после поступления его судье, органу (должностному лицу), представлять свои замечания, ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной экспертизы, назначении новых экспертиз.

По результатам производства экспертизы эксперт (эксперты) дает от своего имени заключение и направляет его судье, органу (должностному лицу), назначившему экспертизу.

При недостаточной ясности или полноте заключения, а также возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств может быть назначена дополнительная экспертиза, производство которой поручается тому же или иному эксперту (экспертам).

Если заключение эксперта недостаточно обосновано либо его правильность вызывает сомнение, для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается комиссии экспертов, в которую не входит эксперт (эксперты), проводивший предыдущую экспертизу.

Определение судьи, органа (должностного лица) о назначении дополнительной и повторной экспертизы должно быть мотивированным. При поручении дополнительной и повторной экспертизы эксперту (экспертам) должны быть представлены заключения, составленные по результатам предыдущих экспертиз.

Если эксперт до проведения исследования убеждается, что поставленные перед ним вопросы выходят за пределы его специальных знаний ибо представленные ему материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены, либо состояние науки и экспертной практики не позволяют ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированное сообщение о невозможности дать заключение и направляет его судье, органу (должностному лицу).

Заключение эксперта - это представленные в письменной форме выводы по вопросам, поставленным перед ним судьей, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, основанные на результатах исследования материалов дела, в том числе вещественных доказательств и образцов, проведенного с использованием специальных научных знаний.

В заключении указываются также методы, примененные экспертом при исследовании, обоснование ответов на поставленные вопросы и обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные по инициативе самого эксперта.

Заключение составляется экспертом (экспертами) после производства исследований с учетом его результатов от своего имени, удостоверяется его (их) подписью и личной печатью. В случае производства экспертизы органом экспертизы подпись эксперта заверяются печатью указанного органа.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа (должностного лица), однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Статья 613. Вещественные доказательства

Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении являются предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

В необходимых случаях вещественные доказательства фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу, о чем производится запись в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе, предусмотренном КоАП РК.

Судья, орган (должностное лицо), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять о них решение по окончании рассмотрения дела.

Статья 614. Протокол об административном правонарушении

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, содержащиеся в составленных в соответствии с правилами КоАП РК протоколах об административном правонарушении, удостоверяющих обстоятельства, непосредственно воспринятые судьей, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Статья 615. Документы

Документы признаются доказательствами по делу, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для дела об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме. К документам могут относиться в том числе материалы, содержащие компьютерную информацию, фото- и киносъемки, звуко видеозаписи, полученные, истребованные или представленные в порядке, предусмотренном КоАП РК.

Судья, орган (должностное лицо), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры к обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять о них решение по окончании рассмотрения дела.