Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
Права и обязанности государственных служащих составляют сердцевину содержания правового статуса. Права и обязанности государственных служащих, а также ограничения, налагаемые на них, закреплены в Конституции, Конституционном Законе «О Правительстве», Таможенном Кодексе, в законах «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «О местном государственном управлении РК», «Об ОВД», «О прокуратуре», «О финансовой полиции», в положениях о министерствах и иных органах, в соответствующих должностных инструкциях.
Права государственных служащих – это закрепленные в Конституции, Законе о государственной службе, иных законодательных и нормативных актах и должностных инструкциях, обеспечиваемые и охраняемые государством возможности государственного служащего по осуществлению своей профессиональной деятельности, направленной на выполнение государственных задач и функций.
Обязанности государственных служащих – это установленные Конституцией, Законом о государственной службе, иными законодательными и нормативными актами и должностными инструкциями официальные требования государства к необходимому поведению государственного служащего, обусловленные сферой его профессиональной деятельности по осуществлению государственных задач и функций и уровнем занимаемой должности, обеспечиваемые при необходимости мерами государственного принуждения.
В юридической литературе общие для всех государственных служащих права и обязанности предложено делить на две группы:
права, относящиеся к существу служебной деятельности (на ознакомление документами, определяющими их права и обязанности, на получение информации, на продвижение по службе и т.д.);
сопутствующие статусу государственных служащих служебные права (на пенсионное обеспечение, на ознакомление с материалами своего личного дела, на проведение служебного расследования и т.п.).
Согласно статье 8 государственные служащие имеют право:
пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам Республики Конституцией и законами Республики Казахстан;
участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;
получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от формы их собственности;
требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;
на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим законом оснований;
на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;
на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.
требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;
на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;
на социальную и правовую защиту;
на увольнение с государственной службы по собственному желанию;
на пенсионное и социальное обеспечение.
При поступлении на государственную службу наряду с правами государственный служащий принимает на себя ряд основных обязанностей, которые также отражены в законе «О государственной службе» в статье 9:
соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан. Принятие присяги имеет воспитательный характер, так как возлагает на государственного служащего огромную ответственность, чувство долга, патриотизма, обладает высокой нотой торжественности, незыблемости устоев государства;
обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры предполагает, что государственных служащий должен быть гарантом соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, адекватно реагировать на факты ущемления конституционных прав гражданина.
осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями;
соблюдать государственную и трудовую дисциплину» сводится к неукоснительному, надлежащему, примерному исполнению своих функциональных обязанностей;
принимать на себя ограничения, установленные законом;
соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством;
выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий;
хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;
сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
обеспечивать сохранность государственной собственности;
незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;
повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.
Согласно статье 10 Закона, государственный служащий не вправе:
быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;
использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;
в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.
Государственный служащий в порядке, установленном законодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем.
Государственный служащий имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества, в том числе в форме вознаграждения, дивидендов, выигрышей, доходов от сдачи в аренду имущества и других законных источников.
Государственный служащий не может занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
На государственную службу не может быть принято лицо: 1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограничено дееспособным; 2) лишенное судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; 3) в соответствии с заключением медицинского учреждения имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих должностей установлены в квалификационных требованиях; 4) отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и других неслужебных интересах; 5) которое в течение года перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения; 6) на которое в течение года перед поступлением на государственную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение; 7) имеющее судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке.
Непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу.
Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям:
1. обладать гражданством Республики Казахстан;
2. быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики;
3. обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.
При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки.
Дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу, определяются Президентом Республики Казахстан.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы