logo
УМКД адм

Вопрос 2. Административные производства, его виды

В науке административного права пока еще нет единого подхода к классификации административных производств. Это во многом предопределяется спорами по поводу объема и содержания самого административного процесса. Тем не менее, на практике к настоящему времени сложилась определенная система классификации административных производств. Критерием деления административного процесса на отдельные виды производств служит характер индивидуально-конкретных управленческих дел, отражающий их наиболее существенные свойства и особенности.

Каждое производство имеет целью установление четкого порядка рассмотрения и разрешения конкретной категории управленческих дел. Например, порядок рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан существенно отличается от установленного порядка применения уполномоченными на то органами мер поощрения к гражданам за достигнутые успехи в хозяйственной или иной сфере управления.

Каждое административное производство предоставляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел.

В систему каждого административного процесса включают следующие административные производства:

1. Производство по предложениям заявлениям и жалобам граждан.

2. Производство по делам о поощрениях.

3. Производство по делам о дисциплинарных проступках, подлежащих разрешению администрацией предприятий, учреждений и организаций.

4. Производство по делам об административных правонарушениях.

5. Арбитражное производство.

6. Производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба.

7. Производство по делам об изобретениях и открытиях и др.

Как правило, то или иное производство осуществляют соответствующие органы государственного управления, а некоторые производства осуществляют их должностные лица. То же касается и общественных организаций и их должностных лиц.

Отношения, возникающие в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются чаще всего административно-процессуальными нормами. Это и объединяет отдельные производства в единый административный процесс.

Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

Законодательство предусматривает гарантии прав граждан на обращение в государственные и общественные органы с заявлениями, предложениями и жалобами.

Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 19 июля 1995 г. согласно которому:

обязанность рассматривать письменные или устные обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию того или иного государственного органа, либо общественного органа, возлагается на их руководителей.

Обращения граждан разрешаются соответствующими центральными и местными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Предусмотрена возможность обсуждения предложений граждан, а также результатов рассмотрения их заявлений и жалоб на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Установлены максимальные сроки рассмотрения обращений граждан.

Как правило, предложения рассматриваются в срок до одного месяца, при этом жалобы и заявления, не требующие дополнительной проверки, разрешаются в срок до 15 дней. В тех же случаях, когда поставленный в жалобе или заявлении вопрос требует дополнительного изучения, рассмотрение может быть продлено, но не более чем на один месяц при условии разрешения на это руководителя или заместителя руководителя соответствующего органа, об этом сообщается заявителю до 7 дней.

Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в более короткие сроки: В порядке исключения эти сроки могут быть продлены на 15 дней (в связи с необходимостью дополнительной проверки), о чем должно быть сообщено заявителю.

Особое внимание законодатель уделяет стадии разрешения предложений и жалоб, определяя следующие обязанности должностных лиц:

- внимательно разобраться в существе заявления, жалобы, истребовать необходимые документы и принять другие меры для объективного решения дела;

- принять обоснованное решение, обеспечить реализацию его исполнения, а в случае отклонения предложения, заявления или жалобы – дать мотивированный отказ;

- своевременно сообщить гражданину о результатах рассмотрения его обращения;

- принять необходимые меры, направленные на устранение причин и условий, порождающих жалобы, в том числе на действия должностных лиц;

- обеспечить контроль за деятельностью подчиненных органов по рассмотрению обращений граждан и организации личного приема.

Если действиями должностных лиц причинен существенный вред государственным или общественным интересам или правам граждан, то эти лица могут быть привлечены как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности.

На органы прокуратуры возложен контроль и надзор за соблюдением должностными лицами требований законодательства при рассмотрении обращений граждан. Кроме того, возможно судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Рассмотрение судом жалобы и исполнение принятого им решения осуществляется по правилам гражданского судопроизводства с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены Законом (в частности, установлен десятидневный срок рассмотрения жалобы в ст. 276 ГК).

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит, какое либо из двух решений:

- обоснованности жалобы и обязанности соответствующего органа, должностного лица устранить допущенное нарушение прав гражданина;

- об отказе в удовлетворении жалобы, если суд установит, что обжалуемые действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица и право гражданина не было ущемлено.

О мерах, принятых по исполнению решения, суду должно быть сообщено не позднее чем в месячный срок. Суд имеет право выносить частное определение. О результатах его рассмотрения суду сообщается в месячный срок.