1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на поведение человека. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.
В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различают психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личности, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций.
Принудительные меры могут применяться как и индивидуальным, так и к коллективным субъектам права.
По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других государств, завоевание, внешнее насилие.
Юриста принуждение интересует, прежде всего, как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.
Следует отметить его признаки:
принуждение осуществляется в связи с неправомерным для общества деянием как реакция на вредоносное поведение;
правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы;
правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться;
существует государственная монополия на правовое принуждение. Только государство вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции.
Таким образом, принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, путем принятия актов применения права.
Государственное принуждение, можно различать по отраслевому критерию: какой отраслью права установлены принудительные меры. Разнородность общественных отношений, регулируемых правом, обусловливает необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения. Эти виды принуждения отличаются друг от друга по своему содержанию, основаниям и порядку реализации.
В сложившейся практике существует четыре основных вида государственного принуждения:
- уголовно-правовое;
- гражданско-правовое;
- дисциплинарное;
- административно-правовое.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения правопорядка.
Профессор М.И. Еропкин дает следующее определение административному принуждению: «Административно-правовое принуждение – это применение органами государственного управления (судами, судьями), а в случаях делегирования соответствующих государственно-властных полномочий – общественными организациями, установленных законом мер, состоящих в понуждении к исполнению гражданами, должностными лицами юридических обязанностей, в целях прекращения противоправных действий, привлечение к ответственности за административные проступки, или обеспечение общественной безопасности».
Административно-правовое принуждение – один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все его признаки. В то же время, будучи самостоятельной разновидностью государственного принуждения, административное принуждение обладает определенными особенностями, позволяющими индивидуализировать его, отграничить от других форм правового принуждения.
К основным признакам, характеризующим административно-правовое принуждение, можно отнести следующие:
1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, предназначенным для охраны общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер.
2. Основаниям применения административного принуждения является, как правило, содержание административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств), при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.
3. Административное принуждение характеризуется тем, что его применение не связано с отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного трудового коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения. Если лицо нарушает служебно-воинскую, трудовую или иную государственную дисциплину в коллективе, к нему применяются меры дисциплинарного принуждения.
4. Акты, регламентирующие применение мер административного принуждения, правомочны издавать многие органы государственной власти: Парламент, Президент, Правительство, маслихаты, акиматы. Но следует иметь в виду, что санкции за совершение административных правонарушений устанавливаются только законом или указами Президента, имеющими силу закона.
5. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами, круг которых строго определен правовыми актами. Исчерпывающий перечень этих органов дан в главе 32 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
6. Процессуальный порядок применения мер административного принуждения по сравнению с процессуальным порядком применения иных мер государственного принуждения (уголовное, гражданское судопроизводство) прост, лишен громоздкой процедуры. Вопросы применения мер административного принуждения решаются в условиях обычной очевидности фактических обстоятельств, не требуют сложного доказательного материала, а потому и сложного процессуального регламента. Административно-процессуальные действия отличаются оперативностью, относительной простоты и экономичностью.
Административно-правовое принуждение – понятие далеко не однородное, а сложное, слагающееся из совокупности административно-правовых средств принудительного воздействия, которые применяются уполномоченными на то субъектами правоприменения в целях охраны правопорядка.
Таким образом, административно-правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
Основанием применения административного принуждения является, как правило, совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемии, эпизоотии, стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств , при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий. Комплекс мер административного принуждения весьма разнообразен. Все они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификаций.
Место той или иной меры в системе принудительных средств определяется, прежде всего, ее назначением (целями), обусловливающим соответствующий способ воздействия на общественные отношения. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно разделить на три группы:
административно-предупредительные меры;
меры административного пресечения и процессуального обеспечения;
административная ответственность.
2. ВОПРОС. Меры административного предупреждения применяемые органами государственного управления
Административно-предупредительные меры - применяются в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, а также обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях. Чаще всего они используются для предотвращения опасности для здоровья и жизни граждан в условиях, которые не связаны с правонарушениями. Эти меры имеют ярко выраженный профилактический характер. Их принудительные свойства выражаются в том, что они применяются полномочными органами (должностными лицами) без согласия второй стороны, которая в силу административно-правовых норм обязана либо выполнить предписанные действия, либо воздержаться от каких-либо действий.
Полномочия органов управления (должностных лиц) по применению административно-предупредительных мер точно определены законом или подзаконными административно-правовыми нормами, причем, столь же точно определен и конкретный субъект применения той или иной меры. Как правило, это контрольно-надзорные органы и их представители (работники милиции, органы санитарного надзора, таможенные и другие органы). Соответствующим объемом полномочий в данной области наделяются и члены народных дружин.
Административно-предупредительные меры достаточно разнообразны. Наиболее распространенными из них являются:
вхождение сотрудников правоохранительных органов в жилые и служебные помещения, например, для проверки соблюдения паспортного режима;
проверка документов с целью предотвращения правонарушений. Например, у водителей - водительское удостоверения, путевой лист, товаротранспортные документы, у граждан - документы, удостоверяющие личность, у охотников и рыболовов - соответствующие лицензии;
досмотр вещей, багажа, а также личный досмотр, применяемый таможенными органами с целью предупреждения контрабанды при переезде через государственную границу, а также обнаружения запрещенных для полетов на судах гражданской авиации грузов и предметов (например, оружия, взрывчатых, легковоспламеняющихся, токсичных веществ, а также наркотиков);
прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, при стихийных бедствиях, авариях, ремонте дорог, газовых, электрических и иных коммуникаций);
запрещение выпуска на линию технически неисправного транспорта;
освидетельствование состояния здоровья лиц (например, работников пищевой промышленности и торговли) и санитарного состояния предприятий (например, предприятий общественного питания);
введение карантина при эпидемиях (массовое заболевание людей), эпизоотиях (массовое заболевание животных) и эпифитотия (массовое заболевание растений). Например, запрещение или ограничение въезда и выезда;
административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
реквизиция имущества, то есть принудительное возмездное его изъятие (например, личного транспорта в условиях военного положения).
Применение принудительных мер связано, с фактами нарушения лиц возложенных на них правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушений, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц, аварий и т.д. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, не виновных в нарушении норм права; органы государственного управления в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Например, органы исполнительной власти могут устанавливать карантин, санитарно-наблюдательный контроль, имеющий целью изоляцию людей или животных, органы внутренних дел по решению суда могут устанавливать административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.
Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не всегда требуется факт нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы.
Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступников, несчастный случай и т.д.
При наличии условий, предусмотренных гипотезой соответствующей правовой нормы, органы исполнительной власти на основе представленных им полномочий принимают решения о применении административно-предупредительных мер. Данные меры осуществляются на организационных основаниях, но они не являются санкциями правовых норм. Норма права формирует их не в санкции, а в диспозиции. В этом состоит одна из особенностей административно-предупредительных мер.
В нормативных актах не только закрепляются полномочия на применение органами исполнительной власти принудительных мер, но и определяется порядок реализации мер, предусмотренных диспозиций.
Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.
Административно-предупредительные меры выступают в виде либо административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц.
К числу первых можно отнести: введение карантина при эпидемии и эпизоотиях; закрытие участков границы (например, при возникновении эпидемий); административный надзор в отношении определенной категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы с установлением некоторых ограничений; закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта при возникновении угрозы безопасности движения (например, угрозы горные обвалов и оползней, обвалов домов).
К числу принудительных административных действий относятся: вхождение в жилые и иные помещения граждан; истребование необходимых документов (при проведении ревизий); реквизиция имущества (например, личного транспорта в военное время или плавательных средств в случае наводнения); использование транспортных средств (например, при преследовании преступника). Таможенный досмотр; досмотр вещей и багажа, медицинское освидетельствование и т.п. Приложение подобных принудительных мер не связано с какими-либо предшествующими им правонарушениями.
Административно-предупредительные меры чаще других применяют сотрудники правоохранительных органов, поэтому целесообразно рассмотреть основания применения некоторых из них.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы