logo
УМКД адм

Отличие государственного управления от общественного

Государственное управление – исполнительная и распорядительная деятельность по непосредственной, практической организации общественных процессов в развитии общества. Государственное управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляется всеми органами государства.

Государственное управление это:

а) деятельность по исполнению законов;

б) деятельность, заключающаяся в текущем распорядительстве различными объектами и людьми, что связано с изданием обязательных для них подзаконных актов.

В более узком смысле слова (или, собственно, в административно-правовом аспекте) государственное управление следует рассматривать как исполнительную и распорядительную (в том числе внутриорганизационную), юридически-властную деятельность подзаконных и подконтрольных органов государственного управления, направленную на практическое и непосредственное осуществление руководства народным хозяйством, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Среди характерных черт (признаков) государственного управления могут быть выделены следующие:

1) исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности: исполнительный по отношению к органам власти, образовавшим органы управления для исполнения своих решений, и распорядительный – по отношению ко всем другим органам государства, поскольку без соответствующих полномочий невозможно обеспечить эффективное руководство отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также осуществить контроль за проведением принятых решений в жизнь;

2) юридически-властный характер управления заключается в том, что оно реализуется от имени государства и наделяется последним необходимыми властными полномочиями, предполагает подчинение объекта управления субъекту управления. Поэтому управленческие отношения являются по своему характеру субординационными, властно-распорядительными;

3) организационный характер управления состоит в том, что с его помощью достигается координация совместной деятельности множества людей, трудовых коллективов, обеспечивается выполнение поставленных целей посредством организации аппарата управления и каждого его звена;

4) повседневный и непрерывный характер управления обусловлен самим содержанием исполнительной деятельности государства, исключающего эпизодичность, разорванность процессов в системе управления, связанных между собой определенными организационными отношениями в процессе совместного функционирования. Действительно, нельзя серьезно говорить об исполнении законов временно;

5) подзаконность и подконтрольность государственного управления находит свое выражение в том, что с одной стороны, все правовые акты, издаваемые органами управления всех ступеней, должны быть строго основаны на требованиях закона и не противоречить закону, с другой стороны, все структуры управления образуются органами власти для проведения в жизнь своих решений и, следовательно, подконтрольны и подотчетны в своих действиях последним, поэтому строгие рамки подзаконности и подконтрольности государственного управления служат делу укрепления органов власти и исключают (или сводят к минимуму) возможность административного произвола.